Проект «Песочница»

Перспективы «латиноамериканского ренессанса» во внешней политике России

22 Апреля 2014
Распечатать

Автор: Дмитрий Филиппов, студент Факультета политологии МГИМО (У) МИД РФ.


  

В условиях политической конфронтации с Западом, обострившейся после вхождения Крыма в состав Российской Федерации, Россию посредством экономических санкций и исключения из G8 всячески подталкивают к переосмыслению внешнеполитических приоритетов. Новый вектор во внешней политике России, получивший в экспертных кругах название «Движение на Восток» (aнгл. “EastShift[1]), представляет собой обоснованные стремления Москвы компенсировать политико-экономические издержки за счет углубления сотрудничества с её незападными партнерами. В этой связи ряд стран Азиатско-Тихоокеанского региона обеспокоен тем, как бы «движение на Восток» не обернулось лишь переориентацией на Китай. Однако не менее перспективным, в условиях переформатирования международной политической системы, представляется латиноамериканское направление, которое имеет все предпосылки уже в ближайшем будущем стать одним из приоритетных векторов внешней политики России.

Двухтысячные годы: укладка фундамента

О потенциальном возвращении России в Латинскую Америку начали говорить задолго до 2014 г. Этому во многом способствовали рабочий визит Д. Медведева в Перу, Бразилию, Венесуэлу и Кубу в 2008 году, встречи на высшем уровне с руководителями Бразилии и Кубы в 2013 г., официальный визит В. Путина в Венесуэлу в 2010 г., а так же ряд ответных визитов в Москву со стороны лидеров латиноамериканских государств.

В рамках подобных встреч было подписано в общей сложности больше десятка межправительственных соглашений по самым разным направлениям, начиная с борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и заканчивая обеспечением информационной безопасности[2]. Однако на практике реальную значимость и актуальность имели лишь вопросы военно-технического сотрудничества, в частности закупки латиноамериканскими странами военной техники[3],[4] [Приложение 1].

Иными словами, вопреки декларируемым желаниям и намерениям, полноценного «возвращения» России в Латинскую Америку в начале нового тысячелетия не состоялось, а выстроенные отношения не отличались своей многогранностью. Тем не менее, это был значительный шаг вперед в восстановлении взаимоотношений между Россией и странами ЛАКБ, которые с распадом СССР потеряли свое приоритетное значение для новой России. Военно-техническое сотрудничество заложило фундамент для будущего ренессансав двусторонних отношениях, который предполагает наличие активного взаимодействия по самым разным векторам двусторонних отношений. Однако предпосылок для подобного взаимодействия не наблюдалось вплоть до последнего времени. Чего же не хватает, чтобы сделать такое многовекторное сотрудничество возможным?

«Полуостров свободы» – ключ к солидарности

Вероятно, не хватает солидарности во внешней политике, которая имела место во времена СССР и блокового противостояния. Однако теперь, в условиях украинского кризиса, этот некогда выпавший компонент вновь набирает силу именно благодаря «крымскому прецеденту», который начал качественно менять характер российско-латиноамериканских отношений, выводя их из полу-анабиозного состояния.

Так, одной их первых, кто осудил страны Запада за непризнание результатов крымского референдума и обвинил их в применении двойных стандартов в отношении России, была президент Аргентины Кристина Киршнер[5]. «Хамством»[6] назвал угрозы санкциями в отношении России президент Венесуэлы Николас Мадуро. Поддержку российской позиции выразили и другие страны региона: 27 марта 2014 г. во время голосования в ГА ООН по резолюции, объявляющей референдум в Крыму не имеющим законной силы, открыто против выступили Никарагуа, Куба, Венесуэла и Боливия. Правом «молчаливого признания» воспользовались Бразилия, Аргентина, Эквадор, Уругвай и Парагвай[7].

Подобный расклад демонстрирует наличие между Москвой и латиноамериканскими государствами определенного консенсуса по таким важным темам, как решение территориальных споров, недопущение двойных трактовок положений международного права, недопустимость применения двойных стандартов. На этом фоне начали активизироваться переговоры между Россией и такими странами, как Чили[8], Перу[9], Аргентина[10], Бразилия[11], нацеленные на расширение военно-технического сотрудничества, а также появилась информация о том, что Россия намерена увеличить количество военных баз за рубежом и ведет переговоры на этот счет в том числе с Венесуэлой, Никарагуа и Кубой[12]. Это свидетельствует о ключевой роли политического фактора, который, по-видимому, является необходимым условием для налаживания сотрудничества между Россией и ЛА.

Реализация вышеуказанных инициатив создаст для сторон обоюдные преимущества: во многих странах Латинской Америки военная техника не обновлялась уже несколько десятилетий, а закупка более современных вооружений призвана снизить потенциальные угрозы национальной и региональной безопасности, в то время как со стороны России эти шаги являются контрмерой по отношению к политике поступательного расширения НАТО, проводимой в отношении Восточной Европы.

Через тернии к звездам

Возможно ли выстраивание многовекторной модели сотрудничества между Россией и Латинской Америкой сегодня? Да, возможно. Этому способствует, в первую очередь, новая международная обстановка, характеризующаяся охлаждением отношений России и Запада. Но для этого представляется необходимым не ограничиваться лишь наращиванием сделок в сфере ВПК. Стратегически важно не упустить момент и воспользоваться открывшимся «окном возможностей» для ускорения процессов по налаживанию реального многовекторного сотрудничества. В первую очередь, это касается торгового, инвестиционного сотрудничества, бизнеса, сферы энергетики и технологических проектов, поскольку именно в этих отраслях до сих пор не был реализован потенциал РФ и стран ЛАКБ[13].

В условиях ощутимых последствий глобального экономического кризиса наращивание взаимных инвестиций и оптимизация структуры товарооборота, о важности которых говорил в 2008 году Д. Медведев[14], могут существенно оздоровить состояние национальных экономик и способствовать укреплению устойчивых связей между государствами, основанных на взаимном доверии. Перспективным для России направлением сотрудничества с латиноамериканскими странами является электроэнергетика, поскольку потребности экономического роста региона априори требуют увеличения энергетических мощностей[15]. В отношениях с крупными экономическими и политическими игроками региона в частности, с Бразилией, особое внимание следует уделять развитию взаимодействия в научно-технической области[16]. Открытие бразильского рынка создаст спрос на российские достижения в сфере высоких технологий, способствуя привлечению инвестиций на развитие отрасли. В результате современная Россия увеличит свою конкурентоспособность по сравнению с другими странами, которые также предпринимают усилия по наращиванию своих позиций в Латинской Америке.

Для большинства лидеров латиноамериканских стран более тесное партнерство с Россией будет иметь также и политические выгоды, связанные с открывающимися перспективами разрешить ряд накопившихся социальных проблем, связанных с крайней поляризацией общества (на долю 10% самых богатых приходится порядка 32% доходов[17]) и высоким уровнем бедности: по данным ЭКЛАК[18], речь идет о 164 млн человек (примерно 28% населения региона). Ситуация может быть улучшена благодаря российским инвестициям в модернизацию инфраструктуры, отсутствие которой не позволяет бедным регионам активно вовлекаться в региональные экономические процессы, привлекать финансовые потоки и стимулировать экономический рост. Кроме того, народная поддержка планов по сближению с Россией позволит многим политическим деятелям переизбраться на второй срок в ходе предстоящих президентских выборов, которые в период с 2014 до 2016 г. пройдут в 17 странах ЛАКБ.

***

В этой связи для России представляется необходимым выстраивать особую систему партнерства с государствами региона, которая бы включала в себя трансформацию сложившихся торгово-экономических практик за счет взаимного расширения экспортной товарной продукции, улучшение ее качественной стороны, более активное участие российских предприятий в международных выставках, проходящих на территории различных стран ЛАКБ.

Перспективной представляется разработка системы по передаче и обмену новыми технологиями на льготных условиях (в том числе введение беспошлинной торговли со странами-членами МЕРКОСУР на базе уже достигнутых договоренностей[19]), в особенности в аэрокосмической и энергетической отраслях. При этом целесообразно всячески усиливать контакты на высшем и экспертном уровнях между политическими элитами и академическим сообществом, заложив фундамент для построения полноценного стратегического сотрудничества. Только в этом случае станет возможным подлинный ренессанс двусторонних отношений России и Латинской Америки.

Приложение 1:

Страна

Объем закупок

Стоимость закупок

Венесуэла

100 тысяч автоматов Калашникова

24 самолёта «Су»

53 вертолёта Миг-35

4,4 млрд $

92 танка Т-72

зенитные комплексы С-300

2,2 млрд $

Боливия

6 вертолетов Ми-17В5

100 млн $

Аргентина

2 вертолета Ми-171Е

20 млн евро

Бразилия

12 вертолетов Ми-35М,

225 млн $

вертолеты Ми-171, Ка-50

-- // --

Перу

6 вертолетов Ми-171Ш

2 вертолета Ми-35П

250 млн $

ремонт и модернизация 19-ти самолетов Миг-29

106 млн $


[1] Выступление Abiru Taisuke (научного сотрудника Токийского Фонда) на конференции РСМД и Токийского фонда: «Меры доверия между Россией и Японией: политика, экономика, безопасность»

[2]

·        «Соглашения о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и злоупотреблением ими» между Россией и Перу;

·        Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в нефтяной промышленности между Министерством базовой промышленности Кубы и Министерством энергетики РФ (ноябрь 2008 г.);

·        «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о сотрудничестве в области сельского хозяйства»;

·        «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о сотрудничестве в области транспорта и транспортной инфраструктуры»;

·        «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством
Боливарианской Республики Венеуэла о сотрудничестве в сфере энергетики»
;

·        «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях»;

·        «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о сотрудничестве в области высшего образования»;

·        «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством
Республики Боливии о военно-техническом сотрудничестве
»;

·        «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии о взаимной защите секретной информации»;

·        «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии о взаимной охране интеллектуальной собственности и других результатов интеллектуальной деятельности, используемых и полученных в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества»;

·        Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной и коммуникационной безопасности;

·         Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Никарагуа о взаимной защите секретной информации;

[3] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба об оказании Республике Куба военно-технической помощи - http://www.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf/0/AFD2921EB090E9B344257CB30032118C

[4] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии о военно-техническом сотрудничестве - http://www.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf/0/C216B20AA71BBAEF44257CB30032121D

[5] ИТАР-ТАСС: «Президент Аргентины: страны, осуждающие референдум в Крыму, применяют "двойные стандарты"» - http://itar-tass.com/mezhdunarodnaya-panorama/1056567

[6] Russia Today: «Президент Венесуэлы: Угрожать России санкциями - это хамство» - http://russian.rt.com/inotv/2014-03-19/Prezident-Venesueli-Ugrozhat-Rossii-sankciyami

[7] ВЗГЛЯД: «Голосовать за антироссийскую резолюцию ГА ООН отказались 93 из 193 стран» - http://www.vz.ru/news/2014/3/27/679321.html

[8] РИА Новости: «Россия возобновляет переговоры с Чили на поставку вертолетов» - http://ria.ru/defense_safety/20140324/1000795870.html

[9] Голос России: «Перу может закупить до сотни российских танков Т-90С» - http://rus.ruvr.ru/news/2014_03_30/Istochnik-Peru-mozhet-zakupit-do-sotni-rossijskih-tankov-T-90S-6911/

[10] Liberty Voice: «Argentina to Host Russian Military Bases While America Sleeps» - http://guardianlv.com/2014/03/argentina-to-host-russian-military-bases-while-america-sleeps/

[11] Торгово-промышленные Ведомости: «Россия – Бразилия: военно-техническое сотрудничество» - http://www.tpp-inform.ru/analytic_journal/4436.html

[12] ВЗГЛЯД: «Шойгу: Россия может создать сеть зарубежных военных баз от Сингапура до Никарагуа» - http://www.vz.ru/news/2014/2/26/674534.html

[13] Российская газета: «Дмитрий Медведев: России и Бразилии нужно перейти от простого товарообмена к более технологичным проектам» - http://www.rg.ru/2008/11/26/medvedev-braziliya-anons.html

[14] РБК: «Д.Медведев: Россия и Бразилия станут мировыми лидерами» - http://top.rbc.ru/politics/25/11/2008/263437.shtml

[15] Подробности визита Дмитрия Медведева в страны Латинской Америки - http://www.rodon.org/polit-081203121747

[16] РБК: «Д.Медведев: Россия и Бразилия станут мировыми лидерами» - http://top.rbc.ru/politics/25/11/2008/263437.shtml

[17] CEPAL: «Panorama Social de America Latina (2012)» - http://www.eclac.org/publicaciones/xml/5/48455/PanoramaSocial2012DocI-Rev.pdf

[18] CEPAL: «Panorama Social de America Latina (2012)» - http://www.eclac.org/publicaciones/xml/5/48455/PanoramaSocial2012DocI-Rev.pdf

[19] МИД РФ: Итоговое Коммюнике о первой встрече “Россия - МЕРКОСУР”

 http://www.mid.ru/bdomp/ns-rlat.nsf/b4f178bc327e9abb432569e70033efc6/432569d600328ea9432569b5004c90b5!OpenDocument

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся