Политическая жизнь Турции

Эрдоган берет под контроль финансы Гюлена

12 Февраля 2015
Распечатать

Конфликт партии Справедливости и Развития Турции с одной из самых могущественных политических сил страны – движением Гюлена уже давно приобрел характер борьбы государства с несистемной оппозицией. Имеющиеся у ПСР обширные административные ресурсы с успехом применяются в чистке органов власти от симпатизирующих движению чиновников и сотрудников силовых ведомств. Новый этап неравной борьбы наступил 3 февраля, когда Совет по банковскому регулированию и контролю (СБРК) постановил передать 63%  акций аффилированного с движением Гюлена частного банка Asya в распоряжение государственного Фонда Сбережений и Страхований Турции (ФССТ), представители которого вошли в состав полностью обновленного правления банка. Представители государства, оппозиция и эксперты по разному оценивают произошедшую смену руководства банка в контексте соперничества ПСР с движением Гюлена.

 

Как сообщили официальные представители СБРК, в чьи обязанности входит контроль за банковским сектором страны, несколько месяцев назад банку Asya было направлено требование предоставить информацию о 185 акционерах банка, имеющих право голоса, до 2 января 2015 года, банк однако предоставил досье лишь о 53-х акционерах, таким образом информация о 63% держателей акции банка была не получена контролирующим органом. Основываясь на Законе о банковской деятельности, который в частности указывает на обязательство банков иметь прозрачную и открытую структуру собственности, Совет по банковскому регулированию и контролю принял решение назначить управляющим совета банка заместителя главы Фонда сбережений и страхований Турции Мехмета Али Исламоглу (Mehmet Ali İslamoğlu), а на пост генерального директора сотрудника того же Фонда – Айдына Гюндогду (Aydın Gündoğdu).

 

Правительство страны положительно отнеслось к смене руководства банка. Так, турецкий премьер-министр Ахмето Давутоглу (Ahmet Davutoğlu) в одном из телевизионных интервью заявил, что решение о смене руководства несет исключительно правовой характер, СБРК действовал самостоятельно, и решение не имеет никакого политического измерения. Министр экономики. Нихат Зейбекчи (Nihat Zeybekçi) указал на то, что прошедшая смена руководства банка Asya является результатом работы законодательства банковского сектора страны. Пр словам министра, со сменой руководства банка ожидается прекращение спекуляции на финансовой рынке страны.

 

Свет на истинные причины смены руководства банка Asya могут пролить заявления министра иностранных дел Мевлюта Чавушоглу (Mevlüt Çavuşoğlu), который, находясь на международном саммите по безопасности в Мюнхене, сообщил, что структуры Гюлена используют деньги турецких граждан для ведения кампании против самой Турции и ее национальных интересов. Более критическую позиции занимает президент страны Реджеп Тайип Эрдоган (Recep Tayyip Erdoğan). В своем выступлении в ноябре 2014 года политик заявил, что банк Asya является финансовой структурой движения Гюлена. Тогда же Эрдоган, указывая на опасные последствия существования подобных структур в Турции, заметил, что СБРК должен предпринять необходимые меры для защиты единства и стабильности в стране, в противном случае сам совет будет нести всю ответственность.

 

Действия СБРК и позиция правительства была раскритикована представителями оппозиционных партий. Заместитель председателя Республиканской народной партии (РНП) Фаиз Озтрак (Faiz Öztrak) охарактеризовал операцию СБРК как беззаконие, добавив, что истинной причиной смены руководства банка являются не технические нарушения, а политические связи банка с движением Гюлена. Озтрак обвинил правящую партию в использовании имеющегося законодательства в своих интересах. Советник председателя РНП Селин Саек Бёке (Selin Sayek Böke) раскритиковала действия кабинета, заявив, что решение СБРК нанесли вред имиджу турецкой экономки. По ее словам, сегодня бóльшая опасность для экономики и политической стабильности в стране исходит от самого правительства. Представитель другой оппозиционной партии, представленной в парламенте страны, Партии национального действия (ПНД) Озджан Еничери (Özcan Yeniçeri) охарактеризовал смену руководства банка Asya как продолжение спецоперации правительства по уничтожению структур движения Гюлена. По словам Еничери, истинные причины решения СБРК стоит искать в заявлению, сделанных Эрдоганом 7 октября 2014 года, когда президент Турции заявил, что связанный с организацией Гюлена банк можно считать банкротом.

 

Несмотря на заявленную критику и предсказания оппозиции касательного того, что решение СБРК негативно повлияет на экономическую стабильность в стране, проведенная операция по смене руководства банка пока не оказала заметного негативного эффекта. Показательна позиция международного рейтингового агентства Standart & Poor’s, которое заявило, что решение СБРК не повлияет на оценку страны, т.к. случай смены руководства банка Asya не свидетельствует о систематическом риске для банковского сектора Турции, и решение контролирующего органа не имеет политических мотивов. Генеральный секретарь Союза партнерских банков Турции (СПБТ), объединяющий банки, предоставляющих услуги исламского банкинга, куда в частности входит и Банк Asya, Осман Акюз (Osman Akyüz) заявил, что смена совета управляющих банка не будет иметь негативного влияния на сферу исламских финансов в стране. Акюз выразил надежду на то, что Банк Asya будет и дальше предоставлять свои услуги населению на лучших условиях.

 

Примечательно, что решение СБРК было принято на фоне попыток турецкого правительства добиться экстрадиции из США лидера движения Фетхуллы Гюлена (Fethullah Gülen), который проживает на территории Соединенных Штатов. По данным главы МИДа Турции паспорт Гюлена была аннулирован, и необходимая информация передана американским властям. Турецкое правительство намеревается внести имя Гюлена в т.н. «красный циркуляр» ИНТЕРПОЛА, т.е. список лиц, подлежащие экстрадированию. По заявлениям министра Чавушоглу, Турция ожидает от США соответствующих шагов.

 

Кроме этого в самой Турции продолжаются мероприятия по выявлению сторонников движения в рядах силовых структур. Согласно недавним заявлениям министра внутренних дел Турции Эфкана Ала (Efkan Ala), в полиции и органах безопасности ведется служебная проверка 3329 человек, связанных с массовым прослушиванием в структурах полиции, жандармерии и национальной разведки. По данным министра, 510 человек остранены от должности, 251 человек уволены. В одном только 2012-м году было нелегально прослушано 250 тысяч человек, утверждает Ала. Тем временем в Турции продолжается судебный процесс над 13 людьми, обвиняемых в прослушивании Эрдогана во время его пребывания на посту премьер-министра. Части подсудимым грозит обвинение в шпионаже и заключение под страду на максимальный срок до 36-ти лет.

 

Несомненно, решение СБРК сменить руководство банка Asya и таким образом добиться раскрытия информации об акционерах банка необходимо рассматривать в контексте политической борьбы между правящей партией Справедливости и Развития и движением Гюлена. Правительство пытается ослабить движение по всем возможным направлениям. Наличие у движения сторонников среди чиновников и сотрудников государственных органов заставило Эрдогана в свое время предпринять решительные меры по успешной чистке государственного аппарата. Однако не стоит забывать, что помимо административных ресурсов движение располагает значительными информационными и финансовыми возможностями, и именно в этих направлениях правительство планирует сконцентрировать свои силы в борьбе со своим идеологическим противником.

Поделиться статьей

Текущий опрос

У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся