Блог экспертов РГГУ

Евсей Васильев: Белорусская внутренняя и внешняя политика в преддверии президентских выборов

1 Июля 2015
Распечатать

11 октября 2015 года должны состояться очередные выборы президента Республики Беларусь. Очевидно, что А. Лукашенко будет переизбираться на очередной, пятый по счету, президентский срок. В связи с этим уже сегодня встает вопрос о международном признании будущих итогов голосования. Каковы же основные факторы, влияющие на внутреннюю и внешнюю политику республики в преддверии президентских выборов?

 

Внешнеполитический фактор: «миротворческая миссия» Беларуси как площадки для переговоров по мирному урегулированию конфликта на юго-востоке Украины позволила Минску в значительной степени улучшить отношения с Западом, которые последние пять лет были достаточно напряженными из-за требований США и ЕС прекратить в республике «политические репрессии» и освободить так называемых «политзаключенных». В частности, заметно активизировались контакты Минска с Брюсселем по линии программы ЕС «Восточное партнерство». Таким образом, посредническая роль президента А. Лукашенко на минских переговорах, а также «сдержанная» позиция главы республики в украинском кризисе значительно увеличили шансы признания Вашингтоном и Брюсселем возможного переизбрания А. Лукашенко. Одновременно с этим активное участие Минска в интеграционных процессах в рамках Евразийского экономического союза гарантирует признание Москвой итогов предстоящих президентских выборов в Белоруссии.

 

Внутриполитический фактор: несмотря на значительную электоральную поддержку главы республики, по прогнозам ряда экспертов, все же существует вероятность попытки реализации «киевского сценария» со стороны белорусской оппозиции.

 

Так с целью предотвращения «Евромайдана» в Белоруссии Минск активизировал идеологическую работу с белорусской оппозицией, в частности, с националистически настроенной ее частью. Эксперты называют этот процесс «мягкой белорусизацией» – моделированием новой белорусской идентичности на грани с литвинизмом в качестве альтернативы «Русскому миру». Об этом, в частности, говорит широкое празднование «500-телия победы Великого Княжества Литовского над московским войском под Оршей» («Оршанская битва» 1514 г.) в прошлом году, а также последовательная работа по популяризации беларускай мовы и попытки возрождения псевдонациональных традиций наподобие ношения украинских «вышиванок».

 

Однако политика по формированию национального самосознания имеет обратную сторону. Так в июне прошлого года в СМИ появилась информация о формировании на территории Волынской области Украины незаконного вооруженного формирования «Отряд «Погоня» (бел.   «Атрад «Пагоня») состоящего из этнических белорусов для участия в так называемой «АТО» на юго-востоке Украины. Кроме того, известно, что НВФ формировалось при поддержке украинской националистической организации «Национальный Альянс» преимущественно из членов белорусского движения «Молодой Фронт» (бел. «Малады Фронт»), и составляет по разным данным от 150 до 250 боевиков. Якобы бойцы отряда отличились в боях под Иловайском, однако попав в «котел» вместе с украинскими военными потеряли 12 человек убитыми. Трудно сказать, к чему приведут игры с белорусским национализмом, и как поведут себя получившие боевой опыт радикалы в случае попытки реализовать в Минске «киевский сценарий».

 

Экономический фактор. В настоящее время финансово-экономическая обстановка в Белоруссии оценивается экспертами как кризисная. Золотовалютные запасы республики равны сумме, которую Минску необходимо выплатить в текущем году в рамках обслуживания своего внешнего долга, что составляет порядка 4 млрд долларов США. В связи с этим для поддержания баланса бюджета и предотвращения дефолта национальной экономики белорусскому руководству необходимо привлечь все те же 4 млрд. долларов внешних инвестиций минимум. При этом основным источником финансовой помощи для Беларуси по-прежнему остается Россия.

 

Таким образом, до конца текущего года основными вопросами на повестке дня российско-белорусских отношений для Москвы будет предоставление Минску дополнительной финансовой помощи, и признание итогов президентских выборов в обмен на участие Беларуси в Евразийском экономическом союзе. В то же время Минск вынужден балансировать между экономической зависимостью от Москвы и развитием отношений с Западом в целях недопущения попыток дестабилизации внутриполитической ситуации по «украинскому сценарию» и признания мировым сообществом итогов предстоящих президентских выборов в Беларуси.

 

Евсей Васильев, к.п.н., преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики ИАИ РГГУ.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся