Блог экспертов РГГУ

Алексей Сенокосов: Страны БРИКС и Запад: на пути к новому миропорядку

11 марта 2013
Распечатать

 

В начале XXI века развитые страны столкнулись с ситуацией, когда инициированная ими глобализация, по сути дела, начала оборачиваться против них. Большинство стран т. н. "третьего мира", отложив в сторону свои прежние разногласия, сконцентрировалось на нуждах экономического развития, используя открывшиеся новые возможности. Темпы развития развивающихся стран стали опережать развитые государства в 2-3 раза. Например, в 2007 г. рост ВВП в развитом мире составил 2,3 %, а в развивающемся – 7,5 %.[1] В 2008 г. общий ВВП развивающихся стран впервые превзошел ВВП развитых. В этих условиях у развивающихся стран стало появляться все больше возможностей для сотрудничества по линии «Юг- Юг», взаимодействия между собой.

 

Формирование в 2008 – 2009 гг. объединения БРИКС ознаменовало выход интеграционных процессов в развивающемся мире на качественно новый уровень. Дело в том, что каждая из стран – участниц БРИКС, помимо того, что она входит в число крупнейших государств мира по территории, населению, экономическому потенциалу, является вместе с тем и региональным центром, объединяя вокруг себя многие более мелкие государства. Соответственно, в рамках БРИКС оказывается возможна кооперация не только пяти крупнейших развивающихся стран, но опосредовано и регионов, которые они представляют. БРИКС объединяет государства – лидеры развивающегося мира и в перспективе обладает потенциалом для координации усилий большинства стран Юга. БРИКС является и выразителем жизненных интересов развивающихся стран, поскольку все его участники солидарны в стремлении к построению многополярного мира, выступают за укрепление роли ООН и международного права, за отказ от практики «гуманитарных интервенций», за коллективный подход к решению глобальных проблем.

 

По сути дела, БРИКС стал первой глобальной организацией Юга, доступ в которую для развитых стран Севера закрыт. Естественно, на Западе оказались крайне встревожены оформлением альянса стран-лидеров «незападного мира».

 

Мировой экономический кризис 2008 – 2009 гг., события 2008 г. на Кавказе показали, что США уже не справляются с ролью единственной сверхдержавы. Среди значительной части западной политической элиты возникло понимание того, что разрешение глобальных мировых проблем в узком «семейном кругу» G-7 невозможно, необходимо подключение к диалогу и крупных развивающихся стран. Один из крупнейших американских обществоведов Пол Кеннеди в своей статье в “The Wall Street Journal” от 14 января 2009 г. образно описал суть возникших перед США проблем. «Америка – это сильный человек с гармонично развитой мускулатурой, который способен в течение долгого времени идти в гору даже с весьма увесистым рюкзаком за плечами. Но если сил у этого человека становится все меньше (экономические проблемы), а груз увеличивается (доктрина Буша), и двигаться надо по сильно пересеченной местности появление новых великих держав, международный терроризм, проблема несостоятельных государств), наш энергичный пешеход начинает замедлять шаг и даже спотыкаться. Именно тогда более проворные, меньше нагруженные люди могут сначала сократить отставание, затем поравняться с ним и, возможно, даже обогнать»[2].

 

Осознав появление объединения БРИКС как крупной значимой силы, влиятельные политические круги на Западе стали проявлять склонность считаться с ней. Для них стало ясно, что игнорировать далее мнение развивающихся стран становится опасно, развитые страны в одиночку не справятся с мировым экономическим кризисом и другими вызовами.

 

Как следствие, мы можем видеть, что на фоне бесконечных дебатов относительно реформирования ООН, МВФ и ВБ параллельно и как бы «самопроизвольно» рождаются новые структуры не только в области экономической интеграции, но и в сфере международной безопасности, множатся форумы и строятся новые коалиции в целях нахождения коллективных ответов на ключевые вызовы XXI века. Речь идет, например, о деятельности таких организаций, как "Большая двадцатка" (G-20) и "Большая восьмерка" (G-8). Впервые крупнейшие развивающиеся страны стали допускать к обсуждению важнейших международных проблем, что ранее делалось лишь в узком «семейном» западном кругу.

 

Таким образом, мы видим, что современный мир вступает в новую эпоху. Он становится более демократичным, более открытым для взаимодействия разных участников. На сцену выходят новые глобальные игроки, меняющие прежние правила игры, создающие новые возможности развития для себя и других.



[1] Развивающиеся страны возьмут верх над развитыми через 5 лет. http://www.rb.ru/topstory/economics/2008/11/01/152416.html

[2] The Wall Street Journal, 14 January 2009.

 

А. Г. Сенокосов, к. и. н., доцент кафедры мировой политики и международных отношений ИАИ РГГУ.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся