Ислам и миграция

Как жить дальше мусульманам Среднего Урала?

6 Августа 2012
Распечатать

Доклад кандидата исторических наук, зам. заведующего кафедрой теологии Уральского государственного горного университета Алексея Николаевича Старостина на Областной конференции «Настоящее, будущее мусульман Среднего Урала» 5 августа 2012 г.

Процессы религиозного и национального возрождения в конце 1980-х - начале 1990-х гг. на Среднем Урале шли параллельно. Не случайно созданный в те годы татарский благотворительный фонд «Якташ» занимался одновременно и вопросами развития татарской культуры, и вопросами ислама. Первым официальным руководителем мусульман Свердловской области стал  Гумар Абдрахманович Валеев, который в 1988 г. был назначен председателем Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС), муфтием Талгатом Таджутдином имам-хатыбом молитвенного дома Екатеринбурга. 15 января 1991 г. он был назначен имам-мухтасибом Свердловского мухтасибата с приданием под его юрисдикцию мусульманских объединений Свердловской и Челябинской областей. Также ему было поручено курировать Курганскую область.

В 1991-1992 гг. он практически все время находился в командировках по Курганской, Челябинской и Свердловской областям, по Башкирии. За годы своей работы он помог мусульманам открыть 67 мечетей в этих регионах. Гумар Валеев проводил учредительные собрания мусульманских организаций, помогал оформлять протоколы, готовил уставные документы для регистрации общин, консультировал по вопросам строительства мечетей, читал лекции, проводил маджлисы, участвовал в различных круглых столах. Передвигался на поездах и электричках с рюкзаком за спиной. В рюкзаке - мусульманские книги для новых мечетей.

В 1992 г. из-за сложной политической обстановки в ДУМЕС в ряде российских регионов произошли кадровые изменения. Новым имам-мухтасибом Свердловского мухтасибата был назначен Сибгатулла Сунагатович Сайдулин. В мае 1994 г. Свердловский мухтасибат был преобразован в Региональное Духовное управление мусульман Свердловской области (РДУМСО), которое и возглавил Сайдулин, став первым муфтием Свердловской области. На базе молельного дома г. Екатеринбурга при нем была сооружена в 1995 г. первая настоящая мечеть. Он продолжил работу по восстановлению юридического статуса и возрождению религиозной жизни в мусульманских общинах Свердловской области. Многим запомнились его многокилометровые велосипедные поездки по деревням и селам, где проживали мусульмане, где строились мечети, для того, чтобы оказать личную поддержку единоверцам. К 2000 г. в Свердловской области действовало 48 мечетей, молельных домов и помещений. У мусульманской общины были установлены хорошие связи с руководством РПЦ и иудейской общины, проводилась значительная просветительская работа с заключенными, солдатами срочной службы, социально-незащищенными слоями населения. В то же время существенно ухудшились взаимоотношения с представителями бизнес-структур и властями, ранее оказывавших поддержку муфтияту,  далеко не все проблемы сельских и городских махаллей решались своевременно, многие руководители местных общин были недовольны авторитарным стилем руководства, что породило внутреннюю оппозицию в муфтияте.

Эти факторы способствовали появлению в Свердловской области альтернативных мусульманских организаций. В конце 1999 г. было официально зарегистрировано Казыятское управление мусульман Свердловской области (КУМСО) юрисдикции ДУМ Азиатской части России, в которое вошли несколько городских общин и большинство общин юго-запада Свердловской области, где находились места компактного проживания татар и башкир. Возглавил КУМСО Данис Маликович Давлетов. Казыятское управление начало вести активную работу в деле исламского просвещения, строительства мечетей, создания исламских СМИ и социальной работе. В 2004 г. в г. Верхняя Пышма на базе красивейшей в регионе "Медной" мечети им. имама И. аль-Бухари появилась первая  в Свердловской области община юрисдикции ДУМ Европейской части России во главе с имам-хатыбом Айратом Мухаметзяновым. Община проводит большую работу по созданию в г. Верхняя Пышма исламской инфраструктуры, в частности, в 2009-2010 гг. был разработан проект строительства на базе "Медной" мечети среднего мусульманского медресе и халяльного ресторана. В 2011 г. на территории первой мечети г. Верхняя Пышма был организован мусульманский ритуальный комплекс, в котором есть помещение для омовения покойных, а на Горьковском автозаводе был приобретен специальный мусульманский катафалк. В 2011 г. ГУФСИН по Свердловской области и МРОМ им. Исмагила аль-Бухари заключили Соглашение о сотрудничестве, по которому мусульманской общине было доверено вести духовно-просветительскую работу с осужденными мусульманами. Впоследствии в юрисдикции ДУМЕР было зарегистрировано еще несколько мусульманских общин.

В ноябре 2009 г. в РДУМСО произошли кадровые изменения. Муфтий С.С. Сайдулин был отправлен в отставку Талгатом Таджутдином, а вместо него муфтием Свердловской области был назначен Равиль Данович Мамлеев. Новый муфтий сосредоточился на работе по решению проблем мусульманских общин, действующих в юрисдикции РДУМСО, просветительской деятельности и реализации социально-значимых проектов.  Не согласившийся со своей отставкой Сибагатулла Сайдулин создал альтернативный муфтият - ДУМ Урала, вошедший в Российскую ассоциацию исламского согласия. Он был образован на базе вновь созданных нескольких мусульманских общин. Муфтият сосредоточился на работе с военнослужащими-мусульманами и социальной работе.   

В ходе дезинтеграционных процессов выделились мусульманские общины, которые не пожелали примыкать ни к одной из имеющихся в регионе организаций и предпочли действовать независимо. Узнав о готовящихся поправках в Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которым независимые местные религиозные организации будут существенно ограничены в правах, если не войдут в состав централизованных, ряд независимых мусульманских общин Свердловской области приняли решение создать отдельную централизованную религиозную организацию (ЦРО) - Мусульманское Духовное Собрание Свердловской области. В качестве координатора ее духовным руководителем стал Радифулла Рафаилович Гиндуллин.

Таким образом, Свердловская область, пожалуй, является регионом-рекордсменом, ведь здесь действуют мусульманские общины, входящие в пять различных централизованных религиозных организаций. Такого многообразия духовных управлений в России нет больше нигде. Кроме того, существует ряд независимых мусульманских общин, которые действуют сугубо автономно. Однако, несмотря на многообразие мусульманских духовных центров, в регионе с 2009 г. все более ощущается тенденция на интегральное взаимодействие мусульманских общин вне зависимости от их юрисдикций. Наиболее активные имамы, работающие в юрисдикции различных ЦРО, проводят совместные просветительские и благотворительные мероприятия, направленные на различные категории населения: детей, женщин, пенсионеров, социально незащищенные слои населения. Особенно это взаимодействие заметно в Екатеринбургской агломерации между мечетью "Рамазан" г. Екатеринбурга, "Медной" мечетью г. Верхняя Пышма, мечетью "Нур" п. Октябрьский, мечетью "Айгуль" г. Березовский и мечетью п.г.т. Зюзельский. Аналогичные тенденции наблюдаются и в других частях Свердловской области, например, в Северном управленческом округе. Это взаимодействие, прежде всего, обосновано личными дружескими взаимоотношениями части религиозных деятелей и их искренним желанием работать на благо мусульман. Но голос мусульман все равно слышен плохо, представляется, что для решения общих, актуальных для уммы вопросов необходимо создать некий координационный орган, в который бы вошли представители всех Духовных управлений, что позволило бы представлять единую, согласованную позицию от всего мусульманского сообщества.  

Также необходимо отметить, что за последнее десятилетие существенное влияние на развитие мусульманского сообщества Среднего Урала оказали миграционные процессы. С увеличением количества внутренних и внешних мигрантов, прибывающих в Свердловскую область из республик Центральной Азии и Кавказа, именно они стали составлять большинство прихожан в мечетях Екатеринбургской агломерации и других крупных городов региона. Считаю, что религиозным организациям необходимо приложить максимальные усилия для социокультурной адаптации мигрантов в российское общество.

И в заключение немного статистики: В Свердловской области, по предварительным данным переписи 2010 г., проживает 216 001 представителей народов, традиционно исповедующих ислам, или 5,3% от общего населения региона. По данным на апрель 2010 г. на Среднем Урале насчитывалось 74 мечети, мусульманских молитвенных дома и молитвенных помещения, включая как действующие храмы, так и те, чье строительство интенсивно велось. Кроме того, по данным на июнь 2011 г. в системе ГУФСИН работало три мечети (в ИК-2, ИК-12 и ИК-62) и десять молельных комнат (колонии №№5, 10, 12, 13, 15, 18, 24, 54, 66 и лечебно-исправительное учреждение №23). На 1 февраля 2012 г. в юрисдикцию РДУМСО входит 22 религиозных организации, в юрисдикцию КУМСО – 16, ДУМЕР – 3 МРОМ, ДУМ Урала - 9, МДС СО - 4.

Смежные материалы:

1) Приветствие муфтия Равиля Гайнутдина участникам конференции

2) Репортаж с конференции

3) Выступление первого заместителя председателя ДУМЕР Дамира Мухетдинова

4) Резолюция конференции

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся