Блог экспертов РГГУ

Олег Игнаткин: Теория реализма в современной перспективе

16 Июня 2014
Распечатать

          В настоящее время теория реализма испытывает определенный «ренессанс». Во многих работах, так же, как и в практической деятельности, мы видим реалистические идеи, как они могут воплощаться на практике.

 

          Известный американский  исследователь и ученый У.Уолфорт выделяет четыре основные черты современного реализма.

 

1.Политика создания групп. Политика происходит в рамках группы и между группами. Групповая солидарность является крайне важной для внутренней политики, и конфликт и сотрудничество между различными политическими режимами являются сущностью международной политики.

 

2.Эгоизм. Когда индивиды или группы действуют политически, в основном они руководствуются частными интересами. Этот эгоизм глубоко укоренен в человеческой природе. Однако его проявление может быть преувеличено, уменьшено или даже временно преодолено государственными и международными политическими структурами, институтами и ценностями.

 

3.Анархия. Отсутствие правительства серьезным образом меняет природу международной политики. Анархичные политические системы, основанные на принципе «помоги себе сам» накладывают существенные ограничения как на возможность международных акторов по достижению их целей, так и на усиление проявления эгоизма в группе.

 

4.Силовая политика. Пересечение группового подхода и эгоизма в окружающей среде анархии превращают международные отношения в политику власти и безопасности. После периода «собирательства» отношения между людьми всегда характеризовались неравенством власти в обоих смыслах этого слова: в смысле  социального влияния или контроля…и ресурсов. Ключевым в политике  в любой области является взаимодействие  между социальной и материальной властью, взаимодействие, которое разворачивается в «тени» реального властного принуждения.[1]

 

          Важным также представляется, какие теории политического реализма существуют на настоящий момент.  У. Уолфорт выделяет несколько таких направлений:

 

1.Теория баланса сил (Balance of power theory). Учитывая классическую проблему силового решения проблем, чтобы достигнуть нужного результата, государство может обратиться к силе, тогда, когда оно этого захочет; государства будут препятствовать возможности появления у одного государства возможности принуждения и уничтожения.

 

2. Близкой этому является теория баланса угроз (Balanceofthreat theory) . Как подразумевает название, эта теория определяет, что государства будут создавать «противовес» угрозам. Угроза в свою очередь, происходит из  сочетания трех переменных: совокупных возможностей (т.е. общего экономического и военного потенциала), географии и восприятия агрессивности намерений.

 

3. Теория дилеммы безопасности (Securitydilemma theory). «Дилемма безопасности» - это термин, который был выработан Джоном Герцем в пользу аргумента, заключающегося в том, что для вооружения в качестве самозащиты государство должно уменьшать свою безопасность посредством косвенного эффекта уменьшения безопасности остальных, провоцируя их на ответные вооруженные действия.

 

4.Теория «наступления» - «обороны» (Offensedefense theory) во многом является продолжением развития теории дилеммы безопасности… это набор теоретических положений относительно того, каким образом технология, география и другие факторы влияют на уменьшение наступательных действий в противовес  обороне, также как и уменьшение различий между наступательными и оборонительными действиями.

 

5.Теория гегемонической стабильности (Hegemonic stability theory) основывается на представлении о том, что влиятельные государства стараются доминировать  над всей или над частью международной системы, тем самым  в определенной степени способствуя иерархии в рамках системной анархии. Эта теория стремится объяснить, каким образом сотрудничество может происходить между державами, и каким образом международный порядок, который включает в себя правила, нормы институты появляется и поддерживается.

 

6.Теория передачи власти ( Power Transition Theory) – теория, которая имеет общие черты с теорией гегемонической стабильности и которая стремится объяснить, каким образом международный порядок может быть нарушен и может перейти в войну. Основываясь на положениях теории гегемонической стабильности, в ней утверждается, что лидирующие государства предпочтут сохранить лидерство, что предпочтения менее сильных государств по оспариванию данного лидерства будут становиться приоритетными, по мере того, как данные государства становятся все более сильными относительно доминирующего, и что подобные столкновения станут главными, по мере того, как возможности двух сторон достигнут паритета. Применимая к современному контексту, теория предполагает, что более сильный Китай станет все более недовольным глобальным порядком, возглавляемым США[2]

 

          Как мы видим, теория реализма в современном варианте претерпевает определенные изменения, и в новом варианте реализм становится более жестким и рациональным вариантом. Можно говорить, что сейчас реализм является более продуманной и консервативной теорией.

 

Игнаткин О. Б., к. п. н., доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ.



[1] Wohlforth W. Realism //The Oxford Handbook of International Relations. Ed. by Reus-Smit C., Snidal D. Oxford University Press, 2010. P.133. См.также Игнаткин О.Б. Идеи политического реализма в современных международных отношениях. Вестник РГГУ, № 21, декабрь, 2013.

 

[2] Wohlforth W. Realism //The Oxford Handbook of International Relations. Ed. by Reus-Smit C., Snidal D. Oxford University Press, 2010.P.141-143. См. также Игнаткин О.Б. Идеи политического реализма в современных международных отношениях. Вестник РГГУ, № 21, декабрь, 2013.

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся