Блог Семёна Бойкова

Зачем Германии соглашение о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнёрстве между ЕС и США?

13 октября 2015
Распечатать

В настоящее время между ЕС и США ведутся переговоры, посвящённые заключению соглашения о создании Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства (ТТИП) и формированию самой крупной в мире зоны свободной торговли. Известно, что германская сторона играет не последнюю роль в разработке будущего соглашения. В связи с этим возникает потребность выяснить, каковы возможные интересы Германии, главной экономики ЕС, в создании ТТИП. 

 

Торгово-экономические узы

 

Сегодня Европейский союз и США - важнейшие экономические партнёры. Товарооборот ЕС и США в 2014 г. составил 515,6 млрд. евро[1]. США являются вторым после Китая крупнейшим экспортёром товаров в мире, однако для Евросоюза Соединённые Штаты - это самый главный «рынок сбыта». По официальной статистике торговый баланс между ЕС и США в 2014 г. составил около 106 млрд. евро[2]. На долю США приходится 18,3% всего экспорта и 12,2% импорта товаров из ЕС[3].

 

Германия, будучи крупнейшей экономикой Евросоюза, также имеет прочные хозяйственные связи с США. Прямые инвестиции ФРГ в экономику США насчитывают примерно 208,8 млрд. $, а США в ФРГ – 118,3 $[4]. Германия, как и Евросоюз, больше экспортирует в США, чем импортирует. В частности, в 2014 г. торговый баланс между Германией и США составил 47,5 млрд. евро, общий товарооборот – 144,6 млрд. евро, по экспорту США для Германии стояли на втором месте, а по импорту – на четвёртом[5]. Доля США в экспорте Германии составляет примерно 8,5%, а в импорте – 5,3%[6].

 

Таким образом, экономики США, ЕС и Германии тесно взаимосвязаны и играют важную роль друг для друга. 

 

Экономические прогнозы: противоположные точки зрения

 

Декларируемые цели Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства между ЕС и США (ТТИП) – создание условий для безопасного инвестирования и ликвидация различных тарифных и нетарифных барьеров, чтобы увеличить объёмы торговли. ТТИП разрабатывается для того, чтобы подстегнуть экономический рост США и ЕС, создать новые рабочие места по обе стороны Атлантики и снизить цены на товары. Также ЕС и США стремятся стать лидерами в формировании новых торговых стандартов в мире.

 

Авторы ряда исследований полагают, что заключение соглашения о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве могло бы принести большое количество выгод, прежде всего, «экономическому локомотиву Европы» - Германии. В частности, об этом гласит исследование, проведённое в 2013 г. по заказу международного Фонда Бертельсмана[7]. В первой части доклада, посвящённой макроэкономическим эффектам, говорится, что, во-первых, наилучший результат от создания ЗСТ предвиделся бы при ликвидации именно «внетаможенных», а не таможенных барьеров (рост торговли увеличился бы на 90%). Во-вторых, уровень торговли Германии со странами БРИКС сократился бы на 10%, однако это снижение могло бы быть нивелировано ростом трансатлантической торговли. В-третьих, прирост реального ВВП Германии мог бы составить 0,24%. В-четвёртых, устранение «внетаможенных» барьеров могло бы повысить среднедушевой доход населения на 4,68%. Наконец в пятых, в ФРГ появилось бы 160 тысяч новых рабочих мест.

 

Во второй части доклада проводился анализ последствий для экономики Германии на микроэкономическом уровне[8]. Авторы уверены, что абсолютно все федеральные земли Германии выиграли бы от подписания соглашения. Уровень торговли в среднем по землям вырос бы на 20-30%. Больше всего выгод получили бы Баден-Вюртемберг, Бавария и Северный Рейн - Вестфалия. Также, больше всего новых рабочих мест было бы создано во вторичном секторе экономики, а именно в электротехнической и металлообрабатывающей промышленности. Помимо этого могло бы иметь место увеличение экспорта продукции пищевой и табачной промышленности (65,9%), металлообработки (52,7%), сельского хозяйства, лесной и рыбной промышленности (47,4%). Кроме того, повысился бы уровень заработных плат работников всех квалификаций: низкоквалифицированных (0,9%), среднеквалифицированных (0,7%) и высококвалифицированных (0,6%). Таким образом, авторы доклада уверены, что Германия выиграла бы от заключения соглашения между ЕС и США.

 

Но, несмотря на положительные оценки ТТИП, существует масса исследований, доказывающих, что экономику ФРГ в будущем ожидают не прибыли, а, наоборот, убытки. Например, в октябре 2014 г. вышел доклад сотрудника Института глобального развития и окружающей среды при университете Тафтса (США) Джеронима Капальдо, в котором утверждается, что соглашение ТТИП в перспективе только навредит экономике Германии и ЕС[9]. В своей работе он пишет, что если соглашение будет подписано, то через 10 лет Германия столкнётся с сокращением чистого экспорта (-1,14%), ВВП (-0,29%), среднемесячной зарплаты (-3400 евро на одного работника), чистых налогов (-0,28% от ВВП), а также, с повышением числа безработных (134 тыс.) и увеличением финансовой нестабильности.

 

Учёный утверждает, что существующие оценки ТТИП не соответствуют действительности, так как результаты основаны на моделях, которые не учитывает современное состояние мировой экономики. К таким моделям как раз относится модель, которая была использована в исследовании Фонда Бертельсмана. Капальдо анализирует последствия от подписания соглашения на основе специальной модели, разработанной ООН (United Nations Global Policy Model) и включающей, по мнению исследователя, более реалистичный механизм нахождения макроэкономического равновесия, более точный анализ экономического развития регионов и корректное отражение зависимости уровня занятости от изменения уровня ВВП[10].

 

В итоге существуют две противоположные точки зрения на экономические эффекты для ФРГ от заключения соглашения о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнёрстве. Одна гласит, что Германию могли бы ожидать положительные эффекты, другая - Германия впоследствии проиграет.

 

 «Гигантский геостратегический шанс»

 

Если существует некая неопределённость в области оценок экономических последствий, что подталкивает ЕС и конкретно Германию к подписанию соглашения? Директор экономических программ Американского института современных германских исследований Вашингтонского университета Александр Привитейра считает, что «политико-стратегический компонент, сближающий Америку с Европой, может быть даже важнее, чем устранение таможенных пошлин и выравнивание стандартов»[11]. Иными словами, в данном случае важную роль играют не только экономические, но и политико-стратегические факторы.

 

Во-первых, к таким факторам относится экономическое и политическое усиление стран Азиатско-тихоокеанского региона. Известно, что АТР на сегодняшний день является наиболее динамично-развивающимся регионом в мире. В 2013 г. рост ВВП в АТР составил около 7%[12]. Крупнейшие экономики Запада, Германия и США, опасаются, что их позиции в мировой торговле могут пошатнуться, поэтому им выгоднее установить ещё более тесные экономические связи друг с другом. Договор о ТТИП может позволить ФРГ и США повысить свои шансы в глобальной конкуренции с азиатскими странами.

 

Во-вторых, к сближению европейской (в частности, немецкой) и американской экономики подталкивает международный кризис, связанный с конфликтом на Украине и присоединением Крыма к России. Последние события придали «второе дыхание» трансатлантическим связям. Был сделан расчёт на экономическую изоляцию России и, как следствие, меньшую энергозависимость от неё. «По сценарию» энергетический «голод» ФРГ и остальных европейских стран должны частично восполнить поставки сланцевого газа из США. При этом налицо политический контекст будущего соглашения. Сближаясь через данный договор, Германия и другие европейские государства демонстрируют США и всему международному сообществу, что они солидарны с ними и разделяют общие ценности.

 

В-третьих, создание зоны свободой торговли между ЕС и США – демонстрация всему миру своей силы, а также политической и экономической привлекательности. Они стремятся доказать (себе и другим государствам), что, несмотря на затяжной характер экономического кризиса, который длится уже около 6 лет, и низкие темпы роста, у западных стран ещё остался «порох в пороховницах», и они в состоянии реализовывать крупные проекты. Иначе говоря, заключение этого соглашения важно с идеологической и стратегической точки зрения. В частности, 22 октября 2014 г. в Вашингтоне по окончании встреч с вице-президентом США Джозефом Байденом и министром финансов Джейкобом Лью вице-канцлер и министр экономики ФРГ Зигмар Габриэль  заявил, что зона свободной торговли ЕС с США – «гигантский геостратегический шанс»[13].

 

В-четвёртых, власти США и Германии, вероятно, действительно считают, что создание зоны свободной торговли придаст новый импульс к взаимному росту экономики и конкурентоспособности. На последнем съезде Христианского социального союза (ХСС) в Нюрнберге, который состоялся 12 декабря 2014 г., канцлер Германии Ангела Меркель в очередной раз заявила, что если «Германия намерена и через десять лет сохранить высокие объемы экспорта, а Европа хочет встать на ноги в экономическом смысле, то следует вести переговоры о создании зоны свободной торговли между США и ЕС»[14].

 

 

 

Таким образом, соглашение о создании ТТИП отличается большим количеством споров и противоречий. Для политиков, исследователей и немецкой общественности всё ещё остаётся открытым вопрос об экономических выгодах и убытках для Германии от подписания данного соглашения (хотя руководство Германии полагает, что создание зоны свободной торговли даст «второе дыхание» европейской экономике и выведет её из кризиса). Но, несмотря на эту неопределённость, Германия выступает за скорейшее заключение договора, так как он рассматривается не столько как экономический, сколько как политико-стратегический проект. Создание Трансатлантической зоны свободной торговли является реакцией Германии (и Запада в целом) на стремительное экономико-политическое усиление стран Азии и своё собственное ослабление на их фоне. Украинский кризис и дальнейшее ухудшение отношений с Россией ускорили этот процесс, и теперь сторонники ТТИП хотели бы заключить соглашение не позднее 2015 г.



[1] Client and Supplier Countries of the EU28 in Merchandise Trade (value %) (2014, excluding intra-EU trade), p.1

 

[2] Trade // European Comission URL: http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2006/september/tradoc_111704.pdf  (07.06.2015)

 

[3] Client and Supplier Countries of the EU28 in Merchandise Trade (value %) (2014, excluding intra-EU trade), p.1

 

[4] Federal Foreign Office. United States of America // URL: http://www.auswaertiges-amt.de/EN/Aussenpolitik/Laender/Laenderinfos/01-Nodes/UsaVereinigteStaaten_node.html  (07.06.2015)

 

[5] Statistisches Bundesamt. Foreign trade. Ranking of Germany’s trading partners in foreign trade. – 2014. - p.2

 

[6] Federal Ministry for Economic Affairs and Energy. Facts about German foreign trade in 2014. - p.11

 

[7] Transatlantic Trade and Investment Partnership (TTIP) Who benefits from a free trade deal? Part 1: Macroeconomic Effects // Bertelsmann Stiftung. - p. 42-43

 

[8] States, Branches of Industry and Education Levels. Who will Benefit in Germany from a Transatlantic Trade and Investment Partnership (TTIP)? Final Report, Part 2: Microeconomic Effects in Germany // Bertelsmann Stiftung p.36

 

[9] Capaldo J. The Trans-Atlantic Trade and Investment Partnership: European Disintegration, Unemployment and Instability // Global development and environment institute. – 2014. – p.2-3

 

[10] Capaldo J. The Trans-Atlantic Trade and Investment Partnership: European Disintegration, Unemployment and Instability … p. 10.

 

[11] Трансатлантическая солидарность обретает второе дыхание // Deutsche Welle, 25.03.2014 URL:http://www.dw.de/трансатлантическая-солидарность-обретает-второе-дыхание/a-17517380 (14.12.2014)

 

[12] GDP growth (annual %) in East Asia and Pacific // URL:http://www.tradingeconomics.com/east-asia-and-pacific/gdp-growth-annual-percent-wb-data.html (01.02.2015)

 

[13] Вице-канцлер ФРГ: Зона свободной торговли ЕС с США - "гигантский шанс" // Deutsche Welle, 23.10.2014, URL:http://www.dw.de/вице-канцлер-фрг-зона-свободной-торговли-ес-с-сша-гигантский-шанс/a-18013304 (14.12.2014)

 

[14] Меркель выступила за создание зоны свободной торговли между США и ЕС // Lenta.ru, 13.12.2014 URL:http://lenta.ru/news/2014/12/12/merkel/  (14.12.2014)

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся