Политическая жизнь Турции

Инициатива правительства в сфере безопасности объединила оппозицию

20 Февраля 2015
Распечатать

В политической жизни Турции за последние 10 лет редко бывало так, чтобы основные оппозиционные политические партии объединялись и действовали сообща. Однако правящая партия Справедливости и Развития (ПСР) все чаще своими законодательными инициативами способствует объединению оппозиционного лагеря. Примером этого на сегодняшний день могут послужить дискуссии о планах ПСР внести изменения в существующее законодательства в области обеспечения внутренний безопасности и функционирования сил правопорядка. Спорный законопроект правящей партии вызвал одинаково негативную реакцию представителей всей парламентской оппозиции. Свое недовольство инициативой ПСР выразили ряд европейских и турецких общественных организаций.

 

Законопроект предусматривает внесение изменений в существующее законодательство Турции, регулирующие и определяющие полномочия местных властей и сил правопорядка в деле обеспечения внутренней безопасности. В частности, в разработанном ПСР документе предлагается увеличить число ситуаций, когда полиция может применять оружие. Вместе с тем заметно увеличивается тюремных срок с 2 лет и 6 месяцев до 4 лет за использование во время публичных собраний таких запрещенных материал как фейерверки, коктейли молотова, зажигательный и воспламеняющихся материалов, подшипников и рогаток. Кроме того, увеличение тюремного срока предусматривается и за использование символики и слоганов запрещенных в Турции организаций в ходе публичных собраний с 6 месяцев до 3 лет, пропаганда террористической организации, достаточно расплывчатое понятие в турецком законодательстве, предполагает, согласно документу, срок до 5 лет.

 

Представители правящей партии аргументируют необходимость принятия поправок тем, что в некоторых частях страны заметно увеличилось число случаев грубого нарушения общественного порядка. Стоит отметить, что предлагаемый ПСР документ был разработан в октябре 2014 года, спустя несколько недель после масштабных беспорядков в восточных провинциях страны. В течение нескольких дней в крупных восточных городах Турции происходили беспорядки, организованные турецкими курдами, выражавшие свое недовольство пассивной позицией Турции по вопросу оказания помощи сирийскому городу Кобани, где большинство населения составляют сирийские курды. Тогда местные курдские боевые формирования в течение нескольких недель вынуждены были отражать атаки террористической организации Исламское Государство. Согласно данным местных СМИ во время беспорядков в турецких городах погибло не менее 40 протестующих.

 

Кроме этого, ПСР в ходе парламентских дискуссий не раз ссылалась на практику европейских страны в области обеспечения безопасности. По заявлениям турецкого премьер-министра Ахмета Давутоглу (Ahmet Davutoğlu) предлагаемые изменения соответствуют существующим европейских стандартам в вопросах функционирования сил правопорядка. Другим аргументом в пользу принятия изменений называется необходимость усилить меры по обеспечению общественного порядка в свете происходящего в соседних странах - Ираке и Сирии.

 

Оппозиция страны уже успела раскритиковать спорную инициативу ПСР по изменению существующего законодательства. Представители крупнейшей оппозиционной Республиканской народной партии (РНП), в частности, обратили внимание на то, что предлагаемые меры ограничивают закрепленную в Основном законе страны свободу собраний. Недовольство вызвало также и положения, необоснованно расширяющие полномочия местных властей в ущерб судебным органам власти. Лидер другой оппозиционной партии, Партии национального действия (ПНД) Девлет Бахчели (Devlet Bahçeli) на недавнем партийном собрании заявил о том, что органы правопорядка имеют достаточно полномочий, необходимых для обеспечения порядка на улицах турецких городов.

 

Курдская оппозиционная Демократическая партия народов (ДПН) выступает наиболее активно против принятия предлагаемых изменений. Сопредседатель ДПН Селахаттин Демирташ (Selahattin Demirtaş) выступил с призывом к обеим партиям объединить усилия и не допустить принятия предлагаемых ПСР реформ в области внутренний безопасности. По словам Демирташа, инициатива правящей партии направлена не на укрепление национальной безопасности, а на ограничение протестного движения в стране. Партийный соратник Демирташа Фиген Юксекдаг (Figen Yüksekdağ) заявила, что принятие парламентом страны предлагаемых изменений может подорвать текущий переговорный процесс между представителями турецкого правительства и террористической Рабочей партией Курдистана (РПК).

 

Критика инициативы ПСР исходит также и от неполитических организаций. Например, президент Союза коллегий адвокатов Турции Метин Фейзоглу (Metin Feyzioğlu) во время своего визита в парламент страны указал на то, что необходимость борьбы с терроризмом, указанная в документе, не может являться истинной причиной появления документа, т.к., по его словам, существующие законы страны в достаточной степени позволяют успешно бороться с террористами.

 

Тем временем в связи с предлагаемой инициативой ПСР пресс-секретарь комиссии ЕС по вопросам расширения и европейской политики соседства Майя Косьянчич заявила, что отчеты комиссии прошлых лет указывают на существование в Турции острой необходимости улучшения механизма контроля за действиями сил правопорядка, особенно в случаях неправомерного применения чрезмерной силы, которые не расследуются должным образом. Также представитель комиссии ЕС выразила готовность Европы сотрудничать с Турцией в вопросе выработке законодательства, отвечающего всем стандартам ЕС.  Комиссар Советы Европы по правам человека Нилс Муйжниекс отметил, что рассматриваемые законопроекты увеличивают полномочия полиции без создания какого-либо контролирующего механизма. Комиссар призвал парламент Турции к пересмотру документа и призывал парламентариев к учету мнений общественных правозащитных организаций Турции.

 

Эксперты отмечают, что разработанный ПСР документ появился в тот момент, когда правительство решительно пытается достичь ощутимого прогресса в переговорах с РПК перед выборами в июне этого года. Решение Курдского вопроса способно, по мнению руководства ПСР принести партии необходимую поддержку в виде голосов на предстоящих парламентских выборах. По видимому, правительство опасается непредсказуемого развития событий в восточных провинциях страны в случае провала переговоров, расширив полномочия полиции на местах, правительство намерено удержать контроль над ситуацией в своих руках.

Поделиться статьей

Текущий опрос

У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся