Политическая жизнь Турции

Почему Турция остается вне переговоров по Сирии?

19 Августа 2015
Распечатать

Череда дипломатических инициатив по урегулированию сирийского кризиса показывает, что не только глобальные, но и региональные игроки демонстрируют готовность к диалогу и обмену мнений по сирийской проблеме. Турция, несмотря на свой политический вес в регионе, остается вне данных процессов. Причина такой обособленности кроется не только в позиции правящей партии Турции в сирийском конфликте, а так же и во внутриполитических проблемах страны, имеющих имеют важное региональное измерение.

 

Первая половина августа была насыщена дипломатическими встречами представителей стран, играющих важную роль в сирийском кризисе. В частности, Россия активизировала встречи с представителями Дамаска и сирийских оппозиционных сил. Министр иностранных дел и Председатель совета министров страны Валид Муаллем посетил Москву 29 июля, 4 августе в Тегеране прошла встреча Муаллема с специальным представителем Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку и странам Африки, заместителем Министра иностранных дел России М.Л.Богдановым.

 

Представители России, США, Саудовской Аравии во время встречи в столице Катара, Дохе, 2-3 августа 2015

 

Днем ранее 2-3 августа Министр иностранных дел РФ Лавров участвовал в многосторонней встречи в Дохе с коллегами из Катара, Саудовской Аравии и США. В рамках встречи стороны в очередной раз пытались прощупать почву на наличие точек соприкосновения между сторонами, так или иначе оказывающих влияние на ход развития событий в Сирии. 11 августа Министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр посетил Москву, где пытался в очередной раз убедить российскую сторону отказаться от поддержки официального Дамаска. 13 августа в России прибыли представители сирийской оппозиции – Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил Сирии во главе с Халедом аль-Ходжей.

 

Анализ встреч и прозвучавших дипломатических инициатив показывает, что стороны проявляют склонность к диалогу и обмену мнениями. Главным посланием Москвы было заверение, что поддержка Ассада не абсолютна. Изменение режима должно происходить в постоянном диалоге всех политических сил страны. Главной неожиданностью стало изменение внешнеполитической линии Саудовской Аравии: с приходом нового правителя Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд королевство пытается наладить позитивные отношения со странами, поддерживающих сирийской правительство. По мнению министра обороны страны Мухаммеда ибн Сальмана, стороны должны стремиться к реализации огромного потенциала отношений там, где их интересы совпадают. Кроме того, стремление к диалогу демонстрируют также США и Иран, недавно заключившие важный договор по ядерной программе Тегерана.

 

Стороны сходятся и в оценке активности террористической организации «Исламское государство». Обвинения в предполагаемом применении химического оружия против курдов, привлечение и обучение иностранных боевиков, уничтожение объектов исторического наследия, а также систематизированное убийство противников организации, - все это заставляет Россию, США, Саудовскую Аравию, Катар и Иран признать исходящую от «Исламского государства» опасность не только для всего Ближневосточного региона, но и для собственной национальной безопасности.

 

Фото: jamestown.org

Террористическая организация "Исламское государство" представляет угрозу для всего региона

 

Дипломатические встречи также показали и то, что между странами существуют серьезные разногласия, мешающие окончательно разрешить сирийскую драму в кратчайшие сроки. Несмотря на то, что стороны диалога отмечают необходимость борьбы с «Исламским государством», страны демонстрируют различие подходов в данной борьбе. Россия и Иран настаивают на создании широкого «антитеррористического фронта» из сил армий Ирака, Сирии и вооруженной сирийской оппозиции, при поддержке международной коалиции. Фактически союзники Сирии настаивают на кооперации все без исключения политических сил в борьбе с «Исламским государством», после которой должно последовать политическое разрешение сирийского конфликта: создание переходного правительства и проведение референдума, который и должен определить судьбу сирийского президента.

 

Блок монархий Персидского залива настаивает на немедленном уходе Ассада, политические изменения должны произойти, по мнению главных спонсоров вооруженной политической оппозиции Сирии, даже в условиях вполне вероятной угрозы захвата всей страны «Исламским государством». Как заявил министр иностранных дел Саудовской Аравии аль-Джубейр во время визита в Москву, Ассад несет прямую ответственность за появление террористической группировки. В глазах вооруженной оппозиции Ассад является частью нынешних проблем страны.

 

Стоит признать, что серьезные разногласия между действующими игроками в сирийском кризисе существуют и достаточно глубоки. Проблемы есть, и, возможно, международные инициативы не увенчаются скорым успехом, однако любопытно, что Турция остается вне данного переговорного процесса, будучи важным региональным игроком. В этой связи логично задаться вопросом, почему столь важный игрок не вносит свой вклад в существующие дипломатические проекты и планы? Очевидно, что Турция под руководством нынешней правящей Партии справедливости и развития не может способствовать реализации национальных интересов в силу целого комплекса причин.

 

Во-первых, страны, участвующие в переговорах, так или иначе, имеют доступ к и влияние на основные политические силы в сирийском кризисе. Данное обстоятельство особенно важно при рассмотрении роли Катара и Саудовской Аравии в спонсировании умеренных исламистов. Турция в свою очередь оказывает лишь логистическую помощь. Совместные турецко-американские инициативы по созданию и обучению боевых отрядов умеренных оппозиционных сил пока что не имеют сколько-нибудь заметного масштаба, а действующие отряды проявили низкую эффективность не только в борьбе с правительственными войсками, но так же и с отрядами исламистов.

 

Во-вторых, как показывает анализ последних событий, Турция все же не видит в «Исламском государстве» первоочередную угрозу для национальной безопасности. После длительного периода игнорирования деятельности представителей этой террористической организации на своей территории Анкара так и не начала вести активную борьбу с ней. Несмотря на громкие заявления, сделанные внутри страны и на международной арене после совершенного 20 июля теракта в приграничном городе Суруч, руководство страны предпочитает направлять ресурсы государства на борьбу с курдскими сепаратистами и правительством Сирии, что свидетельствует о бескомпромиссности позиций Анкары в сирийском кризисе.

 

Фото: t24.com.tr

В Турции возобновились столкновения между вооруженными силами страны и нелегальной Рабочей партией Курдистана

 

В-третьих, Турции уже на протяжении долго периода времени  не удается разрешить конфликт с террористической Рабочей партией Курдистана. Несмотря на обещания правящей Партии справедливости и развития добиться окончательного разрешения конфликта, сделанные на политической заре ПСР более 10 лет назад, столкновения между РПК и представителями органов  безопасности продолжаются по сей день. Особый интерес вызывает манипулирование правящей партией данным конфликтом и использование пропаганды в политических целях. Преднамеренное размораживание конфликта, направленное на дискретитацию и ослабление легальной курдской партии и тем самым на завоевание большего количества голосов в пользу ПСР на предстоящих досрочных выборах, оказывает губительное влияние на отношения Турции с сирийскими курдами, которые уже без того не испытывают особого доверия к Анкаре.

 

Таким образом, видно, что на фоне активизации политического диалога между главными внешнеполитическими игроками, влияющими на ход сирийского кризиса, политическое руководство Турции демонстрируют отсутствие желания вести какой-либо диалог с партнерами официального Дамаска. Негибкость турков проявляется и в борьбе с «Исламским государством»: несмотря на заверения начать активную борьбу с организацией, Анкары, в силу внутриполитических обстоятельств, вынуждена игнорировать призыва своих западных партнеров. Более того, Турция рассматривается одной из главнейших сирийских оппозиционных сил, сирийскими курдами, в качестве ненадежного собеседника. Все это демонстрирует справедливость тезиса о том, что бескомпромиссность руководства, пребывающего в плену идеологий и отдаленного от реальности,  в условиях кризиса может привести не только к урону национальной безопасности в текущем времени, но так же и к вреду национальным интересам в долгосрочной перспективе.

 

Автор: Ахметов Тимур

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся