Блог Виктории Иванченко

Что Brexit нам готовит?

1 Июля 2016
Распечатать

Референдум в Великобритании и его итоги обозначили некоторые яркие тренды, характерные для процессов внутри Европейского союза. Как долго они будут сохраняться, зависит от политической воли игроков и готовности идти на непопулярные и нестандартные решения. Для данных решений потребуется огромный массив усилий и свежесть подхода, так как старые методы преодоления кризисов в сегодняшних реалиях уже не работают. Выделим основные тенденции.

 

1. Разочарование в элитах.

В Европейском союзе наблюдается недовольство национальными элитами, отсутствием у них гибкой реакции на вызовы и отсутствием твердости в принятии и проталкивании решений. Национальные элиты критикуются по пунктам зависимости от Брюсселя по линии ЕС и Вашингтона по линии НАТО. В целом наблюдается кризис харизматичных и сильных лидеров по образцу выдающихся деятелей Старой Европы.

Критика также касается отсутствия стратегического и глобального мышления у политических лидеров, зацикленности на мелких вопросах текущей повестки дня, отсутствия дальновидности и умения упреждать кризисы. Затянувшиеся и малоэффективные попытки бороться с настоящими проблемами также не способствуют повышению веры в элиты и лояльности к ним.

Система институтов Европейского союза, подверженная постоянным реформам для борьбы с демократическим дефицитом, поддержки прозрачности, демократии и легитимности Союза, в итоге превратилась в отягченный и запутанный механизм принятия решений. По следам реформ Европейский союз все больше обвиняют в непрозрачности и демократическом дефиците. Великобритания итоговым результатом референдума показала недовольство зависимостью граждан от «брюссельских бюрократов» и в целом участием государства в сложной, медленной и чрезвычайно скрупулезной системе ЕС.

На национальном уровне недовольство элитами может еще более повыситься – процент проигравших в Великобритании при любом раскладе остается велик, а ни у сторонников, ни у противников Brexit нет четкого понимания, что теперь делать в сложившейся ситуации. Обстановка в Великобритании не сулит больших выгод и побед, но, напротив, обещает массу издержек вплоть до дезинтеграции государства. Достойный выход из патовой ситуации возможен, если на горизонте объявится лидер со стратегическим и нестандартным мышлением, с четким планом и пониманием, куда двигаться Великобритании дальше, чтобы как минимум не растерять то, что пока еще имеется.

Фото: Wikimedia Commons

 

2. Застой интеграции.

Интеграция в Европейском союзе в последние годы начала буксовать, несмотря на реформы Лиссабонского договора и последнее расширение интеграции на три государства (Болгарию, Румынию и затем Хорватию), которое также до сих пор еще не доведено до конца. Однако отклонение проекта Конституции еще в 2005 году стало тревожным звонком для «еврооптимистов», также как и последующие внутренние и внешние кризисы, на которые ЕС не в состоянии адекватно и эффективно реагировать.

Внутренние кризисы – миграция, высокий поток беженцев, террористические атаки, долговой кризис в Греции, кризис зоны евро – обнажили дисбалансы внутри институционального каркаса ЕС, а также отсутствие эффективных «рецептов» для разрешения данных проблем. Популизм, внутренняя борьба политических групп, зависимость от общественного мнения связывают руки Союза и отдельных национальных лидеров для принятия кардинальных решений. Попытка Дэвида Кэмерона пойти ва-банк имеет все шансы вызвать тектонические сдвиги во всем мире. Но будут ли готовы другие политики принимать не менее рискованные решения для того, чтобы избежать очередных катаклизм, которые может породить Brexit в частности?

Brexit становится поворотной точкой для дальнейшего развития интеграции ЕС. С одной стороны, впервые в истории ЕС наметился прецедент сужения Союза. С другой стороны, именно уход Великобритании может дать толчок углубления интеграции и пересмотра всей системы Договоров и институтов, особенно по тем вопросам, которые блокировала или «выторговывала» Великобритания. Впрочем, и здесь нужна политическая воля элит и консолидация Союза, а текущая турбулентность может привести к дальнейшему разобщению и попыткам отдельных государств-членов получить личные выгоды из ситуации.

Европейский союз и так в последние годы несет имиджевые потери, но Brexit в свою очередь обнажает массу новых внутренних проблем, нарушает саму логику и аргументацию европейского проекта. Европейской модели интеграции грозит превращение в большую, но канувшую в лету европейскую мечту при дальнейших подобных тенденциях застоя.

 

3. Недееспособность ЕС как актора внешней политики.

Погруженность ЕС во внутренние проблемы, а также возникновение не без участия ЕС внешних кризисов не дают Союзу возможностей выступать единым внешнеполитическим актором и играть существенную роль на международной арене. Главный ресурс европейского проекта – его привлекательность – уже не настолько действенный, тем более на фоне попыток выйти из его состава.

Роль ЕС как внешнеполитического актора без серьезных трансформаций будет и далее уменьшаться. Brexit в свою очередь не задает прямых подвижек для коммунитаризации сферы Общей внешней политики и политики безопасности, а, соответственно, скорей всего, данная сфера останется в компетенции государств-членов, которые по-прежнему во многом с трудом достигают единого знаменателя по вопросам внешней политики.

«Лакмусовая бумажка» внешней политики ЕС – Политика соседства – не только не привела к ожидаемым результатам, но во много вызвала абсолютно противоположные эффекты. Не было решено ни экономической, ни правовой проблемы «соседей», ни тем более не было создано зоны безопасности из "кольца друзей". Украина – наиболее яркий пример. На фоне перспективы долгих переговоров с Великобританией и постепенного реформирования ЕС Политика соседства и далее будет терять свою значимость и роль для государств-членов. Именно поэтому украинский вопрос отойдет на задний план, а от других серьезных мировых событий ЕС будет и далее абстрагироваться.

Еще одна тенденция - Европейский союз продолжает и дальше довольно узко оценивать отношения с Россией и её роль в событиях на европейском континенте. Потеря чувства реальности также обнаруживается и по заявлениям политических государственных лиц относительно «победы России» в исходе британского референдума. Отношение России к событиям в ЕС становится индикатором успешности европейских процессов, а антироссийская риторика – доминирующей для продвижения решений. Но такой узкий взгляд на международные события создает только больше препятствий для укрепления авторитетности ЕС на международной арене.

В целом тенденции напоминают центробежные процессы на периферии, в то время как есть предпосылки для формирования более цельного и динамичного в развитии ядра в Евразии в рамках ЕЭАС и ШОС.

 

4. Неготовность к твердым и эффективным решениям.

Великобритания входит в стадию кризиса и неопределенности (Дэвид Кэмерон объявил о намерении уйти в отставку, а активный сторонник Brexit Борис Джонсон снял кандидатуру с выборов), в то время как ЕС уже требует уведомления о запуске процесса выхода государства из Евросоюза.

Согласно ст. 50 Лиссабонского договора Великобритания покинет ЕС со дня вступления в силу соглашения о выходе или (при отсутствии соглашения) через два года после уведомления о начале выхода. Соглашение должно быть одобрено Европейским Парламентом и Советом ЕС – и здесь возникает пространство для торга и внутренней политической борьбы в Европейском союзе. Есть угроза погружения в многочисленные внутренние склоки, попытки форсировать или, напротив, замедлить события.

Ситуация такова, что без радикальных решений не обойтись, и в данной обстановке попытки отложить их или ограничиться поверхностными рекомендациями и заявлениями могут привести лишь к деградации Европейского союза, неэффективному функционированию или даже к дальнейшей территориальной и институциональной дезинтеграции.

 

Но однозначно понятно одно: точка невозврата уже пройдена, и при любом раскладе потребуются серьезные реформы и пересмотр предыдущей неудачной политики.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся