Блог экспертов РГГУ

Олег Игнаткин: Global Justice

6 Августа 2014
Распечатать

          Проблема глобального неравенства является крайне актуальной для современных международных отношений. В политической философии проблема неравенства, безусловно, влияет на общую систему мировой политики. Это влияние можно определить несколькими факторами. Во-первых, неравенство не способствует социальной стабильности. Можно много говорить о том, что неравенство есть результат равенства возможностей, но мы действительно можем очень хорошо осознавать, что подобное равенство есть во многом результат практической деятельности людей. Люди создавали государственные институты или тем или иным образом участвовали в их создании не просто для того, чтобы представлять в них некое теоретическое требование политического участия, но для того, чтобы практически участвовать в реализации своих идеалов и практических идей. Подобное стремление было продиктовано необходимостью изменения политической системы, осознанием существующих угроз, либо общим представлением о сложности той или ной политической ситуации.

 

          В современной политической теории существует ряд направлений, в которых теория равенства, так или иначе, рассматривается:

 

1.    Теория утилитаризма. Со времен И.Бентама, теория утилитаризма играет важную, если не определяющую роль. Акцент в ней ставится на рассмотрение общей системы свободы в обществе – каждый человек способен выбирать тот вариант свободы, который подходит ему больше всего, при этом важным представляется максимизация выгоды. Бентам предлагает свое видение на рациональной основе, при этом подчеркивая, что подобная максимизация важна, поскольку каждый человек стремится лишь к максимизации своей прибыли[1].

 

2.     Второе направление представляет собой одно из самых распространенных до настоящего времени – теорию «велферизма». В рамках данного подхода во главу угла ставится именно максимизация прибыли, однако это происходит с учетом теории «благосостояния», при которой крайне важно представлять определенные выгоды слоям населения, путем перераспределения доходов. Один из основных авторов данной концепции – лауреат Нобелевской премии Амартия Сен предложил рассмотрение социальных благ через призму «социального пирога» – системы, при которой достигается общее благосостояние. Такой подход крайне важен для помощи наименее имущим слоям населения. Это крайне важно, поскольку от какой-то помощи наименее имущие могут получить хоть какие-то выгоды[2].

 

3.    Более сложный вариант справедливости – «теория справедливости», представленная американским политическим философом Джоном Роулсом. Суть данной концепции заключается в определении системы политической философии при помощи понятия «деонтологическая справедливость» – системы справедливости, которая ориентирована на принцип «максимин» - максимизацию уровня доходов наименее имущих слоев населения. Этот принцип связан с общей системой свободы, при которой свобода одного человека не должна ограничиваться свободой других людей. Помимо этого, Дж. Роулс определяет систему равенства возможностей, когда в обществе существует равенство возможностей, и он может последовательно данную систему реализовать. Равенство возможностей – важный и совершенно необходимый вариант развития, но он может существовать только в том случае, если реализуется принцип «максимин», реализация максимальных возможностей для наименее имущих слоев населения[3].

 

4.    Теория либертарианства – более простой и в то же самое время более серьезный способ, при котором можно говорить об определенном развитии системы неравенства.  Согласно данной теории каждый человек в результате исторического перераспределения имеет право на собственность и другие блага, и государство в целом не имеет право каким-либо образом влиять на это, отбирая данные права. В классической теории либертарианства никто не может посягать на права человека, независимо от того, сколько бы ни было велико  неравенство[4].

 

5.     Наконец, в рамках пятой теории – теории коммунитаризма, дается представление о теории справедливости в рамках понимания, предоставляемого Аристотелем – справедливости общества, в котором этика и мораль регулируют общие принципы и нормы. Данные нормы важны, поскольку часто система неравенства не может регулироваться в рамках индивидуальных подходов людей. Очень часто индивидуальные подходы представляют совершенно разные идеи, и крайне важно сформировать общий консенсус относительно данных идей[5].

 

          Представленные идеи имеют под собой определенную основу в современной политической теории, поскольку моральные основания крайне важны для изучения политики.

 

Игнаткин О. Б., к. п. н., доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ.


 

[1] Из последних работ можно выделить важную работу Майкла Сэндела “Справедливость. Что правильно делать?”, в которой представлен анализ всех концепций справедливости. См. Sandel M. J. Justice. What’s the Right Thing to Do? New York, Farrar, Straus and Giroux. 2009.

[2] См. работу Амартии Сена «Развитие как свобода», где представлены основные положения идеи велферизма: Сен, А. Развитие как свобода. М., Новое издательство, 2004.

[3]  См. работу Джона Роулса «Теория справедливости»: Rawls, J. Theory of Justice. Cambridge, Massachusetts: Belknap Press of Harvard University Press, 1971. Один из ярких последователей Дж.Роулса, Рональд Дворкин развивает данную теорию в рамках своих работ, см.: Dworkin R. Sovereign Virtue: The Theory and Practice of Equality. Cambridge MA., 2000.  

[4] См. работу Роберта Нозика «Анархия, государство и утопия»: Nozick, R.  Anarchy, State and Utopia. New York: Basic Books, 1974.

[5] См. работу Майкла Сэндела “Справедливость. Что правильно делать?”: Sandel M. J. Justice. What’s the Right Thing to Do? New York, Farrar, Straus and Giroux. 2009.

 

 

Поделиться статьей

Текущий опрос

У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся