Блог СНО ФМО СПбГУ

«И один в поле – воин»: перспективы сотрудничества России и стран Азии в Арктике

15 апреля 2024
Распечатать

Автор: Баклушина Анна Андреевна, студентка 3 курса бакалавриата факультета международных отношений СПбГУ

В сентябре 2023 года из заявления МИД РФ стало известно, что Россия вышла из Совета Баренц/Евроарктического региона. Западные партнеры обвинялись в парализации деятельности совета с марта 2022 года и срыве подготовительных мероприятий по передаче руководства в организации. Однако, это не единственное болезненное решение. Выход России из Совета государств Балтийского моря и продолжение деятельности Арктического совета без одного из ключевых акторов в регионе способствует развитию ситуации, в которой традиционные связи между Россией и странами «арктической восьмёрки» существенно ослабевают.

alex-rose-xWqVolHF6Xc-unsplash.jpg

Источник: Unsplash    

В период с 2013 года по 2023 год в состав наблюдателей Арктического совета вошли Индия, Китай, Сингапур, Республика Корея и Япония. Было бы ошибкой недооценивать энтузиазм, с которым перечисленные страны пытаются проникать в Арктику. Однако, далеко не все из вышеперечисленных государств открыты для продуктивного диалога.

Мнение о том, что Москва может оказаться в изоляции, возникло не на пустом месте. Ещё до выхода России из СБЕАР, в совместном докладе эксперты НИУ ВШЭ и Фонда Росконгресс рассмотрели возможные сценарии развития международной кооперации в Арктике. Среди всех критериев, определяющих положение нашей страны на мировой арене, наиболее релевантными представляются следующие: высокая вовлеченность неарктических акторов и низкая функциональность международных институтов. В этих обстоятельствах РФ необходимо переосмыслить подход к сотрудничеству в Арктике через призму «поворота на восток».

Научное сотрудничество служит отличным подспорьем для нахождения точек соприкосновения во многих сферах, поскольку новые технологии необходимы как для проведения различных исследований, так и для разведывания месторождений энергетических ресурсов, создания инфраструктуры для обслуживания морских путей и проведения газо- и нефтепроводов. Обмен технологиями в судостроительной отрасли также выгоден для развития науки, поскольку основное наблюдение за состоянием Арктики и осуществление логистики возможно благодаря ледоколам. Однако, самый большой плюс сотрудничества именно в научной сфере заключается в том, что она является одной из наиболее нейтральных областей взаимодействия.

Арктика и Гималаи: неожиданная связь

За последнее время интерес Москвы к партнёрству с Дели существенно возрос. Общая тенденция заключается в нацеленности на двустороннее взаимовыгодное сотрудничество в научно-технической области, поскольку интересы обеих сторон здесь совпадают и включают в себя мониторинг окружающей среды, метеорологические, криосферные, атмосферные и другие исследования [1]. Индия ведёт научную деятельность в этих сферах с 1998 года, тогда был основан Национальный центр полярных и океанических исследований, хотя первая индийская исследовательская станция была открыта только через 20 лет. Не возникает сомнений, что Индия обладает огромным научным потенциалом и опытом.

Также, у Дели имеется собственная Арктическая стратегия. Среди основных положений выделим готовность выстраивать партнерские отношения с исследовательскими институтами по всему миру и заинтересованность в использовании традиционных знаний коренных народов. Вовлечение местного населения Арктики в процесс принятия решений позволяет получить более полное представление об изменениях, происходящих в регионе, выявить уникальные экологические проблемы, улучшить системы мониторинга и другое. Для Дели это не только общая точка соприкосновения с Москвой, но и способ легитимировать свою деятельность, получив поддержку со стороны коренных народов.

Стоит отметить, что повышенное внимание Индии к изучению состояния ледников связано с тем, что урожайность яровых культур, обеспечивающих почти 50% производства продовольствия в стране, сильно зависит от ледниковых вод, питающих ряд крупнейших рек в Индии. Однако существует менее очевидная причина, обосновывающая такой интерес. Индийский дипломат Р. К. Шривастава отмечал, что высокие широты Земли имеют сходство с высокогорьями Гималайского региона Индии, включая влияние на них глобального потепления и таяния ледников, поэтому изучение процесса таяния ледников в Арктике позволит Бхарату выработать решение для гималайской проблемы

Говоря о многостороннем сотрудничестве, отметим, что оно осложнено конфликтом Индии и Китая вокруг линии фактического контроля, проходящей через Гималаи. Её статус де-факто определён в индийско-китайских соглашениях, но спор всё равно периодически обостряется, провоцируя напряжение между Пекином и Дели. В этих условиях представляется практически невозможным выстраивание продуктивного диалога в треугольнике «РФ – Индия – КНР» до момента решения этого конфликта.

Один полюс, многовекторный Китай

На протяжении долгого времени КНР проявляет интерес к Арктике, приравнивая себя к «около-арктическим государствам». В очередном совместном докладе специалисты НИУ ВШЭ и Фонда Росконгресс отметили, что Китай намерен укреплять технологический потенциал Арктики за счет инноваций и прикладных технологий. Особое внимание уделяется развитию морских путей и повышению качества жизни местного населения. В этой связи наиболее значимыми проектами являются «Один пояс – один путь» и Северный морской путь, которые фактически объединились под эгидой стратегии «Ледяной шёлковый путь», принятой Си Цзиньпином в 2017 году.

Возможно выделить следующие преимущества СМП для Китая: уменьшение протяжённости транспортных маршрутов и снижение транспортных издержек; повышение безопасности проходящих судов; развитие и углубление экономического сотрудничества со странами Северной Европы, а также поддержание стабильных дружественных отношений с Россией [2]. Более того, политическая нестабильность в странах Ближнего Востока и Центральной Азии вызывает озабоченность Пекина, поскольку Китай импортирует энергоресурсы и минеральные ресурсы именно оттуда. За счёт использования СМП как альтернативного маршрута и сотрудничества с Россией последняя способна восполнить энергетический дефицит КНР с точки зрения расстояния и стоимости [3].

Официальная позиция Пекина характеризуется постановкой в приоритет научных исследований, где наиболее важными аспектами являются защита окружающей среды, борьба с изменениями климата, рациональное использование природных ресурсов и обеспечение устойчивого развития Арктики. Примечательно, что в каждой из этих областей Россия и Китай способны найти точки соприкосновения. Однако однозначно говорить о том, что КНР заинтересована в поддержании стабильности в Арктике, не приходится. Как государство-наблюдатель Арктического совета, Китай имеет право выражать свои взгляды на управление Арктикой, участвовать в проектах рабочих групп, а также проводить собрания экспертов совместно с арктическими государствами. С одной стороны, через механизмы организации возможно влиять на китайскую политику, если она по мнению членов Арктического совета не будет способствовать продуктивной кооперации в Арктике. С другой стороны, подобная политика создаёт напряжение в отношениях между арктическими государствами и КНР. Следовательно, Поднебесной необходимо тщательно продумывать каждый шаг в отношении Арктики и обеспечить такие условия для сотрудничества с Россией, которые не нанесут ущерб партнёрству с другими арктическими странами.

Восходящее надо льдами солнце

Япония, будучи островным государством, которое не имеет выхода к Северному Ледовитому океану, особенно заинтересовано в развитии Северного морского пути. Во-первых, напряженность на Ближнем Востоке вынуждает задуматься об альтернативных морских маршрутах. Во-вторых, через Северный Ледовитый океан корабли из японского порта Йокогама в нидерландский порт Роттердам приходят на 13 дней раньше, чем по традиционному маршруту. В-третьих, использование СМП позволяет существенно сокращать выбросы парниковых газов [4].

Сотрудничество России и Японии несколько напоминает китайскую модель, поскольку Токио также принимает участие в проектах «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2». Более того, Япония также владеет внушительными долями участия в проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Примечательно, что на фоне санкций, наложенных США на «Арктик СПГ-2» в Mitsui лишь пространно заявили, что последствия ограничений будут тщательно изучены, и лишь затем будут приняты соответствующие меры.

В 2021 году был сделан важный шаг к укреплению взаимопонимания между Россией и Японией: на встрече главы Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики А. Чекунова и Чрезвычайного и полномочного посла Японии в России Тоёхисы Кодзуки были рассмотрены основные направления международной кооперации в дальневосточном и арктическом регионах. Расширение взаимодействия предполагалось в таких областях, как энергетика, логистика, транспортная инфраструктура и другие. Министр особенно отмечал заинтересованность России в технологическом сотрудничестве, направленном на поддержку инвестиционных проектов, создающих новые рабочие места, активное использование эффективных технологических решений, внедрение и тиражирование технологий альтернативной энергетики.

Основными проблемами в налаживании мостов с Токио являются союзнические отношения с США санкции, неурегулированный вопрос относительно Южных Курильских островов и отсутствие точек соприкосновения в иных сферах, кроме энергетической.

Арктика «по-корейски»

Из всех рассматриваемых азиатских партнеров сложнее всего дела обстоят с Республикой Кореей. Одним из основных интересов для страны, как и для большинства потенциальных азиатских партнеров, является Северный морской путь. Сеул, с одной стороны, не готов финансово вкладываться в инфраструктурные проекты СМП до их завершения, а с другой стороны, может предложить логистическое сопровождение.

Хорошо развитый высокотехнологичный судостроительный кластер Южной Кореи располагает высоким потенциалом для реализации в нише ледокольного судостроительства. Стоит отметить такие достижения, как строительство плавучих СПГ-хранилищ, вспомогательных кораблей для перевозки различных грузов. Примечательно, что одно время Сеул был готов экспортировать в Россию технологии, необходимые для переоснащения российских верфей и судоремонтных заводов. Это имело особую ценность на фоне санкций западных стран, введенных до событий 2022 года.

Важно отметить интерес Республики Корея к альтернативному источнику энергии, гидрат метану, запасы которого в Арктике несколько раз превышают запасы нефти. В непростом деле его добычи южнокорейские специалисты преуспели больше других: на судне «Араон» в 2013 и 2016 годах проводились успешные экспедиции по оценке запасов гидрат метана [5].

Общую обеспокоенность России и Республики Корея вызывают глобальные экологические проблемы, в частности, таяние вечной мерзлоты. Старший научный сотрудник Корейского института полярных исследований Сон Хён Гё утверждает, что «Те вирусы, которые были замурованы в вечной мерзлоте и дремали там тысячи или десятки тысяч лет, вновь «оживают», заражая животных, которые затем передают их людям … Это не та сфера, где стоит думать о геополитических разногласиях. Есть проблема, которая затронет нас всех, поэтому надо отбросить споры и совместно работать». Возможной базой для такой кооперации не только с Сеулом, но и с Пекином может стать международная арктическая станция «Снежинка».

Ключевая проблема, вследствие которой любой совместный амбициозный проект, скорее всего, не будет реализован, связана со стойким стремлением Республики Корея идти в фарватере США. Обеспокоенность РФ вызывает приверженность Сеула военно-политическому курсу Америки, который предполагает постепенное установление режима демилитаризованной территории в Арктике и лишение России Северного морского флота. Кроме того, Южная Корея придерживается общего западного прочтения ситуации на Украине, что исключает возможность кооперации между Москвой и Сеулом по крайней мере в краткосрочной перспективе.

Маленький остров с большими амбициями

Сингапур является единственным государством, чья арктическая стратегия на данный момент находится на стадии разработки, в отличии от Японии и Республики Кореи. Тем не менее, анализ дипломатической деятельности и экономики страны показывает, что её интерес к Арктике набирает обороты. А. Чилингаров, специальный представитель Президента РФ по междугородному сотрудничеству в Арктике и Антарктике отмечал, что «Сингапур заинтересован в участии в арктических исследованиях. Он имеет самые современные технологии строительства буровых платформ для работы на шельфе, включая платформы ледового класса, что, несомненно, представляет большой интерес для России».

Предотвращение экологических катастроф, связанных с таянием многовековых ледников, занимает одно из центральных мест во внешней политике обеих стран. Основная опасность заключается в повышении уровня мирового океана, что в большей степени беспокоит Сингапур, поскольку в перспективе последствия могут привести к затоплению маленького островного государства. Именно по этой линии представляется важным достичь взаимопонимания с Россией.

Особенно интересным направлением политики Сингапура в Арктике является поддержка коренных народов. Совместно с постоянными участниками Арктического совета, представляющими организации коренных народов, была учреждена стипендиальная программа последипломного обучения, позволяющая студентам-представителям коренных народов Арктики изучать в Сингапуре государственную политику, общественное управление и проводить морские исследования [6].

Сингапур стремится искать новые возможности для применения имеющихся у него передовых наукоёмких технологий в области кораблестроения, машиностроения, строительства портовой инфраструктуры, включая инфраструктуру добывающей промышленности в открытом море. В этом смысле перспективным кажется сотрудничество по линии СМП, поскольку участие Сингапура в развитии проекта обеспечило бы государство заказами в судостроительной и навигационной отраслях. Более того, Сингапур уже изготавливал ледоколы на заказ, например, для «Лукойла» в 2008 году. Однако существует мнение, согласно которому Сингапур может быть обеспокоен своей конкурентоспособностью как логистического хаба из-за соперничества с Китаем.

Для обеспечения инфраструктуры СМП необходимо возрождать российский крайний север, который в настоящий момент страдает от вымирания приморских городов. Опыт Сингапура в строительстве портов мог бы сыграть в этом вопросе ключевую роль. Также, функционирование портовых сооружений важно для обеспечения транзита углеводов, поставки которых составляют львиную долю сингапурского импорта в структуре торговли с РФ [7].

Однако найти точки соприкосновения в современной ситуации становится все сложнее. В марте 2022 года МИД Сингапура опубликовало сообщение, в котором прослеживается двойственный посыл. С одной стороны, подчеркивалась ценность хороших отношений с Россией, а с другой стороны, РФ обвиняется в нарушении международного права, а именно принципа суверенитета. Для небольшого Сингапура такая ситуация — опасный прецедент. В связи с этим вводится экспортный контроль на такие категории товаров, как «электроника», «компьютеры», «телекоммуникации и информационная безопасность». Ограничения вводятся и в финансовой сфере. Таким образом, возможное сотрудничество по линии обмена технологиями существенно осложняется.

Как говорил Чернышевский: «Что делать?»

В сложившейся ситуации российскому руководству необходимо использовать все возможности для налаживания отношений с теми странами, которые проводят дружественную политику по отношению к России в Арктике. Для сохранения сильных позиций в регионе, несмотря на неконструктивное поведение стран-членов Арктического совета, нашей стране необходимо принять во внимание следующие рекомендации.

Во-первых, важно выделить наиболее нейтральные и перспективные области для сотрудничества, касающиеся большинства стран, перечисленных в статье: это развитие Северного морского пути, ледоколостроения и высокий интерес к традиционным знаниям коренных народов. В этом смысле, однако, следует учитывать тот факт, что вклад Республики Кореи и Японии в инфраструктурное развитие этого транспортного коридора маловероятен, поскольку он в большей степени выгоден именно России. Более того, приверженность политике союзничества с Соединёнными Штатами неминуемо создала бы предпосылки для напряжённости. Предполагается, что издержки, которые могут понести Токио и Сеул вследствие выбора в пользу России, превысили бы выгоды от использования СМП. Более того, между РФ и Японией существует неурегулированный территориальный вопрос относительно Южных Курил, который периодически обостряется. В связи с этим рекомендуется основной упор сделать на углубление отношений с Дели и Пекином, которые дружественно настроены по отношению к Москве.

Во-вторых, более уместным представляется построение сотрудничества на двусторонней основе, нежели на многосторонней. Причиной этому служат нестабильные отношения между Индией и КНР. История насчитывает несколько случаев вооружённых столкновений между двумя странами вплоть до настоящего момента, связанных с неопределённостью границы между государствами, отдельного упоминания стоит Тибетский вопрос. Следовательно, договориться в рамках БРИКС на многосторонней основе, когда во внимание необходимо принимать мнение всех участников организации, будет непросто. Поэтому рекомендуется начинать с проектов по линиям «Россия – Индия» и «Россия – КНР», не отказываясь от «треугольника» в перспективе. Важно иметь ввиду перспективу выступить посредником в поиске точек соприкосновения между Индией и Китаем, в том числе по вопросам коренных народов, обеспечения устойчивого развития, функционирования СМП. Однако, следует избегать область энергетики, поскольку здесь Индия и Китай могут выступить в роли соперников.

В-третьих, в связи с приостановкой деятельности Арктического совета необходимо поднимать международный престиж БРИКС и усиливать кооперацию в его рамках, поскольку Россия является важнейшим игроком в регионе, обладающим большей частью территории Арктики. Несмотря на попытку исключить РФ из арктического дискурса, Москве рекомендуется поддерживать высокий уровень инициативы как в регионе, так и на международной арене, демонстрируя своё лидерство. Этому способствует вступление России 1 января 2024 года в должность председателя в БРИКС.

В-четвёртых, в среднесрочной перспективе следует обратить внимание на Сингапур, который в сравнении с Республикой Кореей и Японией относится к Российской Федерации более дружелюбно. Островное государство обладает высоким технологическим потенциалом, позволяющим ему не только осваивать месторождения энергетических ресурсов в Арктике, но и проводить сопутствующие исследования в регионе, которые наиболее выгодно реализовывать совместно с Россией. Однако стоит помнить о географической удалённости Сингапура от Москвы и противоречиях с Китаем, который может составить серьёзную конкуренцию как логистический хаб. В этой ситуации можно попробовать найти искать общие интересы в научно-технической области по мере возможностей.

Российская Федерация, таким образом, на данном этапе существенно ограничена в своих возможностях для сотрудничества. Причиной этому служит не только ослабление связей с постоянными членами Арктического совета, но и весомые противоречия между Россией и большей частью азиатских государств, не позволяющие наладить конструктивное партнерство. Тем не менее, нельзя говорить о полной изоляции, поскольку Россия обладает всеми возможностями для продвижения своих интересов через БРИКС и активно ведёт диалог с такими заинтересованными государствами, как Индия и Китай которые уже добились определённых успехов в Арктике и не намерены сбавлять обороты.

Список литературы:

1) Сухаг В. Интересы Индии в российской Арктике // Россия: общество, политика, история. – 2022. (дата обращения: 21.12.2023)

2) Ушакова Е. Арктические рубежи: Ледяной шёлковый путь и его роль в продвижении Китая в Арктику // Арктика и Север. – №43. – 2021. (дата обращения: 21.12.2023)

3) Чжоу Г. Интересы Китая в освоении Арктики и инициатива "Ледяной шелковый путь" // Общество: политика, экономика, право. – № 9. – 2021. (дата обращения: 21.12.2023)

4) Стрельцов Д. Российское направление политики Японии в Арктике // Японские исследования. – 2021. (дата обращения: 21.12.2023)

5) Рыжова А. Национальные интересы Республики Корея в Арктике // Проблемы национальной стратегии. – 2019. – № 5. (дата обращения: 21.12.2023)

6) Журавель В., Данилов А. Сингапур на пути в Арктику // Арктика и Север. – №24. – 2016. (дата обращения: 21.12.2023)

7) Золотухин И., Туманов Ю., Веселов И. Сингапур в меняющейся Арктике: проблемы сотрудничества и безопасности // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2019. №4 (дата обращения: 21.12.2023)

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся