Миграционная мозаика

Миграционные и инвестиционные инициативы Казахстана

18 Июля 2014
Распечатать

Министерство труда и социальной защиты Казахстана в июле 2014 года представило новую государственную концепцию миграции Республики Казахстан. Концепция состоит из трех секций: международная миграция, внутренняя миграция и этническая миграция. При этом, большое внимание в концепции уделено вопросам усиления бизнес –миграции и привлечения инвестиций в страну. Так, основными направлениями миграционной политики для усиления бизнес – миграции и повышения инвестиций в экономику Казахстана объявлено:

  • привлечение квалифицированных мигрантов вне квот и иной иностранной рабочей силы, необходимой для осуществления инвестиционных проектов ;
  • создание особых условий для иммиграции иностранных граждан, создающих бизнес в Казахстане.

Сегодня привлечение квалифицированной рабочей силы на рынок Казахстана осуществляется в рамках квот, которые устанавливаются в процентном отношении к численности экономически активного населения и/или устанавливается в абсолютном выражении по приоритетным проектам и/или по странам исхода в соответствии с прогнозом состояния спроса на рынке труда на предстоящий год. (ст. 37 Закона РК "О миграции населения").[1] Также, инвесторам предоставлено право на привлечение иностранной рабочей силы на весь период реализации инвестиционного проекта и один год после ввода объекта в эксплуатацию, вне квоты и без разрешений Правительства Казахстана на привлечение иностранной рабочей силы (ст. 11 п. 1 Закона РК О Занятости населения[2]).

 

Для бизнес- иммиграции в Казахстане особый правовой режим. Так, бизнес - иммигрант обязан течение двухмесячного срока со дня въезда на территорию Казахстана а) зарегистрировать коммерческую организацию и/или вступить в состав участников (акционеров) коммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Казахстан в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан; б) внести в банк установленную Законом сумму формирования уставного капитала юридического лица (50,000 минимального размера оплаты труда – МРП - для АО[3]; 100 МРП для товарищества с ограниченной ответственностью[4]; 50 МРП для коммандитного товарищества[5]; 25 МРН для полного товарищества[6]).  В случае неисполнения бизнес-иммигрантами указанных обязанностей, органы внутренних дел на основании ходатайства местных исполнительных органов принимают решение о сокращении срока пребывания бизнес-иммигрантов на срок, необходимый для их добровольного выезда с территории Казахстана.

 

В июне 2014 года был сделан очередной шаг в направлении усиления иммиграции бизнесменов, предпринимателей и инвесторов, когда Казахстан объявил о безвизовом въезде в период с 15 июля 2014 года по 15 июля 2015 года для инвесторов из 10 стран- США, Нидерландов, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Малайзии, ОАЭ, Республики Корея и Японии. Очевидно, что Казахстан работает в направлении совершенствования миграционной политики и инвестиционного климата страны. Законом от 12 июня 2014 года № 209-V3[7] для юридических лиц, осущесвтляющих инвестиционные проекты в Республике Казахстан, предусматривается:

  1. 100% освобождение от уплаты КПН – кооперативного подоходного налога – для всех категорий инвесторов и их проектов на территории страны на срок до 10 лет (ст.ст.139, 152- 2 НК РК);
  2. Нулевой коэффициент для исчисления земельного налога по земельным участкам, используемым для реализации инвестиционного приоритетного проекта;
  3. Нулевая ставка налога на имущество на срок до восьми лет (ст. 152 – 2 НК РК);
  4. Предоставление инвестиционных преференций, то есть преимуществ адресного характера, для реализации инвестиционного проекта(ст. 10.1 п 9 Закона РК Об Инвестициях);
  5. Предоставление инвестиционных субсидий, предоставляемых в качестве инвестиционной преференции на безвозмездной и безвозвратной основе юридическому лицу Республики Казахстан, заключившему инвестиционный контракт на реализацию инвестиционного приоритетного проекта (ст. 10.1 п 10-1 Закона РК "Об Инвестициях");
  6.  Создание института инвестиционного уполномоченного (ст. 12 – 1 Закона РК "Об инвестициях");
  7. Упрощение процедур привлечение иностранной рабочей силы вне квот правительства РК;
  8. Мораторий изменений налогового, экологического, земельного и иного законодательства в рамках заключаемых инвестиционных контрактов[8] (ст. 18-3, 18-4 и 18-5 Закона РК "Об инвестициях").

 

Такой подход к изменению инвестиционного климата, несомненно, окажет влияние и на изменение миграционного поля. В ближайшие годы стоит ожидать притока инвесторов и предпринимателей в страну, а равно всплеска квалифицированной миграции.

Оригинал текста расположен на сайте Института миграционной политики


[1] Закон Республики Казахстан от 12 июня 2014 года № 04.07.14 г. № 233-V «О миграции населения», http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31038298#sub_id=340000

[2] Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года № 149-II «О занятости населения» http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1021547

[3] Ст. 10 Закона Республики Казахстан от 13.05.2003 N 415-II "Об акционерных обществах"

[4] Ст. 23 Закона Республики Казахстан от 22.04.1998 N 220-I "О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью"

[5] Ст. 28 Закона Республики Казахстан от 02.05.1995 N 2255 "О хозяйственных товариществах

[6] Ст. 13 Закона Республики Казахстан от 22.04.1998 N 220-I "О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью"

[7] Закон Республики Казахстан от 12 июня 2014 года № 209-V З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования инвестиционного климата»,

http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31565328

[8] Если изменения и (или) дополнения налогового законодательства РК предусматривают увеличение ставок налогов, сборов и плат, организация, заключившая инвестиционный контракт на реализацию инвестиционного приоритетного проекта, применяет ставки налогов (кроме налога на добавленную стоимость и акцизов), сборов и плат, которые действовали на дату заключения данного инвестиционного контракта (ст. 152.1 -2 НК РК)

 

Поделиться статьей

Текущий опрос

У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся