Политическая жизнь Турции

Сделка между ЕС и Анкарой развенчала миф о европейских ценностях

25 Октября 2015
Распечатать

В условиях гуманитарного кризиса ЕС готов закрыть глаза на серьезные проблемы Турции в области развития демократических институтов и защиты прав и свобод человека. Брюссель стоит перед выбором между политической и социальной стабильностью внутри ЕС и поддержкой турецкой демократии. В условиях отсутствия критики Европы в адрес Анкары авторитарный поворот страны становится все более вероятным.

 

Пять лет назад, в октябре 2010 года Сесилия Мальстром, Комиссар ЕС по внутренним делам, и Штефан Фюле, Комиссар ЕС по вопросам расширения, провели встречу с представителями ливийских властей, в результате которых были достигнуты соглашения в вопросе нелегальной миграции. В обмен на европейскую финансовую помощь Каддафи обязывался усилить контроль над южными границами Ливии, а также принять ряд мер по пресечению увеличивающегося потока нелегальных беженцев, намеревающихся получить убежище в ЕС. В первые дни гражданской войны в Ливии в июне 2011 года Международный уголовный суд обвинил Муаммара Каддафи в совершении преступлений против человечества.

 

Фото: www.telegraph.co.uk

Европа в поисках решения возникшего гуманитарного кризиса вынуждена обратиться к Турции

 

Летом 2015 года Европа столкнулась с крупнейшим после Второй мировой войны гуманитарным кризисом. С начала 2015 года было зарегистрировано несколько десятков случаев гибели беженцев, пытавшихся достичь берегов Италии через Средиземное море. Непосредственно с июня 2015 года было отмечено резкое увеличение потока нелегальных беженцев, прибывших в страны ЕС через Турцию. Среди возможных причин увеличения потока эксперты отмечают не только принятое летом этого года решение сирийских властей облегчить выезд граждан из охваченной гражданской войной страны, но также и политические мотивы пограничных с ЕС стран.

 

Согласно статистике, большинство сирийских беженцев достигло границ ЕС именно через территорию Турции. С началом гражданской войны на территории Турции было зарегистрировано более 2 миллионов беженцев из Сирии. Гуманитарный кризис показал неподготовленность Европейского Союза к принятию столь огромного количества лиц бегущих от гражданской войны. Кроме того, на повестке дня стала проблема ветхости всей европейской структуры гуманитарной безопасности. Попытки найти решение через распределение квот беженцев выявили также глубокие разногласия между целыми группами стран внутри ЕС.

 

В случае ряда стран, прежде всего Германии, главы правительств столкнулись с угрозой серьезных политических рисков при принятии непопулярных в некоторых сегментах общества решений. В европейских странах наблюдается рост популярности правых движений на фоне неадекватности принимаемых национальными правительствами мер.

 

При э­том в целом в ЕС признают необходимость создания некоего механизма сотрудничество не только внутри стран союза, но и с граничащими с блоком государствами, большей частью речь идет о Турции, которая лежит на маршруте движения основного числа беженцев с Ближнего Востока. Недавние дипломатические встречи глав государств Турции и европейских государств, а также саммит ЕС очертили круг вопросов, в рамках которых предстоит найти решение возникшему кризису.

 

Фото:  www.bbc.com

Переговоры о вступлении между ЕС и Турцией продолжаются с 2005 года

 

Среди пунктов сотрудничества с Турцией значится не только усиление мер контроля на турецко-сирийской границе и западных границах страны. Анкара обязывается кроме того принять значительное количество сирийских беженцев из Европы, а также предоставить беженцам право работать.

 

Между тем в обмен на сотрудничество Турции в качестве вознаграждения, помимо серьезной финансовой помощи и введения безвизового режима, предлагается активизация переговорного процесса о вступлении страны в Европейский Союз. С 2005 года страна с переменным успехом ведет переговоры по 14 статьям из всего 35 направлений, причем, Турции удалось завершить консультации пока что только по одному направлению политики.

 

Существующие проблемы, как и в отношениях со странами ЕС, так и внутри Турции не позволяют Анкаре надеяться на скорое завершение переговоров о вхождении страны в блок. Так некоторые страны, прежде всего Франция и Греция, настаивают на создании с Турцией вместо полного членства иного формата привилегированного сотрудничества. Другим камнем преткновения являются проблемы страны с развитием демократических институтов и защиты прав человека. До сих пор именно политическая ситуация в Турции оставалась одним из главных пунктов критики Брюсселя в адрес Анкары.

 

Важным аспектом нынешних дипломатических переговоров между ЕС и Турцией по вопросу беженцев является их политическое измерение. Согласно заявлениям наблюдателям, цена решения европейского гуманитарного кризиса, ни много ни мало, судьба самой турецкой демократии. Наблюдатели критикуют инициативу ЕС по сотрудничеству с Турцией по ряду причин.

 

Фото: www.europeanjournalists.org

Критику Европы вызывают попытки турецкого правительства ограничить свобода слова

 

Во-первых, как отмечается, среди предложений Брюсселя было внесение Турции в т.н.  список «безопасных стран». Список является частью пакета инициатив, принятых ЕС в разгар гуманитарного кризиса летом этого года. Статус безопасной страны подразумевает, что страна имеет устойчивые демократические институты, а правительство не нарушает права человека. Беженцы, прибывающие в ЕС из таких стран, фактически лишаются каких-либо возможностей получить политическое убежище в Европе. В случае Турции внесение страны в данный список означает фактически, что Брюссель готов закрыть глаза на авторитарные амбиции правящей партии.

 

Во-вторых, ЕС фактически отказался оказывать политическое давление на президента страны и близкой к нему правящую Партию справедливости и развития. В рамках вялотекущих переговоров о вступлении страны в ЕС Европейская Комиссия каждый год готовит так называемый Отчет о прогрессе (Progress Report) страны-кандидата на пути к членству, где указываются основные достижения и недочеты стран кандидатов с точки зрения европейских стандартов. Ожидается, что документ этого года будет содержать серьезную критику турецкого правительства по таким вопросам как свобода слова и развитие демократических институтов.

 

Примечательно, на фоне переговоров с Анкарой ЕС приняло решение перенести публикацию столько критического доклада с октября на ноябрь, т.е. после планируемых парламентских выборов в Турции. Отчет, как представляется, потенциально мог бы оказать негативное влияние на предвыборную кампанию правящей партии.

 

В-третьих, внимание вызывает состоявшаяся 18 октября встреча федерального канцлера Германии Ангелы Меркель с президентом и премьер-министром Турции. В рамках встреч Меркель обсудила пути разрешения возникшего кризиса в взаимодействии с Анкарой. Турецкая оппозиция раскритиковали визит главы немецкого правительства. По словам оппозиции, встреча с главой действующего правительства накануне важных политических выборов может повлиять на результаты в пользу правящей партии. Ангела Меркель не стала встречаться с представителями турецкой оппозиции, чего требует неписанные правила дипломатического протокола.

 

Фото: www.sozcu.com.tr

Визит Ангелы Меркель вызвал критику турецкой оппозиции

 

В-четвертых, Анкара получила возможность в очередной раз озвучить идею введения бесполетной зоны на севере Сирии. Представляя свои аргументы, Анкара подчеркнула, что предполагаемое сотрудничество с Брюсселем не является ключом к разрешению настоящего гуманитарного кризиса. Согласно заявлениям турецких лидеров, главным источником проблем является сирийский президент Башар Ассад. При этом, естественно, умалчивается о роли самой Турции в гражданской войне.

 

В связи с началом российской военной кампании в Сирии Анкара выступила с предупреждением о том, что поток беженцев из Сирии может возрасти в ближайшие месяцы, таким образом, указывая на необходимость принятия мер по противостоянию сирийскому правительству. Сам характер заявлений турецких политиков дает понять, что Турция не довольна бездействием западных партнеров страны по сирийскому вопросу. Непонимание вызывает отказ НАТО и стран ЕС от резкой критики в адрес России, особенно после случаев нарушения последней турецкого воздушного пространства.

 

На лицо интересный политический парадокс. Лидеры европейских стран, где правительства несут ответственность перед своими избирателями,  опасаются внутриполитической нестабильности в результате возникшего миграционного кризиса и посему вынуждены идти на сотрудничество с турецким руководством. Право сирийских беженцев на поиск лучшей жизни становится частью торга со страной, где собственные демократические институты находятся под реальной угрозой. При всем этом Европейский Союз делает выбор не пользу турецкой демократии.

 

Автор: Ахметов Тимур

https://www.facebook.com/timurakhmetoff

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся