Блог экспертов РГГУ

Евсей Васильев: Внешнеполитическая стратегия Беларуси и Евразийский экономический союз

2 Июля 2015
Распечатать

За последние годы белорусская внешняя политика проделала значительный путь развития по ряду основных направлений. До середины 2000-х гг. Республика Беларусь, по сути, строила свою внешнюю политику как производную от взаимодействия с двумя важнейшими партнерами: Россией и ЕС.

 

В 2005-2006 гг. на фоне обострения отношений одновременно и с Востоком, и с Западом, белорусское политическое руководство начало активно развивать третье направление - контакты с развивающимися странами и КНР. В провозглашенной в 2007 г. концепции «внешней дуги» важнейшим стратегическим партнером Беларуси на международной арене провозглашался Китай, России отводилось лишь второе место, а уже на третьем располагалась Венесуэла. Как показало время, подобные утверждения носили преимущественно пропагандистский характер.

 

В частности, сулившие многомиллиардные инвестиции совместные белорусско-китайские экономические проекты, такие как, например, индустриальный парк «Минск-1», уперлись в так называемые «связные кредиты» – обязательства белорусской стороны по привлечению на полученные от Китая средства строго китайских технологий и рабочей силы. Для сравнительно небольшой республики 600-тысячный китайский десант обслуживающего персонала и рабочих мог обернуться без преувеличения гуманитарной катастрофой. Что косвенно свидетельствует о потребительском отношении к Беларуси, которую в Пекине воспринимали, скорее всего, не как равного партнера, а как удачно расположенный склад китайских товаров для торговли одновременно с ЕС и Таможенным союзом.

 

Некогда амбициозные совместные проекты Беларуси с Ираном и Венесуэлой в сфере энергетики, как показало время, также оказались нерентабельными.

 

Кроме того, политический кризис в отношениях Беларуси с Западом, последовавшие санкции США и ЕС, а также пересмотр тарифов на российские энергоресурсы на фоне неоправданной социальной нагрузки на национальный бюджет привели к глубокому валютно-финансовому кризису в экономике республики. Общий внешний долг Беларуси в период с 2005 по 2010 гг. вырос с 3,9 млрд. долларов до 26,4 млрд. долларов. Только в 2010 году прирост внешних заимствований составил 7,5 млрд. долларов. С учетом доходов от приватизации компании «Белтрансгаз» и ряда других предприятий страна ежегодно тратила около 5-6 млрд. долларов фактически незаработанных денег.

 

По мнению аналитиков, именно внешние займы обеспечивали рост белорусской экономики, и когда приток капитала иссяк, страна оказалась на грани экономического краха, а белорусское руководство столкнулось с необходимостью проведения структурных экономических реформ по стабилизации финансового рынка.

 

Однако привлечение дополнительной финансовой помощи из-за рубежа и частичная приватизация активов крупнейших госпредприятий была бы невозможна без корректировки внешнеполитической стратегии в сторону развития отношений с Россией. В связи с этим как нельзя кстати стало участие Минска в Таможенном союзе (2010 г.) и Едином экономическом пространстве (2012 г.), которые 1 января 2015 были преобразованы в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

 

Оказываемая Россией и Казахстаном финансовая помощь в виде выделения кредитов по линии ОАО «Сбербанк России» (10 млрд. долларов), Евразийского банка развития в рамках Антикризисного фонда ЕврАзЭС (3 млрд. долларов), а также девятимиллиардный контракт на строительство Белорусской АЭС (по российской технологии и на российские средства) закрепила Минск в «интеграционном ядре» евразийской интеграции.

 

Участие Беларуси в процессах евразийской интеграции полностью отвечает экономическим интересам Минска, который идет на объединение с двумя крупнейшими экспортерами энергоресурсов в регионе в лице России и Казахстана. Участие в Евразийском экономическом союзе дает Беларуси шанс улучшить экономические показатели, сохранить существующую политическую систему и нормализовать отношения с Западом в качестве своего рода «соучредителя» ЕАЭС.

 

Евсей Васильев, к.п.н., преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики ИАИ РГГУ.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся