Национальные и экономические интересы России в Монголии
7 февраля 2019
0
комментариев
8452
Просмотра
В ридер
Распечатать
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Представлены материалы о трансформации мировой экономики и перемещении центра мировой экономики в Восточную Азию, усилении роли КНР в регионе. Обосновываются геополитические и экономические интересы России в Монголии. Дана характеристика отношений в треугольнике Россия-Монголия-Китай, определены проблемы и перспективы их развития. Международные отношения в треугольнике Россия-Монголия-Китай с 1990-х годов находятся в постоянном развитии, на их развитие влияет также фактор «третьего соседа». Политические отношения в треугольнике находятся в определенном равновесии. Экономические отношения все более приходят к дисбалансу. Начинает доминировать Китай, его экономическая роль и значение постоянно увеличивается, а роль России уменьшается.
А.П.Суходолов, д. э. н., профессор, ректор Байкальского государственного университета.
Ю.В.Кузьмин, д.ист.н., профессор
Ключевые слова: Национальные интересы России, Монголия, геополитика, мировые ресурсы, международная экономика, Восточная Сибирь, приграничная торговля.
Проблема концептуального обоснования национальных интересов России в современных условиях приобретает особую важность в условиях обострения политических и экономических отношений с ведущими странами Запада и США. Экономические санкции и контрсанкции усложняют систему международных экономических отношений России со странами мира. Расширение и укрепление экономических отношений России с КНР и Монголией, реализация в Северо-Восточной Азии крупных совместных экономических и транспортных проектов, модернизация российской экономики и интенсивное промышленное и наукоемкое развитие Сибири и Дальнего Востока позволят избежать экономической стагнации и изоляции[2; 8; 9].
Экономическое превосходство КНР в ближайшей перспективе дополнится военно-геополитическим превосходством и более высоким научным уровнем мирового лидерства. Расходы на науку и образование Китая, превосходящие российские в разы, уже дают свои первые результаты, а, в ближайшее время, покажут всему миру реальные научные успехи мирового уровня.
В этих сложных международных условиях особую важность для России приобретает стабильность в треугольнике Россия-Монголия-Китай. Экономические и политические отношения современной России с КНР и Монголией, расширение сотрудничества в данном регионе являются залогом мировой и региональной стабильности[7;10].
История международных отношений в треугольнике Россия-Монголия-Китай в различные периоды имела различные конфигурации. В период Монгольской империи русские княжества и Китай находились в подчиненном положении. В период маньчжурской династии Цин Монголия находилась в ее составе как автономная часть. В 1911 году Внешняя Монголия с помощью России добилась автономии, а позднее и независимости. В 1911-1991 гг. Монголия находилась в зоне экономического и политического влияния СССР[5;11].
Уникальным представляется положение Монголии рядом с двумя великими державами, сохранившей свою независимость, язык и культуру. Исторический опыт отношений Монголии с соседними государствами представляет несомненную ценность и важность и заслуживает внимательного исследования. Монголия занимает важное геополитическое место в Центральной Азии, поэтому она так интересна и важна не только для КНР и РФ, но так называемого «третьего соседа», на роль которого претендуют США, Япония, Республика Корея, страны Европы[3]. Монголия заинтересована в сбалансированном отношении с данными странами и проводит многовекторную прагматичную внешнюю политику. Современная Монголия не заинтересована в доминировании ни одной из сторон, понимая, что это чревато для нее негативными последствиями.
Экономика современной Монголии переживает сложный период своего развития. Кризис мировой экономики и падение спроса и цен на сырьевые ресурсы Монголии (медь, уголь, нефть и др.) привели к резкому сокращению прибыли компаний, занятости и доходов государственного бюджета[4]. Отсутствие конкуренции на сырьевые товары Монголии и покупка только Китаем привели к резкому снижению цены на медь, уголь, сельскохозяйственное сырье. Рост ВВП Монголии в 2014 году составил 7,9 %, в 2015 году - 2,3%. Ранее были годы, когда рост ВВП достигал 14% в год, когда цены на сырьевые товары были стабильными и высокими.
Как известно, Монголия обладает крупными месторождениями угля (Тавантолгой), меди (Оуютолгой, Эрдэнэт), месторождения мирового уровня, которые разработаны и уже эксплуатируются. Экспорт сырьевых ресурсов – ведущая статья дохода бюджета, более 60% дохода бюджета. Поэтому падение мировых цен на сырьевые товары в мировой экономике, сразу сказывается на экономическом положении страны, доходах населения и его занятости, что является слабым местом современной монгольской экономики[4]. Это обстоятельство усугубляется также тем, что основным покупателем данного сырья является в основном один покупатель – Китай, который пользуется монопольным положением и диктует ценовую политику на монгольском рынке. В этих условиях диверсификация монгольской экономики (и прежде всего быстрое развитие обрабатывающих и наукоемких отраслей экономики) и поиск новых внешнеэкономических партнеров на мировом рынке – настоятельная необходимость стабильного развития современной Монголии.
Реализация сырьевых товаров Монголии на мировой рынке не решает экономических и финансовых проблем страны. Назрела объективная потребность глубокой переработки монгольского сырья и создание промышленных центров, основанных на современных технологиях. Ограниченность финансовых ресурсов и профессиональных кадров сдерживает возможность реализации данных проектов. Строительство нефтеперерабатывающего завода, небольших, но современных металлургических производств в Монголии позволит обеспечить большую экономическую самостоятельность страны. Товары глубокого передела не только принесут более значимую прибыль, но и появятся современные рабочие места. Значительные перспективы имеются также в переработке сельскохозяйственного сырья и производстве готовой продукции с высокой стоимостью. Президент Монголии Х.Баттулга на Монгольском Экономическом форуме 23 мая 2018 г. определил глубокую переработку сырья и создание современного промышленного производства в стране приоритетной задачей экономической политики Монголии.
Монголия уже находилась в составе Цинской империи и в составе советского блока, поэтому хотела бы сохранить экономическую и политическую независимость. Заявления о политике нейтралитета Монголии и реализация на практике этого положения мало согласуются[9]. В настоящее время экономика Монголии находится под значительным экономическим влиянием могущественного Китая (инвестиции, кредиты, внешняя торговля). В период последней президентской компании все кандидаты в президенты подчеркивали высокую зависимость экономики Монголии от южного соседа и считали необходимым расширять российско-монгольское экономическое сотрудничество, чтобы сбалансировать отношения в треугольнике Россия-Монголия-Китай[7].
Россия заявляет об экономической, политической и научной заинтересованности в российско-монгольском сотрудничестве, но пока это несопоставимо с размерами китайско-монгольского экономического сотрудничества, китайских инвестиций и возможностей. Экономика Монголии все в большей степени попадает в зависимость от Китая. Полученные кредиты придется в недалеком будущем отдавать, найти других покупателей монгольского сырья пока не удается и цены на него держатся на низком уровне. Китайское руководство довольно жестко отреагировало на визит Далай-ламы в Монголию, а главное не выделило обещанный кредит в 4 млрд.дол. Некоторые исследователи оценивают современные монголо-китайские отношения, как стратегию «мягкой силы» со стороны Китая и «жесткой слабости» со стороны Монголии. «Ключевые моменты «жесткой слабости» Монголии – географическое положение страны, этнополитическая специфика монгольского мира и современные глобальные тенденции. Все эти компоненты взаимосвязаны. На первый взгляд, уязвимость страны в этих плоскостях попросту невозможно преодолеть. Но именно комплексное использование этих слабых мест и превращают их в компоненты «жесткой слабости», давая возможность весьма эффективно противодействовать разного рода вызовам во взаимоотношениях с соседями-гигантами»[1, c.19].
В целом, положение России и Монголии в треугольнике Россия-Монголия-Китай в некотором смысле довольно схоже, хотя и не идентично. По структуре своего экспорта в Китай они являются сырьевыми поставщиками для быстрорастущей экономики Китая, своеобразными придатками экономики или периферией китайской экономики, которая быстрыми темпами идет к мировому лидерству. Данное сотрудничество в большей степени отвечает национальным и экономическим интересам Китая, а не России и Монголии. Дальнейшее развитие в данном направлении будет иметь негативные последствия для экономик России и Монголии, особенно монгольской экономики, более серьезно зависимой от КНР.
Национальные интересы России в Монголии заключаются в сохранении сферы своего геополитического и экономического влияния в Центральной Азии, стабильности военно-политической ситуации в треугольнике Россия-Монголия-Китай. Интересам России не соответствует создание военной базы третьих стран, прежде всего США и западных стран. Экономические интересы Российской Федерации состоят в широком пограничном сотрудничестве Бурятии, Забайкальского края, Иркутской области, Тывы, Кемеровской области с монгольскими аймаками, развитии российско-монгольской торговли. Россия заинтересована в экспорте в Монголию продукции машиностроения (автомобилей, самолетов, вертолетов, промышленного оборудования). Российские компании заинтересованы в продаже продовольственных товаров: зерна, кондитерских изделий, молочной продукции, мороженного и др. Крупные российские компании заинтересованы в реализации крупных проектов в горнодобывающей промышленности, создании транспортной инфраструктуры. Университеты, институты, колледжи России принимают и готовы расширить обучение и подготовку высококвалифицированных специалистов из Монголии.
Роль Монголии, как важного транзитного пункта в Восточной Азии, в треугольнике Россия-Монголия-Китай, участие и развитие данных транспортных коридоров интересуют Россию. РФ заинтересована в модернизации УБЖД, строительстве второй колеи и электрификации железной дороги, увеличении транзитного грузопотока. Важной частью является строительство транспортных коридоров от крупных месторождений Монголии до пограничных пунктов России и транспортировка монгольских товаров на мировые рынки через нашу страну. Решается вопрос о льготных тарифах на перевозку монгольских грузов по территории России, к ее морским портам на Дальнем Востоке.
Россия заинтересована в сохранении благоприятного имиджа России в Монголии, как надежного союзника и экономического партнера. Западные страны, США, Япония пытаются лишить нашу страну этого преимущества. США и западные страны активно используют мягкую силу в Монголии, активно выталкивая русский язык, российское образование и навязывая западные ценности монгольскому обществу[6, c.205].
Национальным интересам России соответствует продажа КНР не сырой нефти и природного газа, а экспорт товаров глубокой переработки сырьевых товаров, а также полное обеспечение российского населения Сибири и Дальнего Востока собственным газом, и только затем поставка его за рубеж. Развитие нефтехимической промышленности в РФ позволили бы создать новые рабочие места, выплачивать налоги в региональные бюджеты, а не стимулировать экономику Китая. Развитие нефтехимии, химической промышленности, современной фармацевтики и биотехнологий дали бы толчок интенсивному развитию слаборазвитых регионов Сибири, а также быстрому развитию современных научных разработок.
Для развития российско-монголо-китайских отношений на современном этапе развития сложилась благоприятная ситуация. Пограничные разногласия между странами урегулированы, позиции политических лидеров трех стран и элиты по многим позициям совпадают, усиливается американское давление на РФ и КНР, что позволяет и диктует необходимость развивать и расширять международное сотрудничество в регионе.
Политическое сотрудничество в треугольнике находятся на высоком уровне. Регулярные и частые встречи лидеров трех стран определяют стратегические направления сотрудничества[7]. На уровне реализации совместных экономических проектов в Монголии возникают проблемы и трудности. Реализацией проектов занимаются крупные корпорации, которые имеют собственные корпоративные интересы, которые могут не совпадать с национальными интересами представляемых стран. Корпоративные интересы различных стран вступают в сложную систему экономических отношений (сотрудничества и конкуренции) на территории Монголии.
В середине 1990-х годов во время разработки Концепции национальной безопасности Монголии была выработана формула отношений Монголии с ключевыми партнерами: 30:30:40, которая определяет оптимальное соотношение экономических отношений с РФ, КНР и «третьим соседом»[10]. Монголия пытается проводить многоопорную внешнюю политику, соблюдая принцип равноудаленности. Соблюдать баланс интересов ключевых игроков в Монголии пока довольно трудно.
Современная Монголия успешно балансирует между Россией и Китаем, поддерживает независимость и геополитическую значимость. Геополитическое соперничество великих держав в Монголии выгодно небольшой кочевой стране. Ни одна из стран не может резко усилить свое влияние в Монголии, не вызывая недовольства других сторон. Усиление политического или экономического давления на Монголию также невозможно в этих условиях.
Национальным интересам Монголии соответствует наличие конкурентной среды в инвестиционной деятельности, заинтересованности Китая, России, Японии, Южной Кореи, стран Запада в реализации крупных проектов в Монголии. В этих условиях важно создать реальную конкуренцию, ликвидировать коррупционные сделки, создать выгодные для Монголии условия: создание новых высококвалифицированных рабочих мест, соблюдение экологических требований, своевременной выплаты всех налогов и платежей в монгольский бюджет. К сожалению, в настоящее время при добыче минерального сырья часто происходит разрушение хрупкой монгольской природы, отсутствует рекультивация земель. При добыче полезных ископаемых создается только временная энергетическая и транспортная инфраструктура, создаются временные автомобильные дороги, которые наносят колоссальный ущерб природному ландшафту Монголии. Можно только добрым словом вспомнить советский опыт, когда строились города и поселки, социальная инфраструктура, качественные дороги и линии электропередачи.
Национальные интересы России и Монголии в большей степени совпадают, но вступают в противоречие с национальными интересами КНР, которая рассматривает соседние экономики как дополнение к собственной модели экономического развития[10,c.181]. Более высокие темпы экономического роста в КНР, превращение страны в мирового экономического лидера, превращают соседние с ней страны в экономические провинции. Процессы интеграции в треугольнике Россия-Монголия-Китай находятся в незрелом состоянии, только на стадии формирования. Поэтому важно участвовать в интеграционных процессах и совместных крупных экономических проектах (транспортных коридорах, формировании пограничной инфраструктуры) в равных условиях, на паритетных началах. К сожалению, пока процессы регионализации каждый участник видит по-своему, поэтому на стадии реализации Проектов могут возникнуть серьезные противоречия и экономические трудности. Тем более, что страны и регионы треугольника находятся на несинхронной стадии экономического развития.
Китайская экономическая стратегия преобладания и доминирования может привести менее развитые регионы и соседние страны к несамостоятельности и неконтролируемости их экономического развития. Мировая экономика вступает в период геополитического дисбаланса, усиления конкуренции КНР и США, происходит перераспределение минеральных ресурсов мира и России важно сохранить достойное место в международной экономике и экономической специализации, а также экономическую стабильность в стране.
Снижение темпов экономического роста в КНР, торговая война США и КНР объективно создают условия для расширения российско-китайских и российско-монгольских экономических и торговых отношений, увеличения объема и ассортимента взаимной торговли.
Выводы. Международные отношения в треугольнике Россия-Монголия-Китай с 1990-х годов находятся в постоянном развитии, на их развитие влияет также фактор «третьего соседа». Политические отношения в треугольнике находятся в определенном равновесии. Экономические отношения все более приходят к дисбалансу. Начинает доминировать Китай, его экономическая роль и значение постоянно увеличивается, а роль России уменьшается. Растет роль КНР в современной мировой экономике, он превращается в мирового экономического лидера, а соседние страны, в том числе Россия и Монголия, не поспевают за его ростом и все более превращаются в экономические провинции и сырьевые придатки. Дисбаланс экономических отношений в регионе, реализация крупных транспортных коридоров «Один пояс, один путь» может иметь только некоторые позитивные моменты для России и Монголии (инвестиции, занятость), но серьезный проигрыш в стратегическом отношении. Особенно большую опасность этот фактор может иметь для Монголии, которая все более превращается в экспортера минерального и сельскохозяйственного сырья в Китай.
В условиях усиления роли фактора «третьего соседа» произойдет явное тесное сближение России и Китая, не заинтересованных в резком усилении США, Японии и стран Запада, особенно в военно-стратегическом отношении. Россия, Монголия и Китай заинтересованы в сбалансированных политических, экономических, научных отношениях в данном регионе, нарушение данного баланса отношений может рассматриваться как ущемление национальных интересов заинтересованных сторон.
Список использованных источников
1. Бабаян Д.К. Китай и Монголия: геополитическое взаимоотношение «мягкой силы» и «жесткой слабости»/Д.К.Бабаян// Азия и Африка сегодня, 2017.- №9. - С.19-22
2. Грайворонский В.В. Изменения в уровне жизни населения Бурятии (Россия), Монголии и Внутренней Монголии (Китай) в конце ХХ – начале ХХ1 вв./В.В.Грайворонский. – Лос-Анджелос - Улан-Батор: Изд-во «Агиймаа», 2014.- 284 с.
3. Болд Р. Независимость и признание. Монголия в треугольнике интересов: США-Россия-Китай, 1910-1973/Р.Болд. - М.:Изд-во «Весь мир», 2015. – 400 с.
4. Даваасурэн А. Становление предпринимательства в Монголии/А.Даваасурэн.- Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2013.- 220 с.
5. Кузьмин Ю.В. Экономика и культура Монголии на рубеже веков/Ю.В.Кузьмин. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004. - 106 с.
6. Михалев А.В. Монголия в Большой игре ХХI века: борьба за влияние и неформальные институты мягкой силы/А.В.Михалев. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2013. – 252 с.
7. Родионов В.А. Политический процесс в Монголии в условиях постсоциалистической трансформации/В.А.Родионов.- Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2018.- 340 с.
8. Россия-Монголия: история, вызовы ХХI века, перспективы. Сб. науч. ст. – Улан-Батор, 2017.- 252 с.
9. Сборник научных статей и докладов на русском языке. Институт МО АН Монголии. Первое издание. – Улан-Батор, 2016.- 247 с.
10. Современные российско-монгольские отношения: модели и сценарии. Отв. Ред. В.А.Родионов. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2013. – 252 с.
11. Суходолов А.П. Монголия и русско-монгольские отношения первой половины ХХ века. Проблемы истории и историографии/ А.П.Суходолов, Ю.В.Кузьмин; под ред. проф. М.П.Рачкова.- Иркутск: Изд-во БГУ, 2016. - 318 с.
Поделиться статьей
ДРУГИЕ ЗАПИСИ