Блог СНО ФМО СПбГУ

Партнёрство с Китаем как альтернатива западно-ориентированной модели развития: равноправный союз или «клиентела»?

12 февраля 2024
Распечатать

Автор: Воронин Всеволод Алексеевич, студент бакалавриата факультета политологии СПбГУ

В 2022 году товарооборот Китайской Народной Республики и Российской Федерации достиг 190 миллиардов долларов, а в 2023 – уже 240 миллиардов. Такой тенденции крепнущего экономического сотрудничества соответствует и эволюция политического партнёрства государств. Китай не осудил Россию за начало специальной военной операции, а встреча Си Цзиньпина и Владимира Путина в марте этого года прошла в довольно дружеской атмосфере. Страны заняли единую позицию по большинству вопросов международной повестки на площадках Совета Безопасности и Генассамблеи ООН, G20 и других международных форматов. По заявлению официальных российских лиц, Российская Федерация и Китайская Народная Республика объединены идеей построения многополярного мира, основной смысл которого – обеспечение равноправия государств. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова утверждала, что в новой системе страны получат возможность выстраивать политику исходя из интересов собственного народа. Однако насколько равноправными могут быть отношения самих России и Китая? Ответ на этот вопрос возможен при учёте как политической ситуации, так и экономических факторов – в первую очередь, финансово-торгового и производственного.

22077491_0_0_3070_1728_2072x0_60_0_0_9be9d3926cb6bec6166fe2c2c6d8105c.jpg

Источник: Sputnik

Китай и Россия в мир-системе

Экономические отношения государств как доминанту политического мирового устройства изучает такое политэкономическое направление, как мир-системный анализ. Популяризатор данного подхода И. Валлерстайн утверждал, что отношения между развитыми странами ядра и развивающейся периферией основаны на неэквивалентном обмене благами и неравномерном распределении финансовых средств в пользу центров накопления капитала. Это влечёт за собой формирование международной иерархии, основанной на различии в уровне материального развития акторов мировой политики. Долгое время гегемоном мир-системы были Соединённые Штаты, поддерживаемые европейскими союзниками. Однако в XXI веке некогда бедный Китай становится новым полюсом экономического развития. Ещё отставая от Запада по ряду показателей и, соответственно, не достигнув уровня развития государств ядра, Поднебесная, тем не менее, уже сейчас имеет собственную периферию. Экономическая сила и внешнеполитическое влияние Пекина продолжают увеличиваться – зоной китайского доминирования сегодня является большинство стран Тихоокеанского региона. КНР активно укрепляет свои позиции на Ближнем Востоке, а также в Центральной Азии и Африке. Страны данных регионов стали (либо ещё становятся) сырьевой базой и источником дешёвой рабочей силы, необходимых восходящему мировому лидеру. Для того, чтобы понять, возможен ли равноправный союз Китая и России в рамках современной иерархической мировой системы, необходимо проанализировать взаимодействие стран как процесс движения товаров и капитала.

К 2024 году уже совершенно точно назрела необходимость выработки стратегии сотрудничества РФ с КНР, учитывающей те политические риски, которые могут возникнуть вследствие возможных экономических противоречий. Они являются необходимым следствием рыночной конкуренции и, более того, самой логики процесса перераспределения ресурсов, в том числе, денежных. Методология мир-системного анализа позволяет вскрыть именно те противоречия мирового капитализма, которые не учли в России более тридцати лет назад при создании системы с опорой на неолиберальную модель развития.
С 1990-х годов отношения Москвы и Запада строились по заветам Вашингтонского консенсуса – взаимной открытости, свободы торговли, международной производственной специализации. Занявшая место поставщика дешёвых энергоресурсов полупериферийная Россия попросту не воспринималась Соединёнными Штатами и Европейским Союзом как серьёзный международный игрок. Об этом свидетельствуют действия США в Югославии, игнорировавшие российскую позицию; несколько волн расширений НАТО вопреки предупреждениям Москвы; поддержка антиконституционных оппозиционных сил на Украине в 2014 году и нежелание урегулировать донбасский вопрос с учётом требований РФ. Наконец, после начала СВО западные аналитики всерьёз рассчитывали на санкции как средство обрушения слабой, по их мнению, российской экономики, а затем и уничтожения действующего политического режима.

Поворот на Восток

С февраля 2022 года по настоящее время западные страны наложили на Россию множество санкций – сейчас их число превысило 17 тысяч. Ограничения были введены на экспорт нефти и газа с российской стороны, а европейские производители были ограничены в продаже продукции своему восточному соседу. Уже к лету 2023 года торговля РФ и ЕС упала на 50%. Однако, вопреки ожиданиям западных исследователей, коллапса «путинской» системы не произошло. Экономика РФ сохранила свою устойчивость, во многом благодаря наращиванию объёмов торговли с Азией, в первую очередь, с Китаем. Благо, в течение многих лет, задолго до начала СВО КНР уже выступала крупнейшим торговым партнёром РФ, а признаки «поворота» на Восток проявлялись ещё с 2014 года. 9 лет спустя, в гораздо более сложный для себя период, Россия достаточно оперативно продолжила расширять свой неевропейский рынок сбыта и одновременно закупать необходимые ей товары – это позволило избежать дефицита бюджета и нехватки многих благ. Однако какие долгосрочные преимущества может получить РФ от такого тесного сотрудничества с КНР? Глава комитета Государственной Думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков ещё в ноябре 2022 года заявлял, что торговая переориентация на Восток влечёт за собой структурную перестройку российской экономики. Она станет «менее однобокой», а страна, по словам чиновника, «будет меньше зависеть от отдельных групп влияния в мире».

Торговля

Для выявления качественных характеристик сотрудничества России и Китая необходимо, в первую очередь, проанализировать их торговлю – один из важнейших аспектов взаимодействия между любыми странами. Ещё в 2021 году крупнейшей статьёй экспорта РФ в КНР была сырая нефть, на неё приходилось около половины всех продаваемых товаров, 7% – на уголь, 5,5% – на переработанную нефть и ещё около 5% на прочее топливо. Всего на минеральное топливо приходилось около 67% общих российских товарных поставок в Поднебесную. Не более 10% в структуре российского экспорта в Китай занимают металлы, около 5% – древесные материалы. Таким образом, более 80% всех товаров, продаваемых Китайской Народной Республике, составляли продукты с низкой добавленной стоимостью. В то же время из Китая Россия импортировала товары качественно другого типа. Более половины закупаемых товаров составляли машины, оборудование и электроника. Помимо этого, в РФ из КНР в большом количестве поступала одежда (около 11%), мебель (2,5%), игрушки (2,7%) и прочие предметы широкого потребления. Более 85% всех поставляемых в Российскую Федерацию китайских товаров приходилось на продукты конечной обработки, имеющие высокую добавленную стоимость.

В 2022-2023 годах важнейшей точкой роста двусторонней торговли стал энергетический сектор. Потеряв западных покупателей, Россия увеличила поставки в Китай газа, нефти, угля и мазута. Доля энергоносителей составила уже более 70% от всего российского экспорта в КНР. Также вырос объем поставок металлов и органических химикатов. Вместе с тем РФ увеличила закупки, в первую очередь, китайской техники – автомобилей, компьютерной техники, бытовой электроники, мобильных телефонов, комплектующих и т.д. Увеличился импорт и других товаров с высокой добавленной стоимостью – экскаваторов, микропроцессоров, одежды, обуви и товаров народного потребления. Таким образом, Россия заняла роль поставщика дешёвого сырья, необходимого для высокотехнологичного китайского производства. Это во многом характеризует российскую экономику как сырьевую базу для юго-восточного соседа. Энергоносители и металлы, поставляемые из Российской Федерации, используются в Китайской Народной Республике при производстве более дорогостоящей конечной продукции и потом продаются с добавленной стоимостью. То есть, уже только в Поднебесной российские ресурсы преобразуются в товары потребления или технологии, часть из которых уходит по сравнительно высокой цене обратно – в Россию. Таким образом, в торговой сфере между Москвой и Пекином быстрыми темпами формируются отношения неэквивалентного обмена. Их прямым бенефициаром является, конечно, Китай.

С 2010 года Поднебесная является крупнейшим торговым партнёром России. А спустя 12 лет на неё пришлось почти 23% всего российского товарооборота. В то же время на 2022 год РФ занимает лишь десятое место в числе крупнейших торговых партнёров КНР с долей в 3%. Она уступает не только таким крупным экономикам, как США, Германия и Япония, но и Малайзии, Вьетнаму, а также Тайваню. Поэтому если для России значимость Китая как торгового партнёра имеет экзистенциально критическую важность, то РФ для КНР – лишь один из многих, хоть и важных, торговых партнёров. В случае, если товарооборот двух стран серьёзно снизится в силу каких-либо причины, последствия для одного и другого государства будут совершенно разными по масштабу эффекта. В теории это позволяет Китаю использовать торговлю как средство мягкого давления на Россию. Снижение импорта российской продукции чревато снижением выручки нефтегазовых компаний бюджетным дефицитом. Уменьшение объёмов экспорта может вызвать товарный «голод». Есть вероятность, что, находясь под такими угрозами, РФ, в теории, будет вынуждена идти на определённые уступки китайской стороне в разного рода спорных вопросах.

Финансы

Особое значение в переориентации Российской Федерации на Восток имеет так называемый «переход на юани». Расчёты в это валюте в декабре 2022 года покрыли более 50% торговли с КНР. С одной стороны, это позволяет Москве быть менее зависимой от доллара и США; с другой, ставит в финансовое подчинение Китаю. Дело в том, что в американской валюте проводится около половины всех торговых транзакций в мире, в то время как на долю юаня приходится в 10 раз меньше. Купле-продажа продукции за доллары позволяет России за доллары импортировать товары практически из всех стран. В юанях же закупать товары можно лишь из Китая. Наращивание запасов китайской валюты априори предрасполагает Россию к торговле с Поднебесной в довольно больших объёмах. Само по себе это не плохо и не несёт прямого негативного эффекта. Однако такая ситуация может дать Китаю практически монопольное положение на многих российских рынках.

Заключение

Тенденция наращивания поставок сырья в Китай и открытия для него своих рынков высокотехнологичной продукции и товаров массового потребления содержит в себе как положительные, так и отрицательные аспекты. С одной стороны, российская экспортоориентированный сектор нашёл новые рынки сбыта, что в перспективе позволяет сохранить его доходность. А экономическая устойчивость позволяет сохранять сильную переговорную позицию в сфере политических отношений с ЕС и США. После несработавших как надо санкций у Запада кончились основные рычаги давления на принятие политических решений в России. С другой стороны, такая переориентация на Восток не меняет положение России качественно. Ведь, как и в ситуации с Западом, Россия для Китая является преимущественно источником дешёвых минеральных ресурсов, причём после ухудшения отношений с ЕС угроза потерять этот рынок вынуждает РФ идти на уступки своему южному соседу и, к примеру, продавать сырьё с дисконтом, что ставит страны в отношения неэквивалентного обмена в пользу Поднебесной. Сейчас, например, китайская сторона затягивает строительство газопровода «Сила Сибири-2», чтобы переложить некоторые затраты на российскую сторону и добиться значительных скидок на поставляемый газ. Такие действия свидетельствуют о том, что Поднебесная озабочена, в первую очередь, своей выгодой, а не дружбой.

Торговый дисбаланс, обмен сырья на технологии, валютный фактор свидетельствуют о том, что при негативном политико-экономическом сценарии Российская Федерация в скором времени может стать периферией Китайской Народной Республики в трансформирующейся глобальной мир-системе. По ряду аспектов Москва уже сейчас находится в серьёзной экономической зависимости от Пекина. При усугублении существующих на данный момент проблем равноправный союз государств будет невозможен. Одна сторона является второй экономикой мира, имеет диверсифицированное крупное производство и, как следствие, сильную переговорную позицию, а вторая занимает лишь 11 место в мире по показателю номинального ВВП. Отношения между двумя государствами напоминают скорее клиентелу (иерархические отношения между патроном и клиентом). Россия поддерживает высокотехнологичное китайское производство дешёвыми ресурсами, в обмен на это получая дипломатическую благосклонность Китая по ряду политических вопросов.

Одним из способов обращения такой тенденции вспять является диверсификация экономики. Эту задачу выполняют, как правило, посредством увеличения расходов на научные исследования, дополнительного финансирования технологического сектора, помощи data-стартапам, протекционистских мер в ряде инновационных отраслей. Создание и внедрение собственных технологий в массовое производство позволили бы России не только насытить благами собственные рынки, но и предложить миру уникальные товары с высокой добавленной стоимостью. На данный момент РФ занимает лидирующие позиции в атомной и военной отраслях. Однако этого, конечно же, недостаточно, чтобы считаться экономически развитой страной, претендующей на проведение независимого политического курса. Занятие лидерских позиций в различных наукоемких и высокотехнологичных отраслях повысило бы значимость России не только для Китая, но и для других государств. Взаимовыгодный обмен – залог по-настоящему равноправного сотрудничества двух стран, объединённых целью построения многополярного мира.

Список литературы:

Валлерстайн Иммануил. Миросистемный анализ: Введение. Пер с англ. / Вступ. ст. Г.М. Дерлугьяна. Изд. 3-е, стереотип. — М.: ЛЕНАНД, 2020. — 304 с.

Боррель заявил о «беспрецедентном» падении объемов торговли России и ЕС, РБК. URL: https://www.rbc.ru/politics/26/08/2023/64ea5eda9a7947dfb0e20cae – 11.11.23

Что Китай значит для экономики России, РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/20/03/2023/64145bfb9a79477ef586365c – 13.11.23

В России заявили о переориентации экономики на Восток, Лента.ру. URL: https://lenta.ru/news/2022/11/13/transformation/ – 13.11.23

China reaps energy windfall as West shuns Russian supplies, Reuters. URL: https://www.reuters.com/business/energy/china-reaps-energy-windfall-west-shuns-russian-supplies-2022... – 18.11.23

Путин сообщил о договоренностях по строительству «Силы Сибири-2», РБК. URL: https://www.rbc.ru/politics/21/03/2023/6419e79c9a7947a576ea0273 –12.11.23

Российско-китайский диалог: модель 2023, РСМД. URL: https://russiancouncil.ru/activity/publications/rossiysko-kitayskiy-dialog-model-2023/ –26.11.23

Table of the total value of major countries (regions) of import and export commodities in December 2023 (USD). General Administration of the People’s Republic of China. URL: http://www.customs.gov.cn/customs/302249/zfxxgk/2799825/302274/302275/5624373/index.html – 06.02.24

«Обеспечение равноправия государств»: Мария Захарова – о российско-китайском договоре о многополярном мире, RT. URL: https://russian.rt.com/world/article/994286-zaharova-rossiya-kitai-mnogopolyarnyi-mir –14.11.23

Си Цзиньпин заявил о крепнущей дружбе России и Китая, Лента.ру. URL: https://lenta.ru/news/2022/10/31/drug/ –29.11.23 –19.11.23

Забелла А.А., Каткова Е.Ю. Об особенностях периферийной дипломатии КНР и отношениях со странами АСЕАН. Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2020, Том I, №1 (46). С. 29-44.

Константинов И.Б., Константинова Е.П. Технологический суверенитет как стратегия будущего развития российской экономики. Вестник Поволжского института управления. 2020, Том 22, №5.

В МИД назвали общее число введённых против России санкций беспрецедентным, РИА Новости. URL: https://ria.ru/20231123/sanktsii-1911392826.html –29.11.23


Хан М. СОЮЗ РОССИИ И КИТАЯ - СОВМЕСТНЫЙ ВЫБОР ДВУХ ГОСУДАРСТВ. Статистика и Экономика. 2015;(3):88-91.

Что Китай значит для экономики России, РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/20/03/2023/64145bfb9a79477ef586365c – 23.11.23

China wielding ‘bargaining power’ with Russia over Power of Siberia 2 natural gas pipeline. South China Morning Post. URL: https://www.scmp.com/economy/global-economy/article/3242612/china-wielding-bargaining-power-russia-over-power-siberia-2-natural-gas-pipeline –29.11.23

Minqi Li. China: Imperialism or Semi-Periphery. Monthly Review. – July, 2021.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся