Миграционная мозаика

ЕЭС: партнерство во благо и/или под принуждением

7 Декабря 2014
Распечатать

4 декабря 2014 года Посольством Республики Казахстан и Немецким Советом по международным делам (DGAP) была организована дискуссия экспертов на тему «Шансов и вызовов в пространстве Евразийской экономической интеграции» в Берлине, Германия.

1 января 2015 года ознаменует не только начало нового года, но и появление нового игрока на геополитической карте мира[1]. Союз 3+1 – Россия, Казахстан, Белоруссия+ Армения - воплотился в реальность после подписания и ратификации Парламентом Армении Соглашения о вступлении в Евразийский экономический союз (ЕЭС)[2]

Несколько важных направлений в дискуссии, имевшей место среди экспертов ЕЭС и ЕС.

  1. ЕЭС – „Zweckbündnis“ oder „Zwangsbündnis“  - партнерство во имя цели или партнерство под принуждением, вот главный пункт дебатов в настоящее время.

Попытки сторон убедить друг друга, что истоки евразийской интеграции лежат только в сфере экономически выгодного сотрудничества/интеграции, создании единого рынка товаров, работ и услуг, а вот для обеспечения военно-  политического сотрудничества существует Договор о коллективной безопасности, подписанный в мае 1992 года, стоит признать неуспешными.

При этом, по мнению главы департамента по вопросам Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии, господина Мейер – Клодта (Meier-Klodt), как следствие расширение ЕЭС, в ближайшее время стоит ожидать изменения стратегии Евросоюза по работе в регионе Центральной Азии. Не последнюю роль в таком подходе сыграет и Германия, которая в настоящее время производит „reality check“ и рассматривает Казахстан как центрального партнера и «якорь стабильности» в регионе ЦА.

Представители Казахстана, процитировав послание Президента Казахстана Н. Назарбаева «Нурлы жол – путь в будущее»[3], напомнили присутствующим о том, что «ближайшие годы станут временем глобальных испытаний»..., пройти которые «смогут не все страны».  Задача Казахстана – показать партнерам в Европе, что страна – выигрышный партнер, а не периферия «геополитических интересов других стран». Хорошие отношения с Россией – жизненно необходимый элемент в политике Казахстана, однако, страна «готова идти только на экономическую интеграцию», при возникновении угрозы потери независимости – Казахстан сразу выйдет из ЕЭС.

 

  1. Вопросы торгового сотрудничества между ЕС и ЕЭС не вызвали принципиальной дискуссии. Соглашение о зоне свободной торговли между двумя Союзами – вопрос далекого будущего, просто потому что страны Таможенного Союза экспортируют в Евросоюз, большей частью, производные топливно – энергетической промышленности (183,5 млрд. евро), металлы (9,2 млрд. евро), а импортируют – машины/технику (41,6 млрд. евро); запчасти (23,2 млрд. евро); составляющие химические промышленности (23,0 млрд. евро).

Для такого баланса экспорта – импорта, наиболее заинтересованной стороной в развитии зоны свободной торговли, по логике должен быть Евросоюз, однако, именно его смущает техническая и организационная сторона вопроса, как то стандартизация и качество продукции.

При этом, в немецком обществе сильны силы, поддерживающие идею диалога за одним столом между ЕЭС и ЕС, высказанную еще в сентябре 2014 года министром иностранных дел ФРГ Франком-Вальтером Штайнмайером (Frank-Walter Steinmeier).

 

  1. В немецком политическом пространстве появляются все новые термины, характеризующие видение и понимание немцами современной ситуации в России. Помимо, «Putin-Versteher»  - понимающих Путина, в оборот экспертов входит новый термин «Anti-Russiasmus» - анти – россизмус, как описание политики ФРГ, направленной на осознанный отход от ценностей Восточной политики, и России как ее составной части.

Такие формулировки вызвали ответную реакцию у проф. Эберхарда Сандшнейдера (Prof. Eberhard Sandschneider), который в своем заключительном слове акцентировал внимание, что «термин «анти- россизмус», этимологически выстроенный по аналогии с anti-americanism, не имеет ничего общего с неприятием и непониманием политики Президента РФ В. Путина, поправшего основы международного права и стабильности». Равно как «понимая Путина, не означает принимать свершенное им».

Подводим итоги: 1) появление ЕЭС как нового актора на геополитической арене вызывает серьезный интерес и озабоченность среди экспертов Евросоюза; 2) главный вопрос о сути ЕЭС и соотношении геополитических и/или экономических интересов среди его участников, остается для европейцев открытым; 3) трансформируя свою политику по отношению к России, страны Евросоюза, Германия в частности, заинтересованы в выстраивании отношений с другими участниками ЕЭС; 4) Казахстан как участник ЕЭС, готовящейся к вступлению в ВТО – наиболее оптимальный партнер Евросоюза, способный оптимально в современных условиях обеспечивать «столкновение интересов» в этом геополитическом  пространстве.

 


[1] 29 мая 2014 г. был подписан договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на базе Таможенного союза. Он вступит в силу с 1 января 2015 г. В союз вошли Россия, Казахстан и Белоруссия.

[2] Парламент Армении почти единогласно проголосовал за интеграцию на пространстве ЕЭС, «за» высказались 103 депутата, против — 7депутатов от партии «Наследие», возглавляемой главой МИД Армении в отставке Раффи Ованнисяном.

[3] Полный текст послания «Нуры жол – путь в будущее» Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева, http://www.akorda.kz/ru/page/page_218338_poslanie-glavy-gosudarstva-narodu-kazakhstana

 

Поделиться статьей

Текущий опрос

У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся