Проект «Песочница»

На пути к консенсусу, или почему «абэномика» невозможна без Кэйданрэн

5 Мая 2016
Распечатать

Автор: Екатерина Полхова, магистрант факультета международных отношений СПбГУ

Приход в Японии к власти кабинета Синдзо Абэ возвестил о начале новой экономической политики, известной как «абэномика». Особое место в этом курсе было отведено формированию благоприятного бизнес-климата, создаваемого путем взаимодействия и постоянных консультаций с Ниппон Кэйданрэн [1], наиболее влиятельным объединением, отражающим интересы представителей крупного капитала.

Ниппон Кэйданрэн в годы «абэномики»

«Абэномика», направленная на преодоление стагнации, в которой японская экономика находится с 1990-х гг., стала воплощением реформ, проводимых вернувшимся в декабре 2012 г. на пост премьер-министра Синдзо Абэ. «Три стрелы» нацелены на осуществление комплекса мероприятий в монетарной, фискальной и инвестиционной политике. Для С. Абэ работа с Ниппон Кэйданрэн – ключевая составляющая экономических преобразований. Рост доходов корпораций создаёт благоприятные условия для увеличения количества рабочих мест, заработной платы и открывает перспективы наращивания инвестиций. Поскольку крупнейшие корпорации обеспечивают население рабочими местами, являются источником основных инвестиционных потоков, и многие из них входят в число членов Ниппон Кэйданрэн, то и судьба «абэномики» тесно связана с достигнутым в её рядах консенсусом.

Избранный в 2014 г. председателем Федерации бизнес-организаций Садаюки Сакакибара обозначил видение того, как нужно активизировать японскую экономику. Необходимо укрепление системы социального обеспечения через повышение потребительского налога, параллельно которому должно происходить наращивание потребления. Подобное осуществимо только при условии роста зарплат. Запустить этот механизм можно будет в том случае, если компании смогут увеличить собственные доходы. Поэтому Федерация бизнес-организаций стала отстаивать снижение корпоративного налога, что позволит создать базу для повышения зарплат и в то же время сравняться в показателях с другими странами региона. Безусловно, урегулирование данного вопроса невозможно без соответствующего правительственного решения. Таким образом, меры, предпринимаемые в рамках «абэномики», во многом совпадают с интересами крупных корпораций, которые представлены Ниппон Кэйданрэн. В то же время Федерация бизнес-организаций действует не автономно, а согласовывает свои шаги с правительством.

REUTERS/Toru Hanai

Кадзусигэ Кобаяси: Государство и порядок по-японски

Рекомендации Ниппон Кэйданрэн

«Абэномика» включает в себя различные компоненты, и Ниппон Кэйданрэн выдвигала свои рекомендации по многим её направлениям. В 2012 г. Федерация направила правительству С. Абэ масштабные предложения по экономическому возрождению Японии, среди которых – вопросы о возобновлении работы АЭС, присоединении к ТТП и сокращению корпоративного налога до 25%. После того, как 11 марта 2011 г. произошла авария на АЭС Фукусима-1, работа всех АЭС в Японии была остановлена, что не могло не привести к перестройке энергетического баланса. Ниппон Кэйданрэн в своих рекомендациях последовательно отстаивала позицию о необходимости запуска АЭС, отвечающих стандартам безопасности. Как для корпораций, так и для государства возобновление работы АЭС связывалось с диверсификацией источников энергии, поддержанием энергетической безопасности Японии, повышением уровня самообеспечения электроэнергией и снижением цен на неё. После повышения требований к системе безопасности парламент Японии одобрил запуск АЭС. Процесс возвращения к атомной энергетике не просто успешно стартовал, он прогрессирует, и свою лепту в него внесла Ниппон Кэйданрэн.

Один из важнейших дискурсов последних лет был связан с присоединением Японии к соглашению о ТТП. Прежде всего, от этого соглашения в выигрышном положении оказывались крупные корпорации, обладающие возможностью успешно конкурировать на вновь возникающем едином тихоокеанском рынке. В течение длительного времени Федерация была убеждённым сторонником присоединения к ТТП, что было провозглашено в документе «Создание процветающей и динамично развивающейся Японии» от 2 июня 2015 г. Идея этого соглашения связана с созданием стимулов для роста японской экономики наряду с процветающими экономиками АТР.

5 октября 2015 г. было достигнуто соглашение о ТТП. С. Абэ завил о том, что данное соглашение отвечает долгосрочным интересам Японии и что будут прилагаться все усилия с его стороны для ратификации предварительного соглашения в парламенте. Ниппон Кэйданрэн дала положительную оценку соглашению, так как ТТП, с позиции Федерации, символизирует собой новый уровень либерализации и создаёт единые правила, регулирующие три пространства: инвестиционное, конкурентной политики и интеллектуальной собственности. 

Третий аспект касается снижения корпоративного налога, необходимого для улучшения бизнес-климата и инвестиционной привлекательности Японии. В конце 2015 г. велось активное обсуждение снижения планки эффективной ставки корпоративного налога до уровня ниже 30% на 2016 ф.г. с текущего уровня, превышающего 32%. С момента прихода к власти кабинета С. Абэ в 2012 г. это снижение в общей сложности должно составить 7%. Такое решение во многом было стимулировано Ниппон Кэйданрэн. Федерация заявила о том, что прибыльные компании смогут увеличить зарплаты и инвестиции в основной капитал. Это вызвало благожелательную реакцию со стороны правительства.

Однако поиск компромисса был не прост. Дискуссии шли относительно увеличения зарплат. С. Абэ призывал к их скорейшему увеличению, в то время как председатель Кэйданрэн С. Сакакибара подчеркнул, что этот вопрос должен решаться компаниями индивидуально. Несмотря на возникающие расхождения во мнениях, в ходе «абэномики» имеет место тенденция по снижению корпоративного налога, отвечающее интересам Федерации бизнес-организаций.

Принятие правительством решений о запуске АЭС, присоединении к ТТП, сокращении корпоративного налога демонстрируют, что рекомендации Ниппон Кэйданрэн учитываются и имплементируются. Администрация С. Абэ достаточно эффективно координирует свои действия с Кэйданрэн, которые не ограничиваются декларативным форматом и применяются на практике.

REUTERS/Jonathan Ernst

Николай Мурашкин: Япония — АСЕАН: неизбежное партнерство для нового азиатского порядка?

Открывая перспективы для Ниппон Кэйданрэн

Безусловно, нельзя не отметить наличие гармонизированной позиции Ниппон Кэйданрэн и администрации С. Абэ. Наиболее важные положения «абэномики» снискали самую широкую поддержку Федерации бизнес-организаций. Причина достигнутого взаимопонимания заключается в совпадении государственного и корпоративного интереса, поскольку крупные компании, входящие в структуру Ниппон Кэйданрэн, по-прежнему гарантируют стабильность и высокую конкурентоспособность японской экономики в мире. Ниппон Кэйданрэн сегодня занимает достаточно прочные позиции, но непоколебимыми их назвать нельзя.

В январе 2016 г. произошёл коррупционный скандал, связанный с министром по экономическому восстановлению Японии Акира Амари, одним из идейных вдохновителей «абэномики», внесшего огромный вклад в заключение соглашения о ТТП. Несмотря на то, что А. Амари подал в отставку, получение им взятки нанесло урон репутации Либерально-демократической партии (ЛДП). Более того, его уход может стать предвестником политической нестабильности. Некоторые аналитики считают, что отставка А. Амари может ослабить политику по экономическому восстановлению. Если «абэномика» перестанет себя оправдывать, а коалиция возглавляемая ЛДП утратит доверие населения, то это негативно скажется и на положении Ниппон Кэйданрэн, значительно укрепившейся в последние годы. Тем не менее взаимодействие Федерации с правительством, хотя и оказалось связанным с определёнными рисками, в итоге сделало возможным и появление «абэномики», и её реализацию.

1.     Кэйданрэн, также известная как Федерация экономических организаций, представляла интересы крупных компаний и оказывала воздействие на политику Японии ещё со времени своего создания в 1946 г.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся