Миграционная мозаика

Свобода передвижения трудовых ресурсов внутри ЕС должна быть менее «свободной"

4 Февраля 2014
Распечатать


2014 ознаменуется окрытием европейских границ и свободой передвижения рабочих рук для  граждан Румынии и Болгарии. Государства старого европейского альянса находятся в страхе наплыва дешевой рабочей силы, падения уровня жизни, а равно возрастающих расходов на социальную сферу. Австрия, Великобритания, Бельгия, Франция, Германия, Люксембург, Мальта, Испания, Нидерланды снимают ранее установленные ограничения для передвижения рабочей силы из Румынии и Болгарии, тем самым вновь открывая вопрос экономической выгоды и прироста валового продукта стран при условии свободного передвижения трудовых рук.

 

Великобритания

 

Серьезную «антимигранскую» позицию по доступу иностранцев на рынок труда заняла Великобритания. Еще в 2004 году, когда право на свободное передвижение товаров, работ и услуг стало доступно для граждан стран восточного блока ЕС, включая Чехию, Эстонию, Латвию, Литву, Венгрию, Польшу, Словению и Словакию, в Соединенном Королевстве развернулась кампания «они против нас» под лозунгами «не допустим мигрантов на рынок труда».

Политики, представители СМИ нагнетали информацию, распространяя данные о потоках трудовых мигрантов, наводнивших страну – «в 2004 году Великобритания планировала принять 15000 трудовых мигрантов, а в страну въехало более  170000... Ежегодно более 200000 карт социального страхования выдается гражданам стран «восточного блока»[1], получившим доступ к рынку труда Великобритании, в период с 2004 по 2012 годы было выдано 1, 7 млн. карт страхования, из них около 1 млн. для граждан Польши... Количество граждан данных стран трудоустроенных на территории Соединенного Королевста в 2012 году достиго  606000 чел. против 52000 чел. в 2004 (+1165%). Количество граждан данных стран, проживающих в стране остигло отметки 1038000 чел. против 125000 в 2004 (+730%)».[2] Как следствие, 57% подданных Королевства были убеждены, что иностранцы получают бОльшие преференции от систем социального обеспечения, чем вкладывают в них[3].

При всем этом, бизнес – сообщество страны и эксперты  -экономисты убеждали, что мигранты восьми стран восточного блока ЕС, получившие доступ к рынку труда Великобритании в 2004 году «внесли существенный вклад в экономику страны, к тому же «35% вновь прибывших были более образованы, имели диплом высшей категории  (против 17% британцев в аналогичной возврастной группе».[4] Важно сказать, что допуск граждан Болгарии и Румынии к рынку труда Великобритании осуществлен с 1 января 2014 года, однако это не вызывает поддержки у кабинета Кэмерона (David Cameron), который ожидает рост безработицы и усиления давления на социальные службы в стране. Помимо этого, Кэмерон еще в конце 2013 года выступил с новой инициативой, требующей пересмотра основопологающего положения ЕС и налагающий запрет на свободу передвижения рабочей силы внутри ЕС, ставящей целью ограничения потока мигрантов из стран восточного блока Европейского Союза.[5]

 

Германия

 

При всей негативной волне на общеевропейском пространстве в отношении доступа на рынок труда ЕС граждан Болгарии и Румынии, позитивное видение сохраняется у ряда немецких экспертов. В конце 2013 года Институт немецкой экономики (Institut der deutschen Wirtschaft) представил исследование, согласно которому новые миграционные потоки, в том числе из Румынии, Болгарии, способны повысить производительность труда немецких работодателей. Для авторов исследования, высокий профессионализм и навыки работников восточного сектора не вызывают сомнения.

Так, 25% трудовых мигрантов из Румынии и Болгарии, прибывших в Германию, имеют академическую степень и/или диплом университета, в то время как лишь 19% населения ФРГ могут похвастаться университетским дипломом.[6] Въехавшая в страну квалифицированная рабочая сила ежегодно принасила экомике страны с 1999 по 2009 год 13 млрд. евро. 12% из вновь прибывающих трудовых мигрантов обладают навыками и профессиями, востребованными в стране, как то медицина, математика, инженерные науки, информатика.[7]

Михаэль Хютхер (Michael Hüther), директор Института, убежден, что «Германии не хватает должной культуры восприятия других культур»,[8] и преодолев данный недостаток, общество будет готово принять новых европейцев и откроет им двери, в том числе, и на рынке труда.

 

Швейцария

 

Напомним, что еще в мае 2012 года швейцарское правительство ввело ограничения на въезд в страну граждан - Чехии, Эстонии, Латвии, Литвы, Венгрии, Польши, Словении и Словакии. Ежегодная квота для граждан восьми восточточноевропейских государств была установлена на отметке 2000 разрешений на проживание в год.[9]

Решение было встречено масштабной критикой органами ЕС, однако получило поддержку внутри страны. Уполномоченный представитель ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Катарина Эштон (Catherine Ashton) указала, что «положение ЕС о свободе передвижения 2004 года запрещается разное обращение с гражданами ЕС. Регулирование внутреннего рынка миграции в Швейцарии должно происходить путем установления баланса между предложениями на рынке труда страны и количеством граждан ЕС, заинтересованных в поиске работы на нем».

Президент парламента ЕС Мартин Шульц (Martin Schulz) высказался еще более категорично, заявив, что данное новвоведение является «дискриминационным обращением в отношении указанных восьми государства» и подобному «нет ни законодательного, ни экономического обоснования».[10] При внедрении оговорки Швейцария сослалась на определенное регулирование ЕС: «свободное передвижение может быть ограничено в стране участницы ЕС, если число выдаваемых разрешений на проживание как минимум составляет 10 % от среднего значения последних трех лет».[11]

В 2011 году Швейцария выдала 6568 документов, дающих право на проживание гражданам Чехии, Эстонии, Латвии, Литвы, Венгрии, Польши, Словении и Словакии, а в 2012 году это количество было ограничено лишь 2000 разрешений.[12] При этом, Швейцария подтвердила свою жескую позицию по запрету на допуск к национальному рынку труда в отношении граждан Болгарии и Румынии вплоть до 31.5.2016.

 



[1] Для сравнения в 2003 году лишь 17000 карт социального страхования были выданы гражданам Чехии, Эстонии, Латвии, Литвы, Венгрии, Польши, Словении и Словакии.

[2] http://www.migrationobservatory.ox.ac.uk/briefings/migration-flows-a8-and-other-eu-migrants-and-uk

[3] Dustmann, C., Frattini, T., Halls, C., Assessing the Fiscal Costs and Benefits of A8 Migration to the UK, in: Journal compilation at the Institute for Fiscal Studies, 2010, P.2.

[4] Ibid. P. 30-31.

[5] Cameron: ‘Free movement in EU needs to be less free’, in: http://www.euractiv.com/uk-europe/cameron-free-movement-eu-needs-f-news-531982

[6] Официальный сайт института немецкой экономики, http://www.iwkoeln.de/de

[8] Rumänen oft sehr gut ausgebildet. Die Welt v.20.1.2014.S.4.

[9] Abkommen zwischen der Schweizerischen Eidgenossenschaft einerseits und der Europäischen Gemeinschaft und ihren Mitgliedstaaten andererseits über die Freizügigkeit v.21.6.1999, in: http://www.admin.ch/ch/d/sr/i1/0.142.112.681.de.pdf (дата обращения 1.9.2012).

[10] Maurus, H-J., Schweiz beschränkt die Zuwanderung, in: ARD Radio, Hörfunkstudio Zürich, 19.4.2012

[11] Abkommen über den freien Personenverkehr (Freizügigkeitsabkommen/FZA) v.21.6.1999, in: http://www.bfm.admin.ch/content/dam/data/migration/schweiz_-_eu/personenfreizuegigkeit/factsheets/fs-uebersicht-fza-d.pdf (дата обращения 11.9.2012).

 

Поделиться статьей

Текущий опрос

У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся