Близкий сосед лучше дальнего родственника
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Немного географии и истории
Наверное, россияне еще не забыли, что Монголия – это развивающееся государство в центре Евразии, которое граничит с Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Действительно, исторически сложилось так, что у Монголии всего две границы – российская на севере и китайская, протяженностью более 4 тыс. км – с трех остальных сторон. Мы часто называем Россию «Северным соседом», а Китай – «Южным». Отношения Монголии с Китаем – это «отдельная песня», а сегодня бы хотелось поговорить о ситуации в сотрудничестве с Россией, тем более что в 2021 году мы отметим 100-летие установления дипломатических отношений между Монголией и Россией.
Население Монголии небольшое (округляя, можно говорить о трех миллионах человек), достаточно однородное. В основном это – монголы-халха (и близкие к ним ойраты: дурвуды, баяды, торгууды, казахи, буряты, дархаты и др.), которые издревле вели кочевой образ жизни, жили в юртах и пасли скот. Пастбищное животноводство до сих пор наряду с экспортом полезных ископаемых является главной отраслью народного хозяйства, которая, можно сказать, кормит страну. В прошлом году по всей Монголии насчитали около 70-ти миллионов скота, и это при 3-х миллионном населении! Основная религия – буддизм в тибетско-монгольском варианте (он же ламаизм) и шаманизм. Население – молодеющее, две трети его составляет молодежь от 16 до 35 лет.
После переломных 90-х годов, когда СССР раскололся, и мировая система социализма распалась, Монголия оказалась представлена самой себе со своими проблемами. Как известно, «свято место пусто не бывает», а тем более политическое «свято место» не терпит пустоты, и монгольское руководство вынуждено было “глобализироваться”, открыв свои рынки для всех желающих. Объявилось немало развитых стран-«друзей», готовых по мировым рыночным законам и ценам оказывать услуги, необходимые Монголии для ее дальнейшего существования и развития.
Но обычно, когда чего-то недостает или поломалось, обращаются в первую очередь к самым ближайшим соседям, и только потом к тем, кто живет дальше. В последнее время у нас, в Монголии, эта добрососедская традиция утрачена…. Да и «новые друзья» стараются вовсю, чтобы монгольские руководство не вспоминало об истории взаимоотношения соседей, России и Монголии.
А ведь история говорит о том, что русские купцы с давних пор торговали с монголами, что поставки мяса, лошадей, овчины и другой продукции животноводства из Монголии в Россию сыграли немаловажную роль в ходе Русско-Японской войны, а также в годы Первой мировой, и особенно – в годы Великой Отечественной войны. В свою очередь Красная Армия помогла Монголии отразить попытки японских милитаристов присоединить нашу страну к государству Маньчжоу-го, и разгромить их на Халхин-голе.
Но в целом широкое сотрудничество развернулось после получения независимости Монголии (в чем Советская Россия тоже сыграла, надо отметить, решающую роль), в ходе совместной (и не безуспешной) попытки строительства социалистического общества в нашей стране.
Мир освещается солнцем, а человек – знанием
Военное дело, развитие медицины, реализация совместных экономических проектов – все это очень важно, но, на мой взгляд, огромное значение для Монголии имело то, что СССР обеспечил подготовку национальных кадров для нашей страны. Поскольку я сама много лет работала в образовательной сфере, мне хотелось бы подробнее остановиться на вопросе нашего сотрудничества с Россией в области высшего и профессионального образования.
За время с 1921-го по 1999 гг. было подготовлено, и выпущено советскими вузами около 60-ти тысяч монгольских специалистов. Эти выпускники по сей день являются стержнем национальной профессиональной элиты в науке, образовании, экономике, промышленности, горнодобывающей отрасли, медицине, оборонной системе, юриспруденции Монголии. Ассоциация монгольских выпускников советских и российских вузов является самой представительной и многочисленной неправительственной организацией в Монголии и, кстати, имеет большой потенциал в деле организации сотрудничества между нашими странами. Но в результате «перестройки» России стало не до Монголии, и обучение монголов в российских вузах практически сошло на нет. А те, кто всё-таки рискнули поехать за высшим образованием в Россию, учились за собственный счет.
В последние годы, к счастью, ситуация изменилась, Россия начала выделять квоты для обучения монгольских студентов в вузах РФ по государственному бюджету, и к 2017-2018 учебному году эта квота составила 500 человек, что является большим достижением в деле нашего сотрудничества за последние 25 лет. К тому же эта квота имеет тенденцию к возрастанию. Хотя спрос на русский язык в монгольском обществе серьезно уступил место английскому, в последние годы количество желающих учиться в вузах России (особенно по инженерным специальностям) растет. Я считаю, что Министерству образования, культуры, науки и спорта Монголии и Министерству образования и науки РФ имеет смысл четко конкретизировать специальности, по которым будут учиться монгольские студенты по квоте госбюджета для того, чтобы выпускники были обеспечены стабильной работой и были мотивированы успешно учиться. Юристов, экономистов, менеджеров мы сегодня способны подготовить и сами. С учетом основных проектов развития Монголии можно сказать, что в ближайшие годы нам будут необходимы инженеры-энергетики, экологи, специалисты по чрезвычайным ситуациям, инженеры по автомобильным и скоростным автодорогам, железнодорожные (в том числе – специалисты по высокоскоростным магистралям) инженеры, специалисты по переработке и эксплуатации нефти и газа, геологи, IT-инженеры, программисты, электронщики, инженеры наземной и спутниковой связи, земельные кадастровые инженеры, летчики и специалисты пассажирских и грузовых авиаперевозок, архитекторы, строительные и градостроительные инженеры, инженеры-механики, химики-технологи легкой, пищевой и тяжелой промышленностей, металлурги, дизайнеры одежды и жилья, ветеринары, зоотехники, агрономы, преподаватели и исследователи естественных наук и инженерно-инновационных отраслей, юристы по международному праву и бизнесу. Да, сегодня есть возможность отправлять детей за этими специальностями в Европу, в США, в Южную Корею, в Китай и т.д., но справедливости ради надо сказать, что монгольским абитуриентам легче будет одолеть нелегкие технические дисциплины и предметы именно в России – как благодаря кириллице (напомню, что монголы пользуются кириллицей), так и тому, что в нашем языке прижились многие технические термины, пришедшие из России. Да и в последние годы снова заметно повысился уровень подготовки в российских технических вузах. И вот поэтому Россия вновь становится для многих ориентиром в этом плане.
Продолжая говорить о потребностях народного хозяйства Монголии в профессиональных кадрах, могу с уверенностью сказать, что в целях устойчивого развития нашей страны нам срочно требуется пополнить российскими выпускниками ряды учителей-дефектолов, врачей, педиатров, фармацевтов, филологов, переводчиков. Сообществу творческих работников требуются дирижеры и композиторы классической и народной музыки, продюсеры, сценаристы, режиссеры кино и спектаклей, постановщики спектаклей, балетов, каскадеры, цирковые артисты, кино- и театральные художники, художники-постановщики кино и спектаклей, балетмейстеры именно российской школы искусств. Почему срочно?! – да потому что предыдущие выпускники уже являются ветеранами труда предпенсионного или пенсионного возраста.
Большая необходимость имеется и в подготовке и переподготовке учителей и преподавателей русского языка Монголии в профильных вузах России. Сегодня эта переподготовка едва теплится, держась только на 2-хинедельных летних школах монгольских учителей русского языка в Иркутском госуниверситете и в Институте русского языка имени А.С.Пушкина (большое спасибо за это представительству “Россотрудничества” в Монголии, РЦНК!). Требуется вывести на качественно новый современный уровень преподавание русского языка как иностранного в средних школах и вузах Монголии, осовременить программы, учебники, методические пособия для учителей и преподавателей, применять компьютерные учебные видеопрограммы по русскому языку, русской литературе, истории и культуре России, ввести дистанционное обучение русского языка для детей и школьников, живущих в худоне, вдали от аймачных и сомонных центров.
Российское среднее образование представлено в Монголии несколькими государственными и частными школами, ведущими обучение на русском языке. Это подготовительный факультет русского языка (работает в РЦНК), высшее образование РФ представляют филиалы РЭУ имени Плеханова и Бурятского госуниверситета в столице, Улаанбаатаре. Но всё это крайне недостаточно для формирования заметного слоя мотивированных монгольских абитуриентов, нацеленных конкретно для обучения в вузах России. Насколько я понимаю динамику ситуации на данный момент, пока обговаривается вариант открытия Центра Ломоносова (МГУ имени М.В.Ломоносова) и Центра российско-монгольских исследований(Высшая школа экономики при Правительстве РФ) при Монгольском государственном университете.
Как дипломат, который курировала вопросы образования и науки на дипломатической службе в Посольстве Монголии в РФ, я имею четкое представление, насколько велик научный и инновационный потенциал России, в том числе интеллектуальный потенциал вузов и научно-исследовательских институтов Академии наук России и прикладных научно-исследовательских институтов подведомственного значения. Почти 860 вузов и около тысячи научно-исследовательских институтов – это, конечно, громадная интеллектуальная сила, с которой считается весь мир! У Монголии есть много поводов, оснований и возможностей для того, чтобы воспользоваться этим соседским потенциалом! Монголия до сих пор «завязана» на России по многим направлениям, и не только на энергоносителях. Но и у России, у российских предпринимателей есть немало возможностей заработать в Монголии, не ограничиваясь безуспешными, к сожалению, пока попытками закупать монгольское мясо.
До горизонта, и далее
Вот далеко не полный перечень других вариантов монголо-российского сотрудничества: оно может развиваться в решении проблем, связанных с опустыниванием территории Монголии, в создании фермерских хозяйств по новым технологиям, в выпуске комплексных органо-минеральных удобрений, экологической реабилитации деградированных земель и водоемов. Есть перспективы по совместному выпуску экологически чистых витаминизированных и лечебно-профилактических продуктов питания и пищевых добавок, в производстве универсальных и тоже экологически безопасных средств дезинфекции, в строительстве зданий и сооружений, очистке бытовых и промышленных стоков, ресурсосберегающих технологиях, альтернативных источниках энергии и воды и т.д. и т.п. Представляется, что большое будущее для наших стран имеет развитие туризма, в том числе исторического (например, по мотивам Великого Чайного пути), культурного, экстремального, лечебного, шопингового и т.д.
В Монголии вся инженерно-техническая система жизнеобеспечения, вся инфраструктура современных жилых микрорайонов, школ, вузов, детских садов, библиотек, театров, конторских зданий, фабрик, заводов и пр. была рассчитана и построена, в основном, знаниями и руками советских специалистов. И теперь, когда встает проблема обветшалости жилых домов сталинских и брежневских времен, необходимости смены канализационных и других систем, реконструкции очистных систем города Улаанбаатар и других наших городов, увеличения мощности ТЭЦ, представляется наиболее благоразумным, по логике вещей, обратиться сначала к самим строителям этих объектов. А конкретно – к российским профильным организациям (строительным, к управляющим коммунальным компаниям и т.д.) для решения назревшей проблемы, и постараться договориться, чтобы сотрудничество было обоюдовыгодным. А уж монгол с русским договорятся, если есть желание, чтобы там ни говорили. Тем более, как считают все, у нас в менталитетах много схожего.
Нынешнее руководство Монголии придает большое значение развитию сотрудничества между Монголией и РФ. Большой потенциал имеет создание совместных и дочерних предприятий малого и среднего бизнеса между нашими компаниями, особенно создание совместных предприятий малого и среднего бизнеса в приграничных зонах, а также в Свободной экономической зоне в Алтанбулаге, на границе с РФ. Правовые основы ведения бизнеса в Свободной экономической зоне приняты законотворческими органами Монголии и ждут своего претворения с 2018 года. Уверена, что эффективное двустороннее сотрудничество наших стран придаст заметный импульс будущему развитию Большой Евразии.
Цэрэнчимэд САЙНСАНАА, член Российско-Монгольского Делового Совета.БИОГРАФИЯ
Цэрэнчимэдийн Сайнсанаа родилась в 1963 году в г. Улан-Баторе. Закончила на «отлично» специализированную среднюю школу №23и в 1981 году поступила в Московский педагогический госуниверситет им. В.И.Ленина на физический факультет, закончив его в 1987г. по специальности “физика, астрофизика,преподаватель физики”.Параллельно получила диплом преподавателя русского языка в МПГУ и сертификат о высшем политическом образовании в МГУ имени М.В.Ломоносова. С 2002 по 2005 годы училась на Высших курсах переводчиков английского языка Института иностранных языков и культуры Монгольского госуниверситета, получив диплом переводчика английского языка.С 1987 по 1995 годы работала преподавателем физики в Монгольском педагогическом госуниверситете, в институте Физики и технологии на кафедре физики. С 1995 по 1997 годы работала приглашенным профессором русского языка в Институте монгольского языка и культуры в городе Хух-Хото, в Автономном районе Внутренней Монголии КНР. В 1999-2014гг.работала методистом в отделе последипломного образования МонГУ,С октября 2014- гопо ноябрь 2017- го гг. работала III-м секретарем в Посольстве Монголии в РФ, курирующим вопросы науки и образования. Исследует вопросы истории цивилизации, науки, образования и истории Монголии и монголов. Награждена знаком передового работника системы образования Монголии, орденом “Полярной звезды” Монголии, орденом “Звезда суверенитета” Монгольского демократического союза, медалью “За заслуги в воспитании молодого поколения” Монгольского студенческого союза, памятной медалью “К 300-летию М.В.Ломоносова”(РФ).