Блог СНО ФМО СПбГУ

Российская Федерация в документах стратегического планирования ФРГ на современном этапе

21 сентября 2023
Распечатать
Автор: Кузьмин Иван Александрович, 1 курс магистратуры ФМО СПбГУ, программа «Стратегические исследования»

27 февраля 2022 года канцлер ФРГ Олаф Шольц в ответ на проведение специальной военной операции (СВО) на территории Украины провозгласил начало «Zeitenwende» («поворотного момента»), под чем понимается коренное изменение подходов Германии к ведению внешней политики в целом и политики безопасности в частности1. В следующем месяце министр иностранных дел Анналена Бербок анонсировала, что правительство активизировало работу над новой стратегией национальной безопасности страны2. Важно отметить, что предложение о создании новой концепции было выдвинуто еще в рамках коалиционного соглашения «Светофорной» коалиции от 2021 года3.

19413127_small.jpg

Источник: pledgetimes.com

Сегодня Германия планирует взять на себя новую роль в контексте обеспечения европейской безопасности. Наряду с Францией, ФРГ является одной из ключевых стран, вносящих вклад в обеспечение обороны Европейского Союза. После окончания нынешнего украинского кризиса сторонам придется выстраивать новую структуру безопасности в Европе, для полноценного функционирования которой должны учитываться интересы всех сторон, потому понимание того, какие подходы к выстраиванию отношений с Российской Федерацией устанавливаются в рамках документов стратегического планирования Германии, является важным.

Цель данной публикации – определение ключевых особенностей подходов ФРГ к выстраиванию отношений с Российской Федерацией в рамках германских документов стратегического планирования на современном этапе. Для реализации поставленной цели необходимо проанализировать ключевые документы стратегического планирования ФРГ.

Политика безопасности Германии изучается в Российской Федерации такими исследователями как Ф. О. Трунов4, Н. К. Меден5, А. А. Синдеев6. Важно выделить также доклады Инстута Европы РАН, в рамках которых отдельными авторами рассматриваются проблемы, так или иначе связанные с политикой безопасности ФРГ7, а также доклады ИМИ МГИМО, освещающие современную ситуацию в отношениях Берлина и Москвы8. Можно также отметить недавнюю публикацию А.П. Соколова в журнале "Россия в глобальной политике", где он проанализировал влияние нового этапа украинского кризиса на внешнюю политику и политику безопасности Германии в отношении России9. Важной работой с точки зрения данного исследования можно отметить публикацию Н.А. Власова10, в рамках которой были определены основные особенности подхода Германии к отношениям с Россией в рамках германской политики безопасности на момент 2018 года.

В самой Федеративной Республике и в целом западной академической среде исследователи во многом предпочитают обращать внимание скорее на проблемы европейской безопасности и трансатлантическое измерение проблемы. В этом контексте можно выделить сборник статей в редакции М. Штаака «Украинский конфликт. Россия и европейская система безопасности»11. Примером также могут являться различные доклады аналитических центров: как англоязычных12, так и центров при германских фондах (например, доклады Роттер A.13, а также Мэйджор C. и фон Ондарза Н.14). Тем не менее, следует отметить наличие фундаментальных работ, посвященных теме именно германской политики безопасности В. фон Бредова15, а также С. Бокенфёрде и С.Б. Гарайс16. Тема современных изменений в германской политике безопасности, тесно связанная с украинским кризисом, является широко обсуждаемой как в прессе, так и в среде аналитических центров17. Не менее важно в контексте темы исследования отметить работы Т. Форсберга18 и М. Сидди19, изучавших трансформацию германской политики по отношению к России после событий 2014 года.

Таким образом, тема германской политики безопасности является широко исследованной. Тем не менее, в свете вышедшей в июне 2023 года первой в истории ФРГ Стратегии национальной безопасности можно утверждать о том, что в академической среде не хватает исследований, которые рассматривали бы эволюцию подходов Германии к России на современном этапе ее развития в рамках актуальных документов стратегического планирования.

Современный контекст внешнеполитического подхода ФРГ по отношению к России сформировался в 2014 году в результате украинского кризиса. До событий этого года

«Белая книга» («Weißbuch») описывала Российскую Федерацию как одного из ключевых акторов в контексте формирования европейской безопасности, устанавливая, что без РФ существование безопасности и стабильности в Европе невозможно20.

Коренной слом такого отношения произошел из-за того, что украинский кризис 2014 года в значительной степени затронул стратегические интересы ФРГ. В частности – интерес в существовании своего рода европейского кордона «безопасности», позволяющего держать любую военную угрозу от границ Европейского Союза в целом, и Германии в частности, на расстоянии21. Начавшаяся в 2014 году в Восточной Европе политическая и военная напряженность и дальнейшее осуждение действий Российской Федерации в контексте крымских событий привело к формированию очертаний образа угрозы, но еще не сформировавшейся до конца. Связано это было с тем, что Берлин хоть и не признавал действия России легитимными, но все же не переходил черту, за которой начиналась готовность назвать РФ противником. Во многом поэтому Германия вновь взяла на вооружение стратегию времен Холодной Войны – «изменение через сближение».

События 2014 года оказали необратимое влияние на формирование нового стратегического документа ФРГ – Белой книги 2016 года, в рамках которой действиям России предписывался своего рода ревизионистский (в негативном смысле) характер: устанавливалось, что РФ своей политикой ставит миропорядок в Европе под вопрос22. Отмечалось, что «… в рамках масштабной модернизации своих вооруженных сил Россия, похоже, готова выйти за рамки существующих международных договорных обязательств»23. Тем не менее, роль РФ как ключевого игрока в обеспечении европейской безопасности не отрицалась, а также делалось замечание о том, что Европу и Россию все еще связывает широкий круг интересов24.

По итогу, формировалась ситуация, в которой Германия по отношению к России реализовывала тактику «двойных решений», заключавшуюся в одновременном использовании подхода «изменение через сближение» и военном усилении восточных флангов ЕС (так, например, на Уэльском и Варшавском саммитах НАТО было согласовано увеличение численности Сил быстрого реагирования НАТО (NATO Response Force) на 35 тысяч человек). При этом, важно отметить, что на саммитах Альянса германские политики также лоббировали «двойные решения», выступая одновременно и за сдерживание России, и за диалог с ней25.

Стоит отметить также, что украинский кризис 2014 года привел к значительной активизации деятельности по построению европейской обороны: в 2016 году ЕС представил Европейский план действий в сфере обороны26, а в 2017 г. – инициативу PESCO27.

В 2021 году в ФРГ прошли выборы в Бундестаг, в результате которых к власти пришла «Светофорная коалиция». В рамках коалиционного соглашения правящие партии отметили необходимость «содержательных и стабильных отношений» с Россией, а также выразили «готовность к конструктивному диалогу», тем не менее критикуя действия Российской Федерации на международной арене28.

Начало Специальной военной операции (СВО) Российской Федерацией привело к серьезным изменениям в германской внешней политике в целом и политике безопасности в частности. Соответственно, произошли и изменения в восприятии России и в подходах по выстраиванию отношений с ней.

В июне 2023 года Федеральное правительство представило первую в истории Германии Стратегию национальной безопасности. Документ, долго согласовывавшийся политиками «Светофорной» коалиции, безусловно отражает трансформацию взглядов ее членов на построение отношений с Российской Федерацией по сравнению с подходами, заложенными в рамках коалиционного соглашения 2021 года.

Повторяя утверждения канцлера, сделанные в феврале 2022 года, документ вновь подтверждает: Германия вступает в переломную эпоху изменений в рамках ее политики безопасности. После этой формулировки сразу следует описание отношения к действиям России. Власти ФРГ считают, что «Сегодняшняя Россия - это самая большая угроза миру и безопасности в евроатлантическом регионе в обозримом будущем»29. Тем не менее, подчеркивается, что ни ФРГ, ни Североатлантический Альянс не стремятся к конфронтации с РФ30. Теперь уже не отрицая возможности военного противостояния, утверждается, что Германия и НАТО готовы и способны защитить суверенитет и свободу как свои, так и союзников31. При этом, с точки зрения Берлина, оказание поддержки Украине укрепляет и ФРГ, и ЕС32.

Следует отметить преемственность в плане закрепления важности существования ситуации спокойствия и безопасности на территории соседствующих с Европой стран:

«Войны, кризисы и конфликты в соседних с Европой странах влияют на безопасность

Германии и Европы»33. Подчеркивается, что безопасность ФРГ неразрывна с безопасностью ее партнеров и союзников34.

Не менее важна в контексте российского вектора внешней политики установка о том, что ФРГ выступает за дальнейшее расширение ЕС, в том числе за счет Республики Молдовы, Украины и, в перспективе, Грузии35.

С точки зрения формулирования подходов к действиям в отношении России, важно выделить следующий тезис в рамках стратегии ФРГ: «Там, где правительства подрывают безопасность и верховенство закона, мы будем больше ориентировать наше сотрудничество на негосударственных субъектов, местный уровень и многосторонние подходы»36, что сигнализирует о перспективах использования таких инструментов влияния как НКО, поддержка несистемной оппозиции и др. Можно отметить и официальное закрепление необходимости совершенствования санкционной политики в контексте Общей внешней политики и политики безопасности ЕС37.

Что касается сферы энергетической безопасности, ранее тесно связанной с РФ, Германия юридически закрепляет свои действия по разрыву отношений с Россией в этой сфере, а также устанавливает, что в будущем будет стремиться к диверсификации поставок сырья38.

При этом внешняя политика и политика безопасности Германии основывается на ценностях и руководствуется интересами39. Среди выделенных в документе интересов ФРГ, можно отметить следующие, напрямую касающиеся политики страны по отношению к России: 1) защита людей, суверенитета и территориальной целостности Германии, Европейского союза и союзников Федеративной Республики; 2) существование «основанной на правилах» международной экономической и финансовой системы.

Что касается сферы контроля над стратегическими вооружениями, ФРГ подчеркивает, что видит риторику России в этой сфере как агрессивную, использующую угрозы40. Также подчеркивается, что действия РФ внесли значительный вклад в эрозию архитектуры контроля над вооружениями41. Тем не менее, авторы документа отмечают, что страна сохраняет приверженность поддержанию устойчивости политических и военных каналов связи в отношениях между НАТО и Россией42.

Описывая современный мир как эпоху «растущей многополярности», авторы документа указывают, что «некоторые государства», руководствуясь своими интересами, стремятся подорвать международный порядок и навязать остальным свое

«ревизионистское» видение сфер влияния. Для противодействия гибридным угрозам со стороны таких государств предлагается усилять международное сотрудничество страны43. Несмотря на то, что далее следует абзац о Китае (что явно намекает, о каких «некоторых государствах» шла речь), обтекаемые формулировки, описанные выше, позволяют предполагать о соответствующем формулировании ответов на действия не только КНР, но и РФ.

Подводя итоги, следует выделить ключевые особенности подходов ФРГ к выстраиванию отношений с Российской Федерацией в рамках германских документов стратегического планирования на современном этапе.

Во-первых, сегодня в Германии Россия воспринимается как реальная угроза безопасности как стране в частности, так и Европейскому Союзу в целом. Если раньше предпринимались попытки осуществления тактики «двойных решений» с целью недопущения трансформации России из теоретической угрозы в реальную, то сегодня такой подход официально признан неэффективным и, более того, контрпродуктивным.

Во-вторых, Германия в рамках нового стратегического документа продолжает придерживаться преемственности в плане многостороннего принятия решений. Все ответы, которые ФРГ формирует и будет формировать по отношению к России, согласуются с Европейским Союзом и НАТО.

В-третьих, в рамках нового документа более не отмечается роль Российской Федерации как важного участника процесса формирования европейской безопасности, что имело место в прошлых документах. Тем не менее, Германия не обрывает контакты с Российской Федерацией полностью: Берлин сохраняет намерение поддерживать политический и военный каналы связи по линии НАТО-Россия.

В-четвертых, можно отметить, что увеличение оборонных расходов ФРГ в ближайшей перспективе останется стабильным явлением. Объясняют это, помимо официального закрепления в новой Стратегии национальной безопасности обязательства «на протяжении нескольких лет» тратить 2% от ВВП на оборону в рамках стандарта НАТО44, еще два соображения. Первое – дилемма безопасности в международных отношениях. В условиях, когда другие акторы ускоряют процесс вооружения, страна не может игнорировать такого рода вызов своей безопасности, потому начинает ускорять и оснащение своих ВС. В контексте выхода Российской Федерации из договора ДОВСЕ можно говорить о том, что власти ФРГ смогут увидеть в этом сигнал для легитимизации действий по численному и качественному улучшению Бундесвера. Второе соображение же заключается в том, что процессу усиления ВС ФРГ придает импульс секьюритизация России как ключевой угрозы безопасности Европы в глазах общественности, что позволило в определенной степени ослабить традиционное для граждан Германии «чувство вины», являвшееся основой культуры военной сдержанности Берлина.

В-пятых, следует принять во внимание, что в качестве одной из ответных мер воздействия на РФ Германия продолжит реализовывать тактику укрепления восточных рубежей НАТО45.

В-шестых, следует отметить определенную конфликтогенность закрепленного в Стратегии положения о том, что Германия выступает за присоединение к ЕС Молдовы, Украины и Грузии. Такая конфигурация документа неизбежно входит в противоречие со стратегическими целями политики РФ на постсоветском пространстве.

В-седьмых, следует заметить, что в Стратегии национальной безопасности ФРГ деятельность через негосударственные акторы на территории стран, где, по мнению Берлина, нарушается верховенство закона и чьи правительства подрывают безопасность, рассматривается как официальный инструмент воздействия и влияния. Немаловажно и официальное закрепление санкционной политики как инструмента давления на противников ЕС и, соответственно, Германии, в рамках общей внешней и обороной политики.

Список литературы:

1. Власов Н. А. Россия в политике безопасности ФРГ на современном этапе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. 2018. Т. 11. Вып. 2. С. 184–199.

2. Германия. 2022. // Доклад Института Европы № 400. М.: Институт Европы РАН. 2023. 140 с.

3. Изменение через отдаление. Правительство Олафа Шольца и российско-германские отношения // ИМИ МГИМО. URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/38b/2139zw25lht6py36ydtu9xb9i5sjt5t5/ros-ger- relations-2023.pdf (date of access: 27.06.2023).

4. Меден Н. К. Бундесвер-2016: начало контрреформации? // Германия. 2016. М.: Федеральное бюджетное учреждение науки Институт Европы Российской академии наук. 2017. С. 58-74.

5. Синдеев, А. А. Германия и трансформационные процессы в сфере безопасности: "программа будущего" А. Бербок // Общество: политика, экономика, право. 2022. № 12(113). С. 13-16.

6. Соколов А.П. Quo vadis, Germania? // Россия в глобальной политике. 2023. Т. 21. №4. С. 135–149.

7. Трунов Ф. О. Политика ФРГ в области безопасности и обороны: трансформация в условиях пандемии COVID-19 // Актуальные проблемы Европы. 2022. № 1(113). С. 254-290.

8. Bergmann M., Svendsen O. Transforming European Defense: A New Focus on Integration

// Center for strategic and international studies. 2023. 64 p.

9. Böckenförde S, Gareis S. B. Deutsche Sicherheitspolitik: Herausforderungen, Akteure und Prozesse. // Verlag Barbara Budrich. 2021. 487 S.

10. Die politische Meinung. Zeitenwende? Zur sicherheitspolitischen Debatte // Konrad Adenauer Stiftung. Ausgabe 576. Oktober 2022. 129 S. URL: https://www.kas.de/de/web/die-politische-meinung/ausgaben/detail/-

/content/zeitenwende-zur-sicherheitspolitischen-debatte (date of access: 24.06.2023).

11. Forsberg T. From Ostpolitik to ‘frostpolitik’? Merkel, Putin and German foreign policy towards Russia // International Affairs. 2016. №. 1 (92). P. 21-42.

12. Major C., von Ondarza N. Zeitenwende (auch) für die Europäische Souveränität // Bundeszentrale für politische Bildung. URL: https://www.bpb.de/shop/zeitschriften/apuz/festung-europa-2022/514219/zeitenwende- auch-fuer-die-europaeische-souveraenitaet/ (date of access: 24.06.2023).

13. Rotter A. Wider alte Muster // Hanns Seidel Stiftung Policy Paper. Ausgabe 01. 2023. 15 S.

14. Siddi M. German foreign policy towards Russia in the aftermath of the Ukraine crisis: A new Ostpolitik? // Europe-Asia Studies. 2016. №. 4 (68). P. 665-677.

15. Staack M. (ed.) Der Ukraine-Konflikt, Russland und die europäische Sicherheitsordnung.

// Verlag Barbara Budrich. 2017. 200 S.

16. Von Bredow W. Sicherheit, Sicherheitspolitik und Militär: Deutschland seit der Vereinigung. // Springer-Verlag. 2014. 301 S.

Список источников:

1. Außenministerin Annalena Baerbock bei der Auftaktveranstaltung zur Entwicklung einer Nationalen Sicherheitsstrategie // Auswärtiges Amt. URL: https://www.auswaertiges- amt.de/de/newsroom/baerbock-nationale-sicherheitsstrategie/2517738 (date of access: 20.06.2023).

2. Deepen defence cooperation between EU Member States // Permanent Structured Cooperation (PESCO). URL: https://www.pesco.europa.eu/ (date of access: 24.06.2023).

3. European Defence Action Plan: Towards a European Defence Fund // European Commission. 30.11.2016. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-16-4088_de.htm (date of access: 24.06.2023).

4. Integrierte Sicherheit für Deutschland. Nationale Sicherheitsstrategie // Bundesministerium der Verteidigung. URL: https://www.bmvg.de/resource/blob/5636374/38287252c5442b786ac5d0036ebb237b/nat ionale-sicherheitsstrategie-data.pdf (26.06.2023).

5. Koalitionsvertrag 2021 - 2025 zwischen der sozialdemokratischen Partei Deutschlands (SPD), Bündnis 90 / die Grünen und den Freien Demokraten (FDP) // URL: https://www.spd.de/fileadmin/Dokumente/Koalitionsvertrag/Koalitionsvertrag_2021- 2025.pdf (date of access: 20.06.2023).

6. Koalitionsvertrag 2021 - 2025 zwischen der sozialdemokratischen Partei Deutschlands (SPD), Bündnis 90 / die Grünen und den Freien Demokraten (FDP) // URL: https://www.spd.de/fileadmin/Dokumente/Koalitionsvertrag/Koalitionsvertrag_2021- 2025.pdf (date of access: 23.03.2023).

7. Regierungserklärung von Bundeskanzler Olaf Scholz am 27. Februar 2022. Die Bundesregierung. 27.02.2022. URL: https://www.bundesregierung.de/breg- de/aktuelles/regierungserklaerung-von-bundeskanzler-olaf-scholz-am-27-februar-2022- 2008356 (date of access: 20.06.2023).

8. Verteidigungspolitische Richtlinien. Nationale Interessen wahren — internationale Verantwortung übernehmen — Sicherheit gemeinsam gestalten. 27. Mai 2011 // Bundesministerium der Verteidigung. URL: https://www.bmvg.de/resource/blob/13568/28163bcaed9f30b27f7e3756d812c280/g-03- download-die-verteidigungspolitische-richtlinien-2011-data.pdf (date of access: 24.06.2023).


9. Weißbuch 2006 zur Sicherheitspolitik Deutschlands und zur Zukunft der Bundeswehr // URL: http://archives.livreblancdefenseetsecurite.gouv.fr/2008/IMG/pdf/weissbuch_2006.pdf (date of access: 24.06.2023).

10. Weissbuch 2016 zur Sicherheitspolitik und zur Zukunft der Bundeswehr // Bundesministerium für Verteidigung. URL: https://www.bmvg.de/resource/blob/13708/015be272f8c0098f1537a491676bfc31/weissb uch2016-barrierefrei-data.pdf (date of access: 24.06.2023).


1 Regierungserklärung von Bundeskanzler Olaf Scholz am 27. Februar 2022. Die Bundesregierung. 27.02.2022. URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/aktuelles/regierungserklaerung-von-bundeskanzler-olaf-scholz-am- 27-februar-2022-2008356 (date of access: 20.06.2023).

2 Außenministerin Annalena Baerbock bei der Auftaktveranstaltung zur Entwicklung einer Nationalen Sicherheitsstrategie // Auswärtiges Amt. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/newsroom/baerbock-nationale- sicherheitsstrategie/2517738 (date of access: 20.06.2023).

3 Koalitionsvertrag 2021 - 2025 zwischen der sozialdemokratischen Partei Deutschlands (SPD), Bündnis 90 / die Grünen und den Freien Demokraten (FDP). S. 114 // URL: https://www.spd.de/fileadmin/Dokumente/Koalitionsvertrag/Koalitionsvertrag_2021-2025.pdf (date of access: 20.06.2023).

4 Трунов Ф. О. Политика ФРГ в области безопасности и обороны: трансформация в условиях пандемии COVID-19 // Актуальные проблемы Европы. 2022. № 1(113). С. 254-290.

5 Меден Н. К. Бундесвер-2016: начало контрреформации? // Германия. 2016. М.: Федеральное бюджетное учреждение науки Институт Европы Российской академии наук. 2017. С. 58-74.

6 Синдеев А. А. Германия и трансформационные процессы в сфере безопасности: "программа будущего" А. Бербок // Общество: политика, экономика, право. 2022. № 12(113). С. 13-16.

7 Германия. 2022. // Доклад Института Европы № 400. М.: Федеральное бюджетное учреждение науки Институт Европы Российской академии наук. 2023. 140 с.

8 Изменение через отдаление. Правительство Олафа Шольца и российско-германские отношения // ИМИ МГИМО. URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/38b/2139zw25lht6py36ydtu9xb9i5sjt5t5/ros-ger-relations-2023.pdf (date of access: 27.06.2023).

9 Соколов А.П. Quo vadis, Germania? // Россия в глобальной политике. 2023. Т. 21. № 4. С. 135–149.

10 Власов Н. А. Россия в политике безопасности ФРГ на современном этапе // Вестник Санкт- Петербургского университета. Международные отношения. 2018. Т. 11. Вып. 2. С. 184–199.

11 Staack M. (ed.) Der Ukraine-Konflikt, Russland und die europäische Sicherheitsordnung. // Verlag Barbara Budrich. 2017. 200 S.

12 Bergmann M., Svendsen O. Transforming European Defense: A New Focus on Integration // Center for strategic and international studies. 2023. 64 p.

13 Rotter A. Wider alte Muster // Hanns Seidel Stiftung Policy Paper. Ausgabe 01. 2023. 15 S.

14 Major C., von Ondarza N. Zeitenwende (auch) für die Europäische Souveränität // Bundeszentrale für politische Bildung. URL: https://www.bpb.de/shop/zeitschriften/apuz/festung-europa-2022/514219/zeitenwende-auch-fuer- die-europaeische-souveraenitaet/ (date of access: 24.06.2023).

15 Von Bredow W. Sicherheit, Sicherheitspolitik und Militär: Deutschland seit der Vereinigung. // Springer-Verlag.

2014. 301 S.

16 Böckenförde S, Gareis S. B. Deutsche Sicherheitspolitik: Herausforderungen, Akteure und Prozesse. // Verlag Barbara Budrich. 2021. 487 S.

17 Die politische Meinung. Zeitenwende? Zur sicherheitspolitischen Debatte // Konrad Adenauer Stiftung. Ausgabe

576. Oktober 2022. 129 S. URL: https://www.kas.de/de/web/die-politische-meinung/ausgaben/detail/-

/content/zeitenwende-zur-sicherheitspolitischen-debatte (date of access: 24.06.2023).

18 Forsberg T. From Ostpolitik to ‘frostpolitik’? Merkel, Putin and German foreign policy towards Russia // International Affairs. 2016. №. 1 (92). P. 21-42.

19 Siddi M. German foreign policy towards Russia in the aftermath of the Ukraine crisis: A new Ostpolitik? // Europe-Asia Studies. 2016. №. 4 (68). P. 665-677.

20 Weißbuch 2006 zur Sicherheitspolitik Deutschlands und zur Zukunft der Bundeswehr. S. 57. // URL: http://archives.livreblancdefenseetsecurite.gouv.fr/2008/IMG/pdf/weissbuch_2006.pdf (date of access: 24.06.2023).

21 Verteidigungspolitische Richtlinien. Nationale Interessen wahren — internationale Verantwortung übernehmen — Sicherheit gemeinsam gestalten. 27. Mai 2011. S. 2. // Bundesministerium der Verteidigung. URL:

https://www.bmvg.de/resource/blob/13568/28163bcaed9f30b27f7e3756d812c280/g-03-download-die- verteidigungspolitische-richtlinien-2011-data.pdf (date of access: 24.06.2023).

22 Weissbuch 2016 zur Sicherheitspolitik und zur Zukunft der Bundeswehr S. 31 // Bundesministerium für Verteidigung. URL:

https://www.bmvg.de/resource/blob/13708/015be272f8c0098f1537a491676bfc31/weissbuch2016-barrierefrei- data.pdf (date of access: 24.06.2023).

23 Ibid. S. 32.

24 Ibid.

25 Власов Н. А. Россия в политике безопасности ФРГ на современном этапе // Вестник Санкт- Петербургского университета. Международные отношения. 2018. Т. 11. Вып. 2. С. 189.

26 European Defence Action Plan: Towards a European Defence Fund // European Commission. 30.11.2016. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-16-4088_de.htm (date of access: 24.06.2023).

27 Deepen defence cooperation between EU Member States // Permanent Structured Cooperation (PESCO). URL: https://www.pesco.europa.eu/ (date of access: 24.06.2023).

28 Koalitionsvertrag 2021 - 2025 zwischen der sozialdemokratischen Partei Deutschlands (SPD), Bündnis 90 / die Grünen und den Freien Demokraten (FDP). S. 122. // URL:

https://www.spd.de/fileadmin/Dokumente/Koalitionsvertrag/Koalitionsvertrag_2021-2025.pdf (date of access: 23.03.2023).

29 Integrierte Sicherheit für Deutschland. Nationale Sicherheitsstrategie. S. 11-12. // Bundesministerium der Verteidigung. URL: https://www.bmvg.de/resource/blob/5636374/38287252c5442b786ac5d0036ebb237b/nationale- sicherheitsstrategie-data.pdf (26.06.2023).

30 Ibid. S. 22.

31 Ibid.

32 Ibid. S. 38.

33 Ibid. S. 12.

34 Ibid. S. 13.

35 Ibid. S. 13-14.

36 Ibid. S. 14.

37 Ibid. S. 40.

38 Ibid. S. 15.

39 Ibid. S. 21.

40 Ibid. S. 23.

41 Ibid. S. 24.

42 Ibid. S. 44.

43 Ibid. S. 23

44 Ibid. S. 33.

45 Ibid. S. 6.


Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся