Политическая жизнь Турции

Новый поворот в курдском вопросе Турции

10 Марта 2015
Распечатать

По мнению большинства наблюдателей, одним из крупнейших достижений правящей Партии справедливости и развития Турции является начало мирного процесса с террористической организацией Рабочая партия Курдистана, которая вот уже на протяжении 30 лет ведет вооруженную борьбу с центральным правительствам ради достижения самоопределения курдского народа. Мирные инициативы правительства за последние десять лет не всегда давали реальных результатов, однако стороны успели продемонстрировать свое желание следовать курсу на мирное разрешение  конфликта. Недавнее выступление лидера РПК Оджалана с призывом сложить оружие является одной из поворотных точек в развитии курдского вопроса Турции.

 

В конце февраля на встрече делегации легальной курдской Демократической партии народов (ДРН) с представителями правительства было представлено открытое обращение находящегося под стражей лидера Рабочей партии Курдистана (РПК) Абдуллы Оджалана (Abdullah Öcalan) к членам курдских организаций, воюющих с турецкими властями. В представленном документе Оджалан призывает руководство РПК организовать весной этого года чрезвычайный конгресс под руководством Союза обществ Курдистана (СОК), на котором бы было принято окончательное решение относительно отказа от вооруженной борьбы и решения участвовать в полноценном политическом процессе страны.

 

Тем же днем член курдской делегации, участвующий в переговорах между лидером РПК и правительством Турции, депутат ДПН Сырры Сюрейя Ондер (Sırrı Süreyya Önder) на встречи с журналистами озвучил десять пунктов, на основе которых предлагается вести дальнейших переговорный процесс. Представленная программа охватывает широкий круг вопросов, начиная от переформулирования принципа гражданства и заканчивая внесением конституционных гарантий экономических, социальных и культурных прав и свобод.

 

Политические круги в целом положительно отреагировали на заявление Оджалана. Так, премьер-министр Ахмет Давутоглу (Ahmet Davutoğlu) в одном из интервью заявил, что призыв лидера курдских сепаратистов вселяет надежду на достижение реального разрешение многолетнего конфликта, унесшего более чем 40 тысяч жизней. По мнению главы правительства, главным условием мирных переговоров является созыв конгресса и сложение оружия. Выдвигаемые 10 пунктов, по словам Давутоглу, должны рассматриваться уже после сложения оружия в рамках работы парламента и политических дискуссий. Президент страны, Реджеп Таййип Эрдоган (Recep Tayyip Erdoğan) охарактеризовал призыв Оджалана как очень важный этап в текущем мирном процессе, однако призывал отказаться от идеи того, что сложение оружия будет обоюдным.

 

Смешанная реакция пришла и от главной оппозиционной Республиканской народной партии (РНП). Лидер партии Кемаль Кылычдароглу (Kemal Kılıçdaroğlu) заявил, что он приветствует разрешение конфликта, однако не верит в будущее мира, в основе которого лежит обоюдное недоверие сторон. При этом политик добавил, что главным препятствием для решения конфликта является сама правящая партия. Традиционно резкая критика действия правительства прозвучала из рядов Партии национального движения (ПНД). Так, председатель парламентской фракции ПНД Октай Вурал (Oktay Vural) заявил, что открытое письмо Оджалана и позиция правительства по этому вопросу свидетельствуют о том, что правящая партия идет на сотрудничество с террористами ради принятия новой конституции.

 

 

Пожалуй самым неожиданным событием, последовавшим за встречей правительства с курдскими политиками, стало выступление сопредседателя ДПН Селахаттина Демирташа (Selahattin Demirtaş), который обратил внимание на то, что озвученное обращение Оджалана прозвучало за несколько месяцев до предстоящих выборов, критически важных для правящей партии. Демирташ заявил, что, учитывая, что парламент страны в скором времени уйдет на каникулы перед предстоящими выборами, никакого юридического закрепления возможных переговоров не будет. Также политик добавил, что, правящая партия хочет увеличить популярность засчет громких лозунгов, за которыми по сути ничто не стоит. Намекая на текущие попытки ПСР протолкнуть через парламент страны крайне противоречивый пакет поправок, значительно расширяющий полномочия силовых структур, политик посетовал, что действия правительства пока что не вселяют надежды на скорое разрешение конфликта.

 

Важным для прогнозирования успеха возможных переговоров стала позиция представителей самого курдского движения. Так, например, сопредседатель исполнительного совета упомянутого выше СОК, объединяющего множество курдских организации в том числе РПК, Джемиль Байык (Cemil Bayık) в статье газеты Азадия Велат (Azadiya Welat) отметил, что сложения оружия должно следовать за реальными шагами правительства в вопросе устранения неравенства и бесправия курдской части населения страны. Для этого, указывает Байык, и была представлена программа из 10-ти пунктов, СОК ожидает от правительства конкретных действия в ответ на опубликованных призыв лидера РПК Оджалана.

 

Стоит напомнить, что первые заявления о намерении ПСР решить курдский вопрос были сделаны тогда еще премьер-министром страны Эрдоганом в 2005 году в Диярбакыре. В 2009 году правительством была представлена программа т.н. «демократического открытия», в рамках которого предлагалось расширить возможности национальных меньшинств, в том числе курдов, с целью уменьшения террористической активности в стране. Для мирного решения конфликта с самой Рабочей партии Курдистана, которая числится в списке террористических организаций в Турции, в 2012 году была разработана дорожная карта, в рамках которой парламентом страны в июле 2014 года был принят «Рамочный закон» (Çerçeve yasa), дающий юридическое основание для работы правительства.

 

Между тем, положительная реакция на возможный отказ РПК от вооруженной борьбы пришла и из рядов так называемой «Комиссии мудрецов» (Akıllı insanlar heyeti), созданной по инициативе правительства в 2013 году для консультации и выработки решений в ходе переговорного процесса с РПК. В комиссию были включены представители правительства и неправительственных организаций страны. По словам одного из представителей комиссии Догу Эргиля (Doğu Ergil), сделанное Оджаланом заявление можно рассматривать как положительный шаг, создающий благотворную атмосферу для дальнейшего процесса, однако реальные переговоры стоит ожидать лишь только после официального заявления РПК.

 

Для правящей Партии справедливости и развития успех в вопросе разрешения вооруженного конфликта в восточных провинциях страны вот уже долгие годы является одним из центральных пунктов партийной программы. Не стоит забывать, что через 5 месяцев в Турции должны пройти выборы в новый парламент, который должен будет сформулировать новую конституцию. С одной стороны, текущие переговоры и попытки правительства достичь окончательного разрешения курдского вопроса, по крайней мере, его военного измерения, можно рассматривать как попытку сторговаться с курдскими политическими силами. С другой стороны, обозреватели отмечают, что предложенная Оджаланом программа по расширению демократических прав граждан (в том числе предоставление органиченного самоуправления) идет в разрез с планами Эрдогана по созданию суперпрезидентской системы.

 

Сомнения вызывают и предлагаемые меры по разоружению боевиков РПК. Отряды курдского ополчения (Пешмерга) скорее всего не будут распущены в ближайшем будущем в силу того, что в Сирии продолжаются активные боевые действия, в том числе на территории Западного Курдистана, где действуют т.н. Отряды самообороны Курдистана, состоящие из боевиков РПК. Кроме того, в рядах РПК наблюдается заметное недоверие к заявлениям турецкого правительства, особенно после того, как Турция отказалаось от содействия осажденным защитникам приграничного сирийского города Кобани в конце прошлого года, в то время когда отряды террористической организации Исламское государство на протяжении нескольких недель пытались овладеть городом с преимущественно курдским населением.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся