Россия и Евро-Атлантика. Блог Евгения Коренева

Новый генсек НАТО. "Кто на новенького?"

26 сентября 2014
Распечатать

Динамичный характер развития современной системы международных отношений предъявляет особые требования к руководителям международных организаций. По сути человек, который берет на себя ответственность за работу подобной структуры, должен обладать целым рядом качеств, отсутствующих у среднестатистического политика. Он обязан идти на компромиссы, учитывать разные точки зрения, а в идеале быть вообще человеком мира, чтобы не добиваться особых преференций для своей страны, а работать на благо всего мирового сообщества. Где же та грань, перейдя которую, чиновник государственного масштаба становится политическим деятелем международного уровня? Обнаружить ее довольно трудно, т.к. проходит она в запутанных лабиринтах человеческого сознания. Но не будем погружаться в глубины метафизики, а попытаемся на конкретном примере проследить метаморфозу человека государственного в человека «межгосударственного», тем более, что есть хороший повод, ведь 1 октября  вступит в должность Генерального секретаря НАТО бывший премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг.

 

Генеральный секретарь НАТО никогда не был, да и, наверное, не будет «батькой-атаманом» для военнослужащих и гражданского персонала Северо-Атлантического альянса. Пожалуй, только первый генсек НАТО британский генерал Гастингс Лайонел Исмей в силу своего звания мог подходить на эту роль, но, тем не менее, так и не стал руководителем подобного типа. Все последующие генеральные секретари имели опыт работы в качестве министров обороны или министров иностранных дел своих стран. Можно утверждать, что избрание генеральным секретарем НАТО Андерса Фога Расмуссена, который до этого исполнял обязанности премьер-министра Дании, существенным образом повысило международный статус высшего должностного лица Альянса. И вот теперь с избранием Йенса Столтенберга на этот пост становится понятно, что метаморфоза премьер-министров в генсеки НАТО это не прецедент, а скорее всего, формирующийся на наших глазах тренд.

 

 

 

Что мы знаем об этом политике? Не так уж много, но и не так уж мало, для того чтобы сделать более-менее точный прогноз возможных шагов норвежца в качестве генерального секретаря НАТО. Несмотря на то, что вся его политическая карьера была связана  с Норвежской рабочей партией и в целом с социал-демократическим движением, которое относится к идеям евроатлантизма настороженно, сам Столтенберг в последние годы неоднократно выступал в качестве сторонника усиления роли НАТО в постбиполярном мире. Что касается России, то к ней у Йенса Столтенберга, как у типичного норвежского политика сформировалось «прагматично-добрососедское» отношение. Именно в период, когда Йенс Столтенберг исполнял обязанности премьер-министра Норвегии, был подписан исторически значимый Договор между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, который положил конец пусть и не столь жарким, но длительным территориальным спорам между странами. Несмотря на то, что часть российской политической элиты и отдельные представители общественности выступили против заключения этого договора, к Йенсу Столтенбергу у российского руководства сформировалось доверительное отношение. Однако после утверждения в качестве нового генерального секретаря НАТО норвежец сделал ряд резких заявлений по украинскому кризису и ситуации в Европе, которые не могут не настораживать Кремль. Пока это всего лишь слова, а не реальная программа действий высшего должностного лица Альянса, но все же даже эти слова обрисовывают в общих чертах круг основных задач, которые он ставит перед собой на посту генсека НАТО.

 

 

Безусловно, Йенс Столтенберг продолжит начатую предшественником политику, ориентированную на повышение правительствами европейских государств-членов организации расходов на оборону, при этом ставка будет делаться, скорее всего, на страны Северной Европы. Сложно оценить, насколько продуктивной окажется такая стратегия. С одной стороны, украинский кризис и ситуация в Ираке и Сирии создают объективные предпосылки для увеличения оборонных расходов европейскими членами Альянса, с другой, не все из них успешно преодолели посткризисные явления в своих экономиках и не могут себе позволить такие траты. Кроме того, перед Столтенбергом встанет дилемма, как усилить союзническую солидарность и повысить степень одобрения, прежде всего, европейской общественностью действий НАТО и при этом не перейти тонкую грань, за которой отношения с Россией будут окончательно испорчены, а военная конфронтация станет неизбежной.

 

В число наиболее интересных направлений его деятельности на посту генсека может войти обеспечение энергетической безопасности государств Альянса в условиях, когда транзит российских углеводородов в Европу в прежнем объеме в любой момент может нарушиться по политическим причинам, а иракская нефть скоро выйдет из-под американского контроля. Йенс Столтенберг, имея богатый опыт работы в сфере энергетики в норвежском правительстве, наверняка попытается сформировать новую энергетическую стратегию НАТО в духе положений действующей Стратегической концепции Альянса, уделяющей особое внимание обеспечению безопасности транспортировки энергоносителей. Конкретные шаги в этой области будут предполагать усиление сотрудничества с государствами-партнерами, особенно в таких регионах как Персидский залив, Северная Африка и Центральная Азия, и проведение большого количества учений по отработке действий союзников в случае внештатных ситуаций на объектах критически важной энергетической инфраструктуры.

 

Гадать на кофейной гуще довольно сложно особенно, когда и в Багдаде не все спокойно, и на большой европейской политической кухне царит неразбериха. Сложно предположить будет ли Йенс Столтенберг миротворцем или же «воинственным» генсеком, укрепит он стабильность и безопасность в Европе, или же станет одним из идеологов новой Холодной войны. В Норвегии есть хорошая поговорка: «Тёмное утро может стать началом светлого дня». Если новый генеральный секретарь НАТО сможет хотя бы немного приблизить наступление «светлого дня» в отношениях России и НАТО, то это пойдет на пользу всем.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся