Северные страны

Шведские дети могут начать получать оценки с четвёртого класса

24 марта 2014
Распечатать

Сейчас школьники в Швеции получают отметки по результатам своей учёбы с шестого класса, однако всё может поменяться уже через три года. Всё дело в выборах в шведский парламент - риксдаг, которые состоятся в сентябре 2014 года. Выборы пройдут осенью, но политики презентуют свои идеи уже сейчас. Вернуть систему оценок в червёртый и пятый классы сегодня предложил правящий правоцентристский (или, как его ещё называют шведы, буржуазный) Альянс. Сейчас в шведских школах, которые зачастую ошибочно ставят в пример российской системе среднего образования, отмечаются, мягко говорят, не очень приятные явления. Катастрофически падает уровень образования, профессия учителя становится всё мнее престижной; в школах нередок моббинг (травля). Я уже не говорю про поджоги школьных зданий - явление, к счастью, россиянам незнакомое.

В шведской школе. Фото: sydsvenskan.se

 

Реформа системы школьного образования может начаться в 2017 году, для этого нужно чтобы правительство Фредрика Рейнфельдта в третий раз подряд поддержали избиратели.

 

Ответственным за шведские школы в правительстве Альянса является уже известный нам благодаря своему "страху перед русскими" отставной военный Ян Бьёрклунд, занимающий пост министра образования.

 

Ян Бьёрклунд. Надпись на слайде: "остановить недостаток школьных оценок". Фото: kristianstadsbladet.se

 

Раньше оценки детям, ценность которых в Швеции, как известно, возведена в абсолют, не ставили до восьмого класса, но Бьёрклунд уже провёл реформу, благодаря которой оценки вернулись в шестой и седьмой классы. Почти сразу после победы на прошлых выборах в 2010 году Ян Бьёрклунд представил новый учебный план Lgr 11, заменивший собой учебный план 1994 года. Именно тогда и была принята новая шкала оценок (от А до F). К буквенной шкале в Швеции перешли в 1994 году, однако уже с 1980 года дети с первого до восьмого класса не получали никаких оценок. Дабы не трамировать психику разделением на "слабых" и "сильных". О том, к чему это привело хорошо рассказывает моя знакомая Элеонора Нарвселиус из Лунда.

 

Табель оценок учеников класса в котором училась Грета Гарбо (Густафссон). Фото: http://web.comhem.se/~u85320597/fotommm.htm

 

Изменение нижнего порога применения системы оценок в 2010 году вызвало серьёзные споры среди представителей политических партий Швеции. Если "красно-зелёная" оппозиция предлагала начать использовать оценки с шестого класса, то консервативные националисты "Шведские демократы" вообще считали что начинать нужно с четвёртого класса (получается что сегодня Бьёрклунд волей-неволей идёт вслед за этой партией). В 2010 году в итоге победа осталась за Яном Бьёрклундом и его единомышленникам из Альянса и уже с осени 2012 года шведские школьники начали получать оценки с шестого класса. Теперь же правоцентристы намерены идти ещё дальше. Помимо введения оценок в четвёртом и пятом классах Альянс, кстати, собирается также с первого класса ввести централизированное тестирование.

 

Расписание уроков шведского восьмого класса. Фото: svd.se

 

Оппозиция, возглавляемая Социал-демократической рабочей партией Швеции, само собой,  раскритиковала проект правоцентристов (также как и Шведское объединение учителей (Lärarförbundet) и Всешведский совет школьных учеников (Sveriges elevråd). - Менять систему оценок каждые четыре года - это несерьёзно, - цитирует издание "Эстерсунд Постен" одного из лидеров социал-демократов Ибрагима Байлана. Завтра СДРПШ вместе с Объединением просещения рабочих АБФ и Центральным объединением профсоюзов Швеции представят свою программу действий в поддержку детского чтения. Ждём.

 

Впервые опубликовано: скандинавия.жж.рф

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся