Миграционная мозаика

Миграционное сотрудничество

11 марта 2014
Распечатать

В НАЧАЛЕ этого года в России вступили в силу ряд законов, ужесточающих ответственность за незначительные нарушения миграционного режима. Среди них правило 90/180, запрещающее иностранному гражданину, прибывшему в РФ на условии безвизового режима, находиться на ее территории до 90 дней, затем выехать в другое государство (хотя бы на один день) и вновь вернуться в Россию. Закон требует, чтобы иностранный гражданин пользовался правом безвизового пребывания в течение 90 из 180 дней в году. Правило затронуло мигрантов, прибывающих в страну в безвизовом режиме и не имеющих вида на жительство, разрешения на временное пребывание или патента. Таким образом, закон распространяется и на граждан государств ЕврАзЭС, что фактически нивелирует идею свободного передвижения товаров и услуг на территории Таможенного союза. Безусловно, правило 90/180 широко используется для ограничения миграционных потоков и в странах Шенгенской зоны.Однако там оно распространяется только на граждан третьих стран, не являющихся гражданами Европейского Союза. Представляется, что и России нужно установить преференции в миграционном поле для стран, которые являются членами межгосударственных объединений на постсоветском пространстве (СНГ, ЕврАзЭС), дабы использовать свое соседство и партнерство для решения экономических и социальных проблем.

ПОСТАВЩИКИ И РЕЦИПИЕНТЫ

Государства, ранее входившие в СССР, делятся на страны-поставщики мигрантов и страны-реципиенты. К первым относятся Украина, Белоруссия, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, а вот вторая группа малочисленна и представлена лишь Россией и Казахстаном. В России на одного выезжающего из страны работника приходится 12 въезжающих, в Казахстане это соотношение составляет 1 к 44. Для сравнения: в Узбекистане, Таджикистане и Украине доминируют трудовые эмигранты. «Лидером» по убыванию является Таджикистан, в котором соотношение трудовых ресурсов,привлекаемых в страну и убывающих из нее, составляет 1 к 600.В Молдове – 1 к 40, в Украине – 1 к 6.В пользу неизбежности как самих миграционных потоков,так и необходимости взвешенной и продуманной миграционной политики свидетельствует и складывающаяся на постсоветском пространстве на сегодняшний день демографическая ситуация. Российские и зарубежные эксперты прогнозируют, что в ближайшие годы население России, Украины, Казахстана, Беларуси будет сокращаться. По оценке ООН, к 2050 году Россия потеряет около 38 миллионов человек трудоспособного возраста, Украина – около 17 миллионов, а Казахстан – 2,6 миллиона. С другой стороны, население Узбекистана вырастет к 2050 году более чем на 11 миллионов человек, Таджикистана – на 4 миллиона, отмечают в Организации объединенных наций. Проще говоря, Казахстан сейчас является единственным конкурентом России в привлечении трудовых мигрантов на постсоветском пространстве. Однако в отличие от РФ эта страна осуществляет серьезную миграционную политику, одна из основных черт которой изучение и внедрение положительного опыта конкурентов. К примеру, недавно в Казахстане ввели патенты на работу для граждан СНГ, с которыми у Астаны установлен безвизовый режим.

Конечно, объем миграционных потоков, потребности и нагрузка Казахстана слабо сопоставима с российской, но у казахстанских официальных лиц есть понимание и стремление внедрять у себя «работающую опробованную модель» в регулировании той или иной миграционной составляющей.Это то, с чем у России пока складывается не так гладко, как хотелось бы.

Свидетельству тому могут служить не только правило 90/180, но и некоторые инициативы российских депутатов, предложивших, в частности, ввести запрет на посещение школ детям мигрантов, не имеющих легального статуса на территории страны, и ввести смертную казнь в отношении мигрантов, совершивших преступления.

НЕПРЕКРАЩАЮЩИЙСЯ ПОТОК

При этом нужно понимать, что остановить миграцию нельзя. Можно создать либеральный или консервативный миграционный режим, можно вести селективную или неразборчивую миграционную политику, но остановить этот процесс переселения, вызванный экономическими трудностями, невозможно. Другое дело перенаправить эти потоки с выгодой для обеих стран.Пару лет назад научный мир всколыхнуло исследование американского экономиста, достаточно обоснованно доказывающего, что порядка 60% доходов и человеческого благополучия зависит не от образования, навыков, пола и происхождения индивида, а от страны приложения усилий и ее ВВП. Проще говоря, пока валовый продукт  осквы, Санкт-Петербурга и других крупных российских городов будет превышать соответствующий показатель стран-поставщиков мигрантов, поток дешевой рабочей силы из этих стран не прекратится.

ВВП Узбекистана в 2012 году составил 48,3 миллиарда долларов, из которых 5,693 миллиарда – зарегистрированные легальные банковские переводы мигрантов, работающих на территории РФ. ВВП Таджикистана за указанный год достиг 7,5 миллиарда долларов, 3,8 миллиарда из которых составили зарегистрированные денежные переводы таджикских мигрантов из России. Тут уместным будет напомнить, что еще в начале 2001 года правительство Таджикистана выпустило постановление, в котором основным направлением государственной политики в области трудовой миграции было названо «стимулирование выезда граждан страны за границу, потому что в данный момент государство (Таджикистан) не способно обеспечить занятость своих граждан».

ПОМОГАЯ ДРУГИМ

Не стоит забывать, что миграция стимулирует развитие экономики и бизнеса как отдельных стран, так и Таможенного союза в целом. Сложность состоит в том, чтобы создать правильный ракурс миграционной политики на всем пространстве ЕврАзЭС, оптимально отвечающий интересам как стран-поставщиков мигрантов, так и стран-реципиентов. Приведу простой пример: в 2012 году Международная организация труда представила интересный доклад, согласно которому изменения климата – засуха, снижение плодородия почв, ухудшение качества воды – усиливают миграцию из сельских регионов Таджикистана. Эксперты настаивают, что усиление экологических катаклизмов приведет к миграции граждан Таджикистана из сельскохозяйственных районов, обернется потерями навыков обращения с землей среди населения, и приросту неквалифицированной трудовой силы из Таджикистана в России. В то же время, согласно Росстату, в 2012–13 годах основным поставщиком яблок в Россию была Польша (52% от всего импорта яблок на российский рынок), груш – Аргентина, Нидерланды и Бельгия. Но вышеперечисленные фрукты выращиваются и в республиках Средней Азии, то есть опыт имеется. Так почему бы России не создавать сельскохозяйственные

предприятия в том же Узбекистане, Таджикистане, удерживая тем самым местное население там и одновременно получая поставки фруктов по более низкой цене? Это именно тот случай, когда «помогая другим решать их проблемы, ты избавляешься от своих». Вместо этого, бывшие сельхозработники оказываются на стройках в Москве и в других крупных городах России.

ИДЕИ «НЕДИСКРИМИНАЦИИ»

Из вышесказанного вытекают следующие задачи на перспективу. Во-первых, на пространстве ЕврАзЭС нужно создать институциональную структуру, ответственную за разработку и применение единых стандартов в области перемещения работ, услуг, человеческого капитала, особенно важно по вопросам правовой защиты, выплаты заработной платы, пенсионного и социального обеспечения перемещаемого человеческого капитала, а также полномочную издавать документы, обязательные для исполнения государствами-членами сообщества. Существующее на сегодняшний день правовое поле по регулированию потоков миграции, как то Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией от 1998 года, Соглашение о статусе трудовых мигрантов и членов их семей от 2010 года, охватывает лишь отдельные вопросы, к тому же подобные документы носят чисто рекомендательный характер. Во-вторых, стоит признать, что мигранты нужны и России, и Казахстану для восполнения демографического баланса, выполнения социальных обязательств перед населением и поддержания экономики. Это самый большой шаг – нужна широкая кампания в средствах массовой информации, рассказывающая о позитивном вкладе мигрантов. Конечно, сомнения в позитивном влиянии миграции на экономику страны присущи не только странам ЕврАзЭС. 2014 ознаменуется открытием европейских границ и свободой передвижения рабочих рук для граждан Румынии и Болгарии на территории Европейского Союза. Государства старого европейского альянса пребывают в страхе наплыва дешевой рабочей силы, падения уровня жизни, а равно возрастающих расходов на социальную сферу. Однако при всей негативной волне Институт немецкой экономики представил исследование, согласно которому новые миграционные потоки,в том числе из Румынии, Болгарии, повысят производительность труда немецких работодателей. Миграционные потоки – это всегда конкурентная борьба, исход которой во многом зависит от дальновидности и расчетливости вовлеченных в нее сторон В-третьих, странам ЕврАзЭС необходимо сменить тон политики по отношению к мигрантам. Государства единого Таможенного союза, равно как и страны Европы, в последнее время погрязли в дискуссиях на тему, сколько чужеродной культуры и привнесенного генома не опасно для сохранения национального стержня. И здесь все как в человеческой жизни – подход каждого государства сугубо индивидуален и зависит от типа государственного устройства, ожиданий населения в конкретный период времени и политических инсталляций, активно продвигаемых в обществе. Нужно продвигать политику и «идеи недискриминации», исключая любую пропаганду и высказывания, что под влиянием миграции утрачиваются имманентно присущие только нашей нации особенности, ценности.

 

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся