Россия и мир в эпоху «новой холодной войны»

Новая волна: кто пострадает от возможных санкций против «Аэрофлота»?

21 ноября 2018
Распечатать

Если США введет новые санкции в связи с «делом Скрипаля» 22 ноября, то под удар может попасть российская компания «Аэрофлот». Это может привести к новой санкционной войне, от которой пострадают не только российские пассажиры и авиаперевозчики, но и американские.

Анна Сергиенко

sukhoi_superjet_100_95_ra_89017_.jpg

Фото: Дмитрий Петров / Wikipedia

22 ноября США должны будут ввести санкции против России за нарушение американского закона о нераспространении химического оружия в связи с обвинениями в отравлении бывшего российского разведчика Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в британском Солсбери. Под удар новой волны санкций могут попасть российские авиаперевозчики, в частности, компания «Аэрофлот». При этом прямых санкции Госдеп не собирается вводить против российской государственной авиакомпании, но последствия от санкций могут быть косвенными.

«В той степени, в которой "Аэрофлот" является компанией, которой владеет и которую финансирует российское государство, и в случае, если кто-либо из "Аэрофлота" обратится за лицензией на поставку товаров, которые попадут под контроль, тогда, я думаю, это попадет под презумпцию отказа», — сказал в августе высокопоставленный представитель посольства США в Брюсселе, скорее всего, имея в виду товары двойного назначения, которые можно использовать как в мирных, так и военных целях для обеспечения национальной безопасности.

Ранее журналисты говорили даже о приостановке полетов «Аэрофлота» в Соединенные Штаты. Однако на данный момент можно только спекулировать, будет ли частично приостановлено российско-американское авиасообщение или нет.

Важно понимать, что под удар попадут только те самолеты, которые контролируются российским правительством. Пакет акции в «Аэрофлоте» распределен следующим образом: 51,2% у государства, 3,5% принадлежит государственной корпорации «Ростех», остальной капитал находится в свободном обращении, то есть в частных руках. Поэтому «Аэрофлот» входит в группу риска. В худшем случае самолеты этой авиакомпании не смогут совершать посадку в США, если на их борту будут перевозится попавшие под санкции технологии.

Пока сложно судить о конкретных последствиях для авиакомпании и ее пассажиров. Однако журналисты и аналитики уже делают попытки оценить ущерб. Так, в случае запрета в США посадки своих самолетов «Аэрофлот» может лишится 26 миллиардов рублей и вынужден будет искать замены в других направлениях, например, в Азии. Сегодня перелеты в США очень прибыльны для «Аэрофлота» и сопоставимы с полетами в страны СНГ. На данный момент этот авиапервозчик может осуществляет прямые рейсы в Америку.

Поэтому последствия для него и его пассажиров могут быть серьезными. Отказ в марте 2018 года американской авиакомпании Delta летать прямыми рейсами в Россию сделал российско-американский рынок авиаперевозок менее конкурентным, чем и воспользовался «Аэрофлот». Теперь пассажир вправе сделать выбор между прямым рейсом «Аэрофлота» или стыковочным рейсом иностранных авиакомпаний с одной-двумя пересадками в Европе. Несмотря на то, что выбор рейсов с пересадкой очень велик в США, данная ситуация может ударить по карману и удобству туристов или тех, кто летит в США по деловым вопросам.

Ведь цены на американское направление в других иностранных авиакомпаниях выше и занимают более длительное время. Поэтому каждый подбирает рейс, исходя из своих желаний и возможностей. Например, турецкая авиакомпания Turkish Airlines предлагает рейсы в Лос-Анджелес из московского аэропорта с пересадкой в Стамбуле. Время в пути составляет от 22 до 37 часов, в зависимости от времени вылета. В то же время «Аэрофлот» совершает прямой рейс до Лос-Анджелеса за 12-13 часов.

Сейчас преимущество в российско-американских авиаперевозках остается пока за «Аэрофлотом». Но возможные санкции – прямые или косвенные – могут эту ситуацию изменить, даже если США не будут вводить большие ограничения. В данной ситуации важен психологический и «репутационный» эффект от санкций, который может отразится на количественных показателях компаний.

Если потери от санкций будет сложно избежать «Аэрофлоту», то в этом случае компания вынуждена будет усиливать свое присутствие в Китае и Европе, так как освободится большое количество дальнемагистральных самолетов, которые можно будет перенаправить на эти направления. Однако, если санкции против «Аэрофлота» будут введены, российская сторона, скорее всего, примет ответные меры. Например, Москва может запретить американским авиакомпаниям пользоваться маршрутами в российском воздушном пространстве. Но в проигрыше снова окажутся не те, кто принимает санкции, а представители бизнеса и население: авиаперевозчики США, американские и российские пассажиры. Хочется верить, что этого не произойдет.

Анна Сергиенко, студентка 3-го курса 216-й группы Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС).

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся