Блог экспертов РГГУ

Алексей Сенокосов: Страны БРИКС и Запад: на пути к новому миропорядку

11 Марта 2013
Распечатать
Поделиться статьей


 



В начале XXI века развитые страны столкнулись с ситуацией, когда инициированная ими глобализация, по сути дела, начала оборачиваться против них. Большинство стран т. н. "третьего мира", отложив в сторону свои прежние разногласия, сконцентрировалось на нуждах экономического развития, используя открывшиеся новые возможности. Темпы развития развивающихся стран стали опережать развитые государства в 2-3 раза. Например, в 2007 г. рост ВВП в развитом мире составил 2,3 %, а в развивающемся – 7,5 %.[1] В 2008 г. общий ВВП развивающихся стран впервые превзошел ВВП развитых. В этих условиях у развивающихся стран стало появляться все больше возможностей для сотрудничества по линии «Юг- Юг», взаимодействия между собой.



 



Формирование в 2008 – 2009 гг. объединения БРИКС ознаменовало выход интеграционных процессов в развивающемся мире на качественно новый уровень. Дело в том, что каждая из стран – участниц БРИКС, помимо того, что она входит в число крупнейших государств мира по территории, населению, экономическому потенциалу, является вместе с тем и региональным центром, объединяя вокруг себя многие более мелкие государства. Соответственно, в рамках БРИКС оказывается возможна кооперация не только пяти крупнейших развивающихся стран, но опосредовано и регионов, которые они представляют. БРИКС объединяет государства – лидеры развивающегося мира и в перспективе обладает потенциалом для координации усилий большинства стран Юга. БРИКС является и выразителем жизненных интересов развивающихся стран, поскольку все его участники солидарны в стремлении к построению многополярного мира, выступают за укрепление роли ООН и международного права, за отказ от практики «гуманитарных интервенций», за коллективный подход к решению глобальных проблем.



 



По сути дела, БРИКС стал первой глобальной организацией Юга, доступ в которую для развитых стран Севера закрыт. Естественно, на Западе оказались крайне встревожены оформлением альянса стран-лидеров «незападного мира».



 



Мировой экономический кризис 2008 – 2009 гг., события 2008 г. на Кавказе показали, что США уже не справляются с ролью единственной сверхдержавы. Среди значительной части западной политической элиты возникло понимание того, что разрешение глобальных мировых проблем в узком «семейном кругу» G-7 невозможно, необходимо подключение к диалогу и крупных развивающихся стран. Один из крупнейших американских обществоведов Пол Кеннеди в своей статье в “The Wall Street Journal” от 14 января 2009 г. образно описал суть возникших перед США проблем. «Америка – это сильный человек с гармонично развитой мускулатурой, который способен в течение долгого времени идти в гору даже с весьма увесистым рюкзаком за плечами. Но если сил у этого человека становится все меньше (экономические проблемы), а груз увеличивается (доктрина Буша), и двигаться надо по сильно пересеченной местности появление новых великих держав, международный терроризм, проблема несостоятельных государств), наш энергичный пешеход начинает замедлять шаг и даже спотыкаться. Именно тогда более проворные, меньше нагруженные люди могут сначала сократить отставание, затем поравняться с ним и, возможно, даже обогнать»[2].



 



Осознав появление объединения БРИКС как крупной значимой силы, влиятельные политические круги на Западе стали проявлять склонность считаться с ней. Для них стало ясно, что игнорировать далее мнение развивающихся стран становится опасно, развитые страны в одиночку не справятся с мировым экономическим кризисом и другими вызовами.



 



Как следствие, мы можем видеть, что на фоне бесконечных дебатов относительно реформирования ООН, МВФ и ВБ параллельно и как бы «самопроизвольно» рождаются новые структуры не только в области экономической интеграции, но и в сфере международной безопасности, множатся форумы и строятся новые коалиции в целях нахождения коллективных ответов на ключевые вызовы XXI века. Речь идет, например, о деятельности таких организаций, как "Большая двадцатка" (G-20) и "Большая восьмерка" (G-8). Впервые крупнейшие развивающиеся страны стали допускать к обсуждению важнейших международных проблем, что ранее делалось лишь в узком «семейном» западном кругу.



 



Таким образом, мы видим, что современный мир вступает в новую эпоху. Он становится более демократичным, более открытым для взаимодействия разных участников. На сцену выходят новые глобальные игроки, меняющие прежние правила игры, создающие новые возможности развития для себя и других.









[1] Развивающиеся страны возьмут верх над развитыми через 5 лет. http://www.rb.ru/topstory/economics/2008/11/01/152416.html





[2] The Wall Street Journal, 14 January 2009.





 



А. Г. Сенокосов, к. и. н., доцент кафедры мировой политики и международных отношений ИАИ РГГУ.


Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся