Ислам и миграция

Мониторинг материалов СМИ Свердловской области на этническую тематику (апрель-август 2013 г.)

27 Октября 2013
Распечатать

Настоящий мониторинг средств массовой информации Свердловской области проводился в рамках проекта «Межнациональные коммуникации: от объективной информации к адекватному событию», осуществляемого некоммерческим партнерством «Межнациональный информационный центр». Главная цель - выявить количество, темы, тональность, а также содержание информационных материалов, освещающих этническую тематику (1).

[1] Материалом на этническую тематику в данном мониторинге считается информационное сообщение, содержащее в себе этническую номинацию (существительное, прилагательное, наречие или иную часть речи, связанную с названием того или иного народа, нации, этнической группы), либо географическое название, связанное с проживанием определенной группы людей (африканцы, европейцы, азиаты и пр.). Также в мониторинг включались материалы, содержащие слова «иностранец», «иностранный» и информационные сообщения на миграционную тематику.

Мониторингу подверглись следующие средства массовой информации: Информационные агентства (JustMedia, ИТАР-ТАСС-Урал, Новый Регион-Урал, Regnum, Свердловское агентство политической информации); Телеканалы (41 - Домашний, Свердловское общественное телевидение /Областное телевидение/, ГТРК-Урал); Газеты (КП - Екатеринбург on line), имеющие собственные сайты в рунете и предоставляющие свободный доступ к новостному архиву. В федеральных информационных агентствах (ИТАР-ТАСС, Regnum, Новый регион) мониторингу подвергались только сообщения в лентах, касающихся Свердловской области, а также проходящие в них сообщения  общероссийской проблематики, влияющие, в том числе на ситуацию в Свердловской области (например, изменения в федеральном законодательстве, законодательные инициативы депутатов). Также в газете "Комсомольская правда" брались для анализа только публикации на этническую тематику, размещенные на страницах КП-Екатеринбург, а материалы федеральных полос не принимались во внимание. Основным критерием отбора послужило влияние указанных СМИ на формирование информационного пространства Свердловской области за счет создания первичных новостных информационных материалов.

Непосредственным объектом мониторинга, отражаемом в новостных лентах, являются сообщения на этническую тематику. Объектом изучения становились информационные материалы, в которых речь шла о деятельности этнических групп, их отдельных представителей, совершавших какие-либо действия на территории Свердловской области, как гражданах Российской Федерации, так и иных государств. Критерием отбора послужили определения, указывающие на этничность (русский, французский, француз, китаец) и/или наличие в материале названия стран и территорий происхождения героев материала (гражданин Узбекистана, представитель чеченской диаспоры, уроженец Таджикистана). Благодаря последнему обстоятельству в мониторинг также попали материалы, связанные с международными контактами Екатеринбурга и Свердловской области. Кроме того, в базу данных заносились материалы, описывающие националистические проявления, межнациональное взаимодействие, профилактику экстремизма и национализма, а также противоречия, имеющие в интерпретации СМИ, межнациональный характер.  Всего в ходе ежедневного мониторинга с апреля по август было зафиксировано 419 информационных материала на этническую тематику. Ниже представлено распределение количества материалов по СМИ.
 

Таблица 1

Распределение материалов на этническую тематику по СМИ Свердловской области, шт.

СМИ Количество
материалов
Justmedia 90
Новый регион 83
АПИ 69
Regnum 43
ОТВ 38
Тасс-Урал 37
Вести-Урал 30
41-Домашний 16
Комсомольская правда 13
ИТОГО 419

 

Диаграмма 1.

Распределение материалов на этническую тематику по СМИ Свердловской области, шт.

 

Количество материалов на этническую тематику, а также содержание информации (негативная, позитивная, нейтральная) в абсолютных числах и/или процентах дано по каждому СМИ, отражено в таблицах и диаграммах. Негативными называются материалы с негативным, критическим отношением автора к описываемому предмету. Соответственно выделены материалы с позитивной (автор позитивно расценивает описываемое событие) и нейтральной (автор беспристрастно, безоценочно описывает события) конатацией. Даже если информационный повод для создания материала был негативным (например, правонарушение, совершенное представителем той или иной национальности), но текст просто содержит сообщение о данном факте и в нем не дается каких-либо оценок, он рассматривался как нейтральный.

Если сравнивать результаты настоящего мониторинга с результатами мониторинга тех же СМИ за 1 квартал 2013 года , то мы заметим определенные изменения. Как и прежде, наибольшее количество сообщений на этническую тематику опубликовано на лентах агентств Новый регион и Justmedia. Если в начале года Новый регион лидировал, то теперь уступил первое место Justmedia. Также поменялись местами информационное агентство АПИ и телеканал ОТВ. Данный телеканал, по непонятным причинам, в течение лета стал уделять меньше внимания этнической тематике (хотя это официальное СМИ региональных властей, а межнациональные отношения и развитие внешнеэкономических связей традиционно являются важнейшими аспектами политики областной администрации), а потому переместилось с  третьего на пятое место. В остальном рейтинг СМИ не претерпел значительных изменений, за исключением перемещения "Комсомольской правды" с предпоследнего на последнее место.

Количество материалов на этническую тематику, а также содержание информации (негативная, позитивная, нейтральная) в абсолютных числах и/или процентах дано по каждому СМИ, отражено в таблицах и диаграммах. Негативными называются материалы с негативным, критическим отношением автора к описываемому предмету. Соответственно выделены материалы с позитивной (автор позитивно расценивает описываемое событие) и нейтральной (автор беспристрастно, безоценочно описывает события) конатацией. Даже если информационный повод для создания материала был негативным (например, правонарушение, совершенное представителем той или иной национальности), но текст просто содержит сообщение о данном факте и в нем не дается каких-либо оценок, он рассматривался как нейтральный.

Если сравнивать результаты настоящего мониторинга с результатами мониторинга тех же СМИ за 1 квартал 2013 года, то мы заметим определенные изменения. Как и прежде, наибольшее количество сообщений на этническую тематику опубликовано на лентах агентств Новый регион и Justmedia. Если в начале года Новый регион лидировал, то теперь уступил первое место Justmedia. Также поменялись местами информационное агентство АПИ и телеканал ОТВ. Данный телеканал, по непонятным причинам, в течение лета стал уделять меньше внимания этнической тематике (хотя это официальное СМИ региональных властей, а межнациональные отношения и развитие внешнеэкономических связей традиционно являются важнейшими аспектами политики областной администрации), а потому переместилось с третьего на пятое место. В остальном рейтинг СМИ не претерпел значительных изменений, за исключением перемещения "Комсомольской правды" с предпоследнего на последнее место.

 

Таблица 2
Информационный повод сообщений на этническую тематику (с разбивкой по СМИ), абс. числа.

 

СМИ Позитивные Негативные Нейтральные Всего
Regnum 14 23 6 43
АПИ 28 37 4 69
Тасс-Урал 32 3 2 37
Justmedia 48 35 7 90
Новый регион 17 58 8 83
41-Домашний 7 8 1 16
ОТВ 19 17 0 38
ГТРК-Урал 18 10 2 30
Комсомольская правда-Екатеринбург 1 11 1 13
ИТОГО 184 202 31 419
 


Диаграмма 2

 

Информационный повод информационных сообщений на этническую тематику, %

 

Таблица 3

Тональность заголовков сообщений на этническую тематику (с разбивкой по СМИ), абс. числа

 

СМИ Позитивные Негативные Нейтральные Всего
Regnum 11 4 28 43
АПИ 13 10 46 69
ИТАР-ТАСС-Урал 21 0 16 37
Justmedia 35 10 45 90
Новый регион 12 14 57 83
41-Домашний 5 6 5 16
ОТВ 12 11 15 38
ГТРК-Урал 15 2 13 30
Комсомольская правда-Екатеринбург 1 9 3 13
ИТОГО 125 66 228 419
 

 

 

Диаграмма 3

Тональность заголовков сообщений на этническую тематику, %

 

 

Таблица 4

Тональность информационных сообщений на этническую тематику (с разбивкой по СМИ), абс. 

 

СМИ Позитивные Негативные Нейтральные Всего
Regnum 10 1 32 43
АПИ 10 0 59 69
ИТАР-ТАСС-Урал 21 0 16 37
Justmedia 35 0 55 90
Новый регион 13 9 61 83
41-Домашний 6 1 6 16
ОТВ 10 0 28 38
ГТРК-Урал 18 10 2 30
Комсомольская правда-Екатеринбург 1 2 10 13
ИТОГО 124 23 272 419
 

 

 

Диаграмма 4

Тональность информационных сообщений на этническую тематику, %

 

Из данных Таблиц 2-4 и Диаграмм 2-4 видно, что информационный повод и его дальнейшее отражение в заголовках и текстах информационных сообщений существенно отличаются. В частности, поводом для создания почти половины материалов (48%) послужили негативные события (в основном правонарушения), хотя и положительных событий (выставки, концерты, праздник, визиты иностранных делегаций, запуски производств с совместным российским и зарубежным участием и пр.) с апреля по август происходило немало (44% сообщений). Лишь 8% сообщений написаны о событиях нейтрального характера, например, об изменениях в законодательстве.

Картина серьезно меняется, когда мы посмотрим, как те или иные события отражаются в СМИ. С удовлетворением можно констатировать, что уральские журналисты проявляют профессиональную сдержанность, обходят острые углы и стараются беспристрастно оценивать события. 54% заголовков и 63% текстов выдержаны в нейтральных тонах. В то же время доля позитивных материалов и заголовков остается неизменной - 30%. Можно констатировать, что журналисты ответственно относятся к написанию текстов на этническую тематику. Очевидно, на это повлияли многочисленные круглые столы и совещания с редакторами СМИ, обучающие семинары для журналистов, посвященные обучению корректному освещению этнической тематики, проводимые общественными организациями и органами государственной власти. Значительное количество подобных мероприятий прошло в 2011 г., когда на территории Свердловской области произошло несколько громких инцидентов, поданных в СМИ как межнациональные конфликты (Сагра, столкновение у кафе «Халва», Махнёво и др.).

Лишь 7% материалов СМИ на этническую тематику написаны в резких тонах, хотя доля резких заголовков более чем в два раза выше - 16%. Двукратное увеличение негативно окрашенных заголовков по сравнению с негативно окрашенными материалами объясняется тем, что очень часто основой для информационного сообщения на этническую тематику служит сухой пресс-релиз, подготовленный пресс-службами прокуратуры, полиции, таможни, ФМС, регионального правительства или иного органа власти, которые, как правило, касаются тех или иных правонарушений, совершенных иностранными гражданами. Поскольку у журналиста редко есть возможность узнать подробности данных инцидентов, а информационную ленту необходимо заполнять, единственный способ привлечь внимание читателя к данному тексту, является яркий заголовок. Читатель, без сомнения заинтересуется содержанием материалов, скрываемого под такими заголовками: Гастарбайтеры-маршрутчики облюбовали в центре города место для незаконных парковок (Новый регион, 29 апреля); Задержаны трое таджиков - участников "кровавой" драки в Арамиле (Новый регион, 6 августа); Спецслужбы вскрыли в Екатеринбурге «исламистский анклав» (Новый регион, 9 июля); На Урале ищут очередную гадалку-мошенницу, ограбившую старушку. Цыганка украла деньги у 75-летней женщины-инвалида 13 тысяч (Комсомольская правда, 3 июля); Лихач-узбек продолжал ехать даже после того, как сбил мальчика (Комсомольская правда, 9 июля); Полиция предполагает, что на счету узбеков-насильников гораздо больше жертв (Комсомольская правда, 13 августа) и т.д. Однако, кликнув по этому заголовку, читатель найдет вполне нейтральный текст, основанный на официальном пресс-релизе, исходящем от пресс-службы того или иного правоохранительного органа. Отличительной чертой практически всех негативно окрашенных заголовков является упоминание этнической принадлежности героев материала либо упоминание отрицательно окрашенных слов («нелегал», «гастарбайтер», «насильник», "лихач"), вызывающих у читателя вполне определенный ассоциативный ряд. 

Но и здесь прослеживается позитивная тенденция. Сравнивая результаты нынешнего мониторинга с  результатами, полученными в 1 квартале 2013 года, можно заметить снижение доли негативно окрашенных заголовков и сообщений в общем массиве материалов. В январе-марте негативный оттенок носили 10% (тексты) и 19% (заголовки), то в апреле-августе - соответственно 7% и 16%. Т.е. доля негативных материалов сократилась на 3%.

Анализируя данные таблиц 2-4, можно констатировать, что материалы, основанные на негативных событиях, чаще всего создают информационные агентства и "Комсомольская правда", нежели телевизионные каналы. Наибольшее количество таких сообщений (58) вышло на лентах ИА Новый регион, в основном, это криминальные эпизоды, в то же время наибольшее количество материалов, основой для которых послужили позитивные информационные поводы (48), вышло на лентах Justmedia. Это агентство уделяет огромное внимание культурным событиям, в частности, концертам, выставкам, праздникам, фестивалям с участием зарубежных гостей. Крайне не любят писать материалы на негативные темы журналисты ИТАР-ТАСС-Урал (всего 3 сообщения), тогда как материалам на позитивные темы в лентах ИА отводится значительное место (32 сообщения). Абсолютно иные предпочтения у журналистов "Комсомольской правды". Интересно отметить, что в эфире Областного телевидения и канала 41-Домашний вышло примерно равное количество сюжетов, основанных на позитивных и негативных информационных поводах.

Что же касается тональности заголовков, то большинство СМИ стараются выдерживать тексты в нейтральных тонах, за исключением ИТАР-ТАСС-Урал (значительно больше доля положительных) и "Комсомольской правды" (значительно больше доля отрицательных). В то же время большинство текстов у всех СМИ написаны в нейтральных тонах, за исключением ГТРК-Урал и Нового региона, где было обнаружено довольно много негативно окрашенных сообщений - соответственно 10 и 9.

О том, какие темы наиболее часто привлекают внимание СМИ, можно судить по данным таблицы 5.

 

Таблица 5

Тематика материалов на этническую проблематику

Темы Количество сообщений, шт. Количество сообщений, %
Культура 84 20
Криминал 145 34,6
Экономика и бизнес 47 11,2
Миграционная политика 32 7,6
Мигранты-жертвы преступлений 2 0,5
Межнациональная рознь, экстремизм 21 5
Профилактика конфликтов 5 1,2
ПДД, их нарушение 15 (10 связаны также
с мигрантофобией)
3,6
Наука и образование 17 4
Спорт 7 1,7
Дипломатические контакты 17 4
Туризм 4 1
Религия 4 1
Пожары 4 1
Иные темы 15 3,6
ИТОГО 419 100

 

К сожалению, по сравнению с 1 кварталом 2013 г., с апреля по август, значительно возросло количество сообщений на криминальную тему (с 23 до 34%). В совокупности с сообщениями на тему нарушений правил дорожного движения, проявлениями национализма и экстремизма, пожарами доля материалов на криминальную тематику возрастает до 44,2%. Это почти половина общего информационного массива!


Таблица 6

Этносы, упомянутые в сообщениях на криминальную тематику*

Упоминаемая этническая номинация (тема) Количество упоминаний, раз
Мигранты/гастарбайтеры 71
Узбеки 41
Таджики 27
Иностранцы 15
Китайцы 12
Азербайджанцы 11
Выходцы из Средней Азии (с синонимами) 11
Выходцы из Юго-Восточной Азии 7
Киргизы 6
Цыгане 4
Выходцы из ближнего зарубежья 4
Азиаты 3
Украинцы 3
Лица нерусской национальности 2
Вьетнамцы 2
Африканцы 2
Грузины 2
Прочие (упомянутые не более 1 раза) 6
ИТОГО 229

 

* Сумма превышает общее количество сообщений на криминальную тематику, т.к. в одном информационном сообщении нередко упоминается несколько этнических номинаций. 

Как видно из данных Таблицы, наиболее часто в сообщениях на криминальную тематику упоминаются мигранты/гастарбайтеры (71), синонимом которых служит слово "иностранцы" (15). Лицо этнической преступности в интерпретации СМИ имеет явно центрально-азиатский вид - узбеки упомянуты в криминальных хрониках 47 раз,  таджики - 27 раз, выходцы из Средней Азии/среднеазиаты - 11 раз, киргизы - 6 раз. Также в связи с криминальными событиями довольно часто упоминаются китайцы (12 раз), азербайджанцы (11 раз), выходцы из Юго-Восточной Азии (7 раз) и цыгане (4 раза), что, в общем-то, отражает объективную реальность. Однако здесь следует иметь в виду, что один громкий криминальный эпизод получает широкое освещение в СМИ, поэтому количество упоминаний ни в коем случае не равно количеству преступлений, совершенных представителями данных этнических групп в апреле-августе 2013 года. Однако данный вывод вряд ли присутствует в  общественном сознании, поскольку тиражируемые СМИ образы мигрантов, совершающих противоправные действия (в каждом втором сообщении, где встречается слово «мигрант», оно идет в сочетании с прилагательным «нелегальный»), наркокурьеров из Средней Азии, "цыган-грабителей" и "таджиков-наркоторговцев", прочно закрепились в массовом сознании и вызывают неприятие по отношению к данным этносам. Хотя в действительности доля преступлений, совершаемыми теми же мигрантами не так уж высока (в первом полугодии 2013 года ими совершено 72 правонарушения).[1] Для сравнения отметим, что каждый день на территории Свердловской области происходит по полторы сотни преступлений.[2]

Также необходимо сделать оговорку, что значительная часть информационных сообщений на криминальную тематику связана с нарушениями мигрантами/таджиками/узбеками и др. приезжими режима пребывания в России, отсутствию необходимых документов. Конечно, совершают лица разных национальностей и громкие преступления (похищения, убийства, изнасилования, грабежи, торговлю наркотиками), некоторые из них достаточно резонансные, а потому об одном преступлении выходит 5-10 сюжетов и сообщений. Но в общей массе их процент не так велик.

 


[1] На Среднем Урале мигранты стали чаще совершать преступления, в том числе сексуального характера - http://nr2.ru/ekb/453387.html

[2] См. ежедневные пресс-релизы ГУ МВД по Свердловской области http://66.mvd.ru/

 

Диаграмма 5

Информационные сообщения на криминальную тематику с разбивкой по видам преступлений, %

Из  145 сообщений на криминальную тему лишь 34% составляют материалы о тяжких и особо тяжких преступлениях (особенно сильный резонанс получил наезд гражданином Узбекистана на 2-х летнего мальчика в ночь с 7 на 8 июля и драка между мигрантами и сибирскими строителями в Арамиле в ночь на 6 августа, окончившееся смертью сибиряка), остальные, это сообщения о преступлениях экономического или административного характера. Как видно в Диаграмме 5, преступления совершаются самые разные, в том числе весьма необычного характера. Значительное внимание СМИ уделили ликвидации борделя для мигрантов, в которых по принуждению содержались гражданки Узбекистана (7 материалов). 2 материала из разряда курьезов - о задержании на российско-украинской границе 130 кг контрабандного сала (АПИ, 9 апреля) и попытке незаконного провоза китайцем любимой черепахи, спрятанной в бургере (АПИ, 31 июля).

Однако обнадеживает, что журналисты практически перестали использовать в материалах о преступлениях, совершенных иностранцами, этнические определения (таджик, узбек, киргиз и т.д.), сейчас вместо указания на национальность преступника в сообщениях указывается его гражданство - «гражданин Грузии», "уроженец Таджикистана", "выходец из Узбекистана". Этнические номинации преступников, которые способны негативно отразиться на образе всего народа в глазах читателей, присутствуют лишь в нескольких материалах (в основном в "Комсомольской правде" применительно к наезду гражданином Узбекистана на 2-х летнего мальчика, реже в других СМИ), имеющее негативную коннатацию слово "кавказец" не встречается ни разу, "азиат" - всего 2 раза. Так что можно констатировать, что освещение преступлений, совершаемых мигрантами и иностранными гражданами, стало более корректным. В сравнении с предыдущим мониторингом СМИ с 12 до 2% упала доля сообщений о мигрантах, ставших жертвами преступлений. 

Что касается иных тем, то культура, наука, образование, туризм, религия в совокупности составляют 27,7% опубликованных материалов на этническую тематику. Это отражает значительное количество культурных мероприятий, проводимых в Свердловской области органами власти, дипломатическими ведомствами, музеями, галереями, эстрадными площадками, национально-культурными автономиями, посвященных культуре того или иного народа. Поскольку сообщения на гуманитарную тематику составляют четверть от всего массива материалов, можно констатировать, что они получают вполне достойное освещение в СМИ. Около четверти сюжетов и информационных сообщений посвящено сотрудничеству разных народов в области экономики и бизнеса, науке, спорте, туризма, дипломатических контактов и кулинарных фестивалей, что отражает широкое международное сотрудничество региона в названных сферах.  11% сообщений посвящено совместным российско-зарубежным бизнес-проектам. Особенно часто в это связи упоминаются японцы, немцы, финны и другие европейские национальности.

По сравнению с результатом исследования в 1 квартале в нынешнем мониторинге 2 раза увеличилась доля материалов о межэтнических конфликтах и проявлениях национализма, в 2 раза уменьшилось количество сообщений о профилактике конфликтов, что весьма тревожно. Это является свидетельством роста мигрантофобских настроений в обществе и зарождением возможных новых очагов противоречий в обществе (особенно между коренными жителями и мигрантами). 

 

Таблица 7

Этносы и темы, наиболее часто упоминаемые в СМИ, шт.*

Упоминаемая этническая номинация (тема) Количество упоминаний, раз
Мигранты/гастарбайтеры 108
Русские 47
Узбеки 43
Таджики 37
Иностранцы 32
Немцы 27
Японцы 23
Китайцы 22
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)