Миграционная мозаика

Контроль за «этнической» миграцией или несколько слов о визовом режиме с государствами Средней Азии

22 Октября 2013
Распечатать

Восприятие мигрантов как “magna bestia” отдельными представителями российского политического бомонда обретает причудливые формы. Лидеры оппозиционных и правящих партий, наперегонки с друг другом, соревнуются в идеях по борьбе с количественным представительством мигрантов в российском обществе.

Негативный настрой по отношению к пришлому населению распрастраняется на граждан государств, в последние годы в наибольшем количестве поставляющих мигрантскую трудовую силу на территорию России, то есть выходцев из государств Средней Азии. Следует сказать, что западные страны уже прошли путь запрета «этнической» миграции, который, как показывает практика, не привел их к желаемым успехам.

Законодательными актами конца 19 века в США открывается история запрета «этнической» миграции в страну. Актом 1862 года был наложен запрет на иммиграцию из стран Азии, преимущественно Китая.  В 1882 году появился Акт о высылки китайцев- Chinese Exclusion Act  -1882 года, приведшие к контролю за миграцией из Китая и ограничению натурализации китайцев, длительное время живущих в стране.  В Акте 1895 года появилось понятие «нежелательного» мигранта - «undesirable», под которое подпадали лунатики и лица, не способные заботиться сами о себе, а также те, кому требовалось финансовая помощь для их путешествия.  Актом о внутренней безопасность – Internal Security Act – 1950 года,коммунисты попали в число лиц «нежелательных» для США.

Середина 20 века ознаменовалась борьбой пограничных служб США с выходцами из Мексики, пополнявших ряды нелегальных мигрантов на территории США. Президент США Дуайт Эйзенхауер (Dwight Eisenhower), пытаясь защитить южные границы штатов Калифония, Аризона, Техас и избавиться от 3 млн. нелегальных мигрантов в США, преимущественно резидентов Мексики, провел операцию силами пограничных служб по отлову и депортации данных лиц с территории США.

Пострадавшие и погибшие мигранты исчислялись тысячами, но мораль этой истории в другом. До начала операции президента Эйзенхауэра, сенатор от штата Акранзас Уильям Фулбрайт (William Fulbright) обратился с письмом в Сенат штата с просьбой создать специальную комиссию по расследованию фактов получения дорогостоящих подарков со стороны представителей полиции и пограничных служб, приводящих к разгулу нелегальной миграции на территории США.

Влиятельные политики – сенаторы Линдон Джонсон (Lyndon B. Johnson) из Техаса и сенатор Пэт МакКарран (Pat McCarran) из Невады, поддержали коллегу из Арканзаса, выступали за открытые границы, высказывались категорически против усиления пограничного режима и предостерегали к обратному эффекту подобных инициатив. Их голоса остались без внимания. Согласно статистики, сегодня на территории США более 12 млн. нелегальных мигрантов, преимущественно выходцев из Мексики и наличие визового режима между США и Мексикой, а равно пограничного контроля, не меняет ситуации.

Российским сторонникам установления «этнического» контроля за миграцией путем введения виз для резидентов из государств Средней Азии, стоит задуматься над историческим примером США, а равно оценить нижеописанные интересы Российской Федерации в регионах Средней Азии.

  1. Политические интересы РФ.

Таможенный Союз, выстраиваемый по образу и подобию Европейского Союза предполагает наличие свободного рынка товаров, работ и услуг, включая свободный оборот рабочей силы. Созданный в 2010 году, Таможенный союз между Казахстаном, Россией и предполагает торгово-экономическую интеграцию стран-участниц в рамках единой таможенной территории, на которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Вопрос о том, каким образом, при декларировании на самом высоком государственном уровне важности указанной политической задачи, возможно введение визового режима со странами Средней Азии – остается без ответа.

  1. Экономические интересы РФ

В современной России по расчетам экспертов до 15% теневого рынка труда находится в руках мигрантов. Для сравнения - американский рынок труда на 5.4% захвачен нелегальными мигрантами и находится в зоне теневой экономики.   Секторами теневого рынка труда в США и РФ, являются строительство, сельское хозяйство, а равно рынок услуг - ведение домашнего хозяйства, ресторанный и отельный бизнесы. Запуская механизм визового режима с государствами Средней Азии, необходимо продумать стратегию замещения трудовых ресурсов для данных видов трудовой деятельности, сделать «теневой» рынок прозрачным, ввести компенсаторные механизмы защиты трудовых прав работников, а равно усилить внутреннею мобильность населения.

Всем сторонникам введения виз для граждан государств Средней Азии, необходимо бросить взгляд на географическую карту мира, и станет понятно, что единственная граница, которая есть у России с государствами Средней Азии проходит по территории Казахстана. На протяжении последних лет, граница Казахстан – Россия не была надлежащим образом оборудована спецсредствами для пограничной защиты, а это значит понадобятся серьезные финансовые затраты, не предусмотренные бюджетом страны.

  1. Геополитические интересы интересы РФ

Далее, эксперты-специалисты, работающие в государствах Средней Азии, говорят о том, что введение визовых режимов с государствами региона с учетом приближающихся выборов в Таджикистане в конце 2013 года, в Узбекистане и Киргизии в 2015 году, нарушит относительную стабильность в Средней Азии и отвернет эти государства от России.

Ольга Гулина, Институт миграционной политики

www.rusmpi.org

  

Поделиться статьей

Текущий опрос

У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся