Блог экспертов РГГУ

Александр Гущин. Россия-Беларусь: новый раунд игры

6 Февраля 2015
Распечатать

 Президент России Владимир Путин намерен провести встречу с президентом Беларуси Александром Лукашенко в Сочи, подтвердил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. Еще год назад такое сообщение казалось бы рутинным и не вызвало бы бурных обсуждений в СМИ и экспертном сообществе, но сегодня эта новость приковывает к себе пристальное внимание. Это связано с тремя факторами - запуском Евразийского экономического союза, ситуацией на Украине и реакцией на нее Беларуси и, наконец, с экономической ситуацией в самой Беларуси.

 

На прошлой неделе состоялась большая пресс-конференция Лукашенко, который отвечал на вопросы журналистов и обозначил свою позицию по вопросам политической и экономической повестки дня, что особенно важно как в связи с указанными выше тремя факторами, так и с предстоящими президентскими выборами в Беларуси. В первую очередь, обратило на себя внимание заявление президента Беларуси о том, что республика при определенных негативных обстоятельствах может выйти из ЕАЭС. Такое заявление белорусского лидера указывает, в первую очередь, что, несмотря на изменение ряда геополитических условий и ситуации в экономике, белорусский лидер продолжает разыгрывать карту стратегической значимости своей страны для Москвы. Прекрасно отдавая отчет в том, то Москва находится в сложных условиях санкции и давления со стороны Запада, он демонстрирует в очередной раз свою строптивость.

 

В такой реакции А. Лукашенко по сути своей нет ничего нового, просто в сложившейся ныне ситуации эта риторика кажется более опасной и рискованной для России, с точки зрения возможного отдаления союзника. На самом же деле белорусский президент прекрасно понимает серьезную зависимость Беларуси в экономическом плане от России. Даже, если не брать во внимание практически полную зависимость от России в сфере энергоносителей, по значительному числу прочих товарных позиций она также очень высока, а белорусский экспорт в значительной степени завязан на Россию.

 

Белорусская экономическая модель, о которой многие в 90-е годы говорили как о панацее, позволяющей построить капитализм с человеческим лицом и эффективно совмещать в себе рыночную экономику и государственное регулирование, сегодня испытывает серьезный кризис. И это несмотря на колоссальную скидку на российский газ, который Беларусь будет покупать в 2015 г. по цене 134 долл. за тысячу кубометров и прочие преференции.

 

Экономика Беларуси остро нуждается в структурных реформах, которые могут больно ударить по населению, уровень жизни которого падает. Однако пойти на такие реформы президент сейчас вряд ли сможет, ведь на повестке дня предвыборная кампания, и следует сделать все для обеспечения, с одной стороны, поддержки, а с другой стороны пассивности электората, которая в принципе выгодна белорусским властям в выборных условиях.

 

Новое правительство, назначенное недавно президентом, как раз призвано обеспечить эту стабильность, оно вряд ли пойдет, по крайней мере, до выборов на серьезные непопулярные меры, тем более принимая во внимание падение за последнее время рейтинга президента до 40% (по данным НИСЭПИ). Фактор экономики и социальной стабильности здесь будет самым важным. Никакие заигрывания с белорусской национальной идеей, национальной историей и языком и миротворческие акции в контексте украинского кризиса, никакие другие ситуативные действия, на который белорусский президент действительно выдающийся мастер не смогут оказать такого влияния на итог голосования и общую стабильность в стране как сохранение более или менее сносной экономической ситуации.

 

В этой связи серьезным подспорьем для Беларуси станет возможное предоставление Россией кредита, а Беларусь, очевидно, нуждается в ежегодном кредитовании в размере не меньше 2 млрд. долл. При этом президент говорит о том, что Беларусь не настолько богатая страна, чтобы ежегодно заимствовать деньги. Но тогда возникает вопрос - а хватит ли привлекаемых в страну денег для поддержания стабильности. Ответ на этот вопрос скорее отрицательный, ведь в таком случае необходимы структурные реформы, против которых, и это тоже было заявлено на пресс-конференции, категорически выступает президент. Вслед за российским коллегой значительную долю последствий за ухудшение экономической ситуации он отводит на роль внешних неподконтрольных властям факторам.

 

В этой ситуации белорусский президент, очевидно, рассчитывает на то, что в условиях внешних угроз Москва не захочет ссориться с Минском и предоставит серьезную финансовую помощь. Такие расчеты подкрепляются заметными в последнее время реверансами А.Лукашенко в адрес ЕС, особенно через прибалтийские страны, которые являются важными торговыми партнерами Минска. Однако, переоценивать такое «стремление» улучшить отношения с Западом не стоит. Белорусский лидер наверняка прекрасно понимает, что в системном плане на Западе никогда не увидят в нем равного партнера. Даже если ЕС и пойдет на более тесное сотрудничество в политическом плане, фигура самого белорусского президента вряд ли когда-то будет восприниматься в европейских элитах адекватно, не говоря уже об американцах, которые в течение последнего года, по крайней мере, на официальном уровне, не продемонстрировали желание наводить мосты.

 

Таким образом, А.Лукашенко остается в условиях серьезного повышения ставок в глобальной игре приверженцем своей по сути прежней политики привлечения на помощь Беларуси российской экономики, которая используется в обмен за сохранение Беларуси в военно-политическом союзе с Россией. Он рассчитывает на то, что в условиях отсутствия у Кремля четких ставок на кого-то из оппозиционных кандидатов, а оппозиция в Беларуси по-прежнему расколота и вряд ли выдвинет единого кандиадта на президентских выборах (наиболее сильные кандидаты от оппозиции Гайдукевич, Лебедько, Некляев), Москве не останется ничего другого как поддержать его. Обратный вариант может привести к неконтролируемым последствиям в Минске, вмешательству Запада итд (сомневаться, что А.Лукашенко просто так не уступит свое место, даже в случае, если Москва поддержит другого кандидата, не приходится).

 

Скорее всего, этот расчет отчасти верен, но Москва также потребует от Лукашенко определенных уступок, как экономических, так и политических, по вопросу Украины. При этом Москва может оказывать психологическое давление на Минск. Например, последняя утечка информации о том, что министр иностранных дел Беларуси Макей вместо А.Лукашенко будет баллотироваться в президенты, заставляет обратить на себя внимание. С одной стороны, сам характер «слива» и стиль писем, говорят о том, что это непрофессиональная акция. Но нельзя сбрасывать со счетов, и вероятность того, что Москва оказывает, таким образом, психологическое давление на белорусского лидера, ведь многие действительно убеждены в том, что уход А.Лукашенко потенциально может быть обусловлен действиями Москвы.

 

Вместе с тем сегодня, наиболее вероятным представляется вариант, при котором нынешний президент сохранит свой пост в 2015 г., продолжит свою так называемую «многовекторную» игру, но при этом экономически и политически будет зависеть от России. Серьезные изменения в этот расклад может внести только потенциально возможное резкое ухудшение экономического положения в России и вероятность негативного для Москвы развития ситуации на Украине, а, следовательно, дальнейшее стратегическое ослабление Москвы. Но это, даже если события и пойдут по такому сценарию, дело не нескольких месяцев, что дает возможность нынешнему белорусскому лидеру сохранить свой пост, в случае обеспечения относительной экономической стабильности.

 

Александр Гущин, к.и.н., доцент, заместитель заведующего кафедрой стран постсоветского зарубежья Российского государственного гуманитарного университета.

 

http://politcom.ru/18551.html

Поделиться статьей

Текущий опрос

У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся