Миграционная мозаика

Миграционные перспективы России

17 Июля 2013
Распечатать

Коллеги, друзья, в блоге - короткая версия моего интервью Итар - тасс о миграционных перспективах в стране. буду признательна вашим мнениям и комментариям. Полная версия находится здесь http://www.tass-press.ru/data/Files/File/15.pdf  (стр. 46 - 50).

            

О том, кто должен платить за депортацию нелегальных мигрантов, и как должна быть устроена миграционная политика в России, РВМ спросил у Ольги Гулиной, директора Института миграционной политики, доктора права Университета Постдама.

– Каковы на сегодняшний момент потребности России в миграции? Насколько нам необходимы трудовые мигранты?

– России мигранты необходимы, и выбора у нашей страны нет. В период с 1992 по 2000 год численность населения сократилась в 65 субъектах РФ. Естественный прирост населения в 2000 году был отмечен лишь в 15 субъектах, в число которых входят некоторые регионы, расположенные в восточной части страны и на Северном Кавказе, а также Калмыкия. По пессимистическому варианту прогноза предположительной численности населения РФ, рассчитанному на основе динамики демографических процессов в 2000-2005 годах без учета программ по улучшению здоровья населения, сокращению уровня смертности и увеличению уровня рождаемости, к 2015 году население России сократится на 6,2 миллиона человек (4,4%) и составит 136 миллионов человек, а к 2025 году – 124,9 миллиона человек Сегодня не стоит спрашивать, нужны ли нам мигранты или нет. Скорее нужно как можно скорее найти ответ на вопрос: "Какие мигранты нужны стране?". И ответ на него должен исходить из задач процветания страны, учитывать ее интересы. Для меня очевидно – России нужны "головы" и "руки" квалифицированных специалистов.

– Насколько оправдано мнение о том, что мигранты – единственная возможность прироста населения России?

– Возможностей прироста населения несколько: можно увеличить рождаемость, уменьшить смертность и допустить миграционные потоки в страну. Конечно, при этом нужно заботиться о здоровье населения, особенно о репродуктивном здоровье женщин, усиливать меры защиты стариков и молодежи – но это все меры второго плана, которые могут дать положительную динамику по длительности жизни, но в перспективе не сильно улучшат демографическую карту страны. При нынешних условиях мигранты для России – это единственная реальная возможность прироста населения. Причем при разумном государственном подходе можно приглашать, выбирать для страны тех, кто ей нужен, как это делают большинство стран, ведущих разумную и взвешенную миграционную политику. 

– Есть ли эквивалент трудовым мигрантам среди россиян? Ведь действительно они сейчас выполняют работу, на которую большинство россиян не соглашаются, при этом жалуясь, что у них "забирают рабочие места"?

– Нет, и не будет. Есть такой давний документ "Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2025 года", утвержденная указом президента в далеком 2007 году. Документ очень интересен и, прежде всего, оглушающей правдоподобностью статистики. С 1992 года началось стабильное сокращение численности населения из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости (естественная убыль населения). У демографов есть такое чудесное выражение "демографическое окно возможностей", так вот у России при современном раскладе событий и отношении к мигрантам этого окна нет или, правильнее сказать – оно забито, заколочено, закрыто.

 – Если говорить о начале притока трудовых мигрантов из стран СНГ в Россию в начале 90-х и нынешних днях, насколько изменилась ситуация с бесправием по отношению к ним?

– Мигранты были и остаются бесправными, ситуация лучше не становится. Их стало больше, и проблемы всплыли в большем масштабе. В России мигрантам также трудно устроить детей в школу, детсад, получить медицинскую помощь, вообще какую-либо квалифицированную помощь и поддержку. А мигранты, между прочим, также как и все остальные россияне, участвуют в создании национального продукта страны.

– Что делается на государственном уровне для разрешения этих проблем?

– Вопросы прав и социальной защищенности мигрантов – это обоюдоострый интерес, как стран-поставщиков мигрантов, так и стран-реципиентов.А вот вам примеры подходов к решению данной ситуации. В большинстве стран ЕС принято законодательство о равном обращении, согласно которому одним из оснований дискриминации может являться не только пол, раса, но и происхождение. По сути: отказ в предоставлении социальных прав, как-то медицинская помощь, трудоустройство, поступление в школу и/или детсад, только на основании страны исхода и/или иного паспорта – судебное дело. А у нас нет ни законодательства, ни практики судебных обращений, способных сформировать запрос на него.

– Как вы оцениваете инициативу депутатов Госдумы о введении векселей для мигрантов в размере 30 тысяч рублей на случай депортации?

– Негативно. Это чисто популистская акция. Смотрите, у нас есть две категории мигрантов – визовые и безвизовые. Для мигрантов, въезжающих с визами в страну – у нас есть порядок, предусмотренный законом "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ", где написано, что при подаче на визу заявитель должен предоставить удостоверяющие документы о достаточности средств для проживания и возможности выезда (билеты туда – обратно). То есть здесь механизм отработан. Для тех, кто въезжает без визы – покупка депозита – не гарантия примерного поведения в стране.

 – Какие меры на ваш взгляд привели бы к улучшению ситуации?

– Введение системы баллов, так называемой балловой миграции в страну – то, что обсуждала Германия в 2000-м, и делает сейчас в 2013-м. Эта система, опробованная и внедренная в Канаде, Великобритании и ряде других стран. Определить четкие критерии – кто нам нужен, кого мы ищем и исходя из этого выстроить систему приоритетов. Нам нужно работать в направлении, чтобы наше миграционное законодательство стало работающим правовым механизмом. Далее нам остро необходимы, программы по интеграции пришлого населения. Здесь заинтересованных сторон много – это и государство, и неправительственный сектор, и работодатели, и бизнес-структуры, и сами мигранты. В России говорят о необходимости борьбы с нелегальной миграцией, но санкции за нарушение миграционного законодательства непропорциональны, неэффективны и неубедительны. Нужно создать разумное соотношение между усилением ответственности, ужесточением санкций за организацию нелегальной миграции и правами работодателей и работников, в том числе работников, не имеющих право на пребывание в стране и/или разрешения на работу. У нас этого нет.

– О том, что мигранты из стран СНГ едут в основном в Москву и Подмосковье широко известно. А как насчет других регионов? Какие из них лидируют в привлечении иностранной рабочей силы?

 – Мы, как вы понимаете, можем отслеживать и говорить только о статистике по легальной трудовой силе. Так, по данным фонда "Миграция XXI век", Центральный Федеральный округ в последние годы привлекал наибольшее количество иностранной рабочей силы. В период с 2005 по 2008 гг. там работало от 47,7% (в 2006 г.) до 43% (в 2008г.) всех легальных трудовых мигрантов. Лидирующими были и остаются Москва и Московская область. На втором месте – Уральский Федеральный округ, там находят работу около 13% легальных мигрантов, в большинстве своем это лица, прибывшие в Россию в безвизовом порядке. Третье место с 11% легальных работников иностранцев занимает Сибирский Федеральный округ, который таккже характеризуется ростом легальных работников без виз (с 44,6% в 2005 году до 64,9% в 2008 году). Четвертое место отдано Приволжскому Федеральному округу, ежегодно трудоустраивающему около 9% мигрантов. Далее идет Северо-Западный Федеральный округ с 8% трудовых мигрантов. Дальневосточный Федеральный округ в последние годы сдает свои позиции по привлекательности для трудоустройства мигрантов, в 2008 году показатель легально занятых иностранных работников в регионе снизился до 7,2 процента.

– Известно, что миграция, в том числе трудовая, нередко провоцирует конфликты на этнической почве, обостряет обстановку. Будут ли россияне когда-нибудь готовы к тому, что в стране проживают представители другой культуры. И как этому должны способствовать местные власти?

– Российскому обществу необходимо проделать большую работу. Сегодня нужно направить созидательные усилия (двухсторонние) на выстраивание отношений между пришлым и местным населением, и начинать нужно с молодежи. Ищите ролевые модели для мигрантов, ищите ролевые модели для россиян, способных увидеть в мигранте – человека, подметающего двор, по которому утром в школу идет его ребёнок; человека, у которого в выходной на кассе супермаркета вы купили продукты и прочее. Говоря о проблемах, с которыми сталкиваются мигранты в России, хочется напомнить простую истину, сказанную Гёте о том, что "государство, не заботящееся о пришлых людях, канет в Лету".

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся