Политическая жизнь Турции

Инцидент со сбитым самолетом в контексте сирийского конфликта

25 Ноября 2015
Распечатать

В понедельник 24 ноября Генеральный штаб Турции подтвердил ранее распространенную информацию о сбитом российском самолете. По официальному сообщению ведомства, самолет был сбит в результате нарушения турецкого воздушного пространства.

 

Ранее турецкий телеканал Haberturk TV опубликовал видео, где был запечатлен падающий самолет, предположительно, в приграничной области на северо-западе Сирии. Канал CNN Turk указал тем временем, что инцидент произошел в сирийском прибрежном районе Латакии вблизи от турецкой границы. Дальнейшие видео, опубликованные в интернете, показывают купола парашютов, предположительно, двух пилотов, успевших покинуть сбитый самолет.

 

Около полудня, министерство обороны РФ официально подтвердило потерю одного из бомбардировщика Су-24, принадлежащего авиационной группе РФ в Сирии. Как указывается в сообщении министерства, самолет был сбит в сирийском воздушном пространстве. Дальнейшие сообщения министерства подчеркивают, что «объективные системы мониторинга» показывают, что никакого нарушения турецкого воздушного пространства со стороны российских самолетов не зафиксировано.

 

Тем временем судьба двух пилотов оставалась неизвестна. На видео, опубликованном в первые часы после падения российского самолета, показано, как группа вооруженных людей, предположительно, имеющих отношение к туркменским оппозиционным группам, действующих в указанном район, осматривает тело военного пилота. Вскоре туркменские оппозиционеры опубликовали фото, где демонстрируются пулевые ранения на теле захваченного пилота. О судьбе второго пилота стало известно лишь во вторник, когда сирийские СМИ сообщили о том, что пилот спасен и находится в безопасности.

 

Фото: www.rbc.ru

 

Новостное агентство The Associated Press цитирует показания Джахеда Ахмада, представителя т.н. 10-й Береговой Дивизии, вооруженной группы сирийских туркменов. По сообщению Ахмада, бойцы группы расстреливали пилотов в воздухе, пока те спускались вниз. Опубликованное видео подтверждает действия группы. Эксперты указывают на нарушения международного гуманитарного права, согласно которому воюющим сторонам запрещено расстреливать пилотов, покинувших воздушное судно.

 

Стоит отметить, что место инцидента за последние дни стало ареной серьезных боестолкновений между местными оппозиционными группами и сирийской армией. По сообщениям СМИ, сирийская армия при воздушной поддержке российской авиации ведет бои в регионе Байирбуджак, населенного преимущественно сирийскими туркменами, близкой к туркам этнической группой.

 

Еще до инцидента с самолетом турецкие СМИ, со ссылкой на многочисленные показания представителей местных туркменов, указывали на то, что российская авиация бомбит гражданское население, тем самым вынуждая местное население бежать в сторону турецкой границы. Губернатор провинции Хатай сообщал, что в Турцию прибыло по крайней мере 1500 человек. Из-за сильного внутриполитического давления турецкий премьер-министр 22 ноября вынужден был сделать резкое заявление, указывая, что правительство намерено “принять все необходимые меры” для защиты сирийских туркменов.

 

Кроме того, в интернете стали появляться неподтвержденные сообщения о том, что российские войска при поддержке танков и артиллерии принимают участие в наземной операции вокруг сирийского города Аллепо на севере Сирии.

 

Не стоит забывать, что с начала октября произошло несколько инцидентов, когда российские самолеты нарушали турецкое воздушное пространство. Пресс-секретарь министерства обороны РФ Майор Игорь Конашенков подтвердил факт нарушения, однако указал на плохие погодные условия и незнание пилотами местности среди причин. Представители Генштаба в октябре посетили Турцию для проведения консультаций.

 

Как напоминает The Associated Press, после данных инцидентов Центр командования США в Европе разместил 6 ноября по запросу Турции шесть F-15 на турецкой базе Инджирлык

 

Особый интерес вызывает ряд подробностей инцидента со сбитым российским самолетом.

 

Во-первых, разнятся показания России и Турции касательно факта захода российского самолета в турецкое пространство. Турецкая сторона настаивает, что самолет вторгся в национальное пространство на несколько секунд. Неофициальные источники из ведомств США указывают на цифру в 17 секунд. Примечательно, что вместе с этим турецкое ведомство заявляло о многократном предупреждении российских пилотов в течение 5 минут.

 

Во-вторых, не до конца понятно, была ли изначально известна принадлежность сбитого самолета. Как отмечает турецкий эксперт Седат Лачинер, в первые минуты после крушения самолета пресс-ведомство президента Турции разместило сообщение о сбитом российском самолете. Между тем, указывает эксперт, Турецкий ген.штаб подтвердил принадлежность самолетов лишь часы спустя.

 

Как представляется, причины инцидента кроются в факте военного присутствия РФ в Сирии, где Турция имеет серьезные интересы. Недавние действия российской авиации по уничтожению финансовой базы ИГИЛ, выведению из строя линии поставок нелегальной нефти в Турцию, возможно, затрагивает интересы определенных политических кругов в Анкаре. Вероятность эскалации конфликта между Турцией и Россией вызывает тревогу у значительной части турецкого населения, которое учитывает возможные последствия ответных действий российской стороны, прежде всего, в экономической сфере.

Поделиться статьей

Текущий опрос

У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся