Ислам и миграция

За океаном тоже верят в Бога! В этом убедился преподаватель кафедры теологии УГГУ

27 декабря 2013
Распечатать

 

Алексей Старостин, заместитель заведующего кафедрой теологии Горного университета, недавно вернулся из поездки по США, где он знакомился с деятельностью американских религиозных объединений. Пройдя конкурсный отбор, Алексей Николаевич стал участником программы профессиональных обменов американского Бюро образовательных и культурных программ. В Штатах преподаватель Горного университета пробыл три недели, и сейчас он готов поделиться своими впечатлениями.

 

В составе нашей группы было всего 6 человек из Екатеринбурга, Хабаровска и Владивостока, которые представляли православие, ислам, иудаизм, баптизм и армянскую церковь. Трехнедельная программа предусматривала посещение пяти городов– Вашингтона, Нью-Йорка, Чикаго, Солт-Лейк-Сити и Нью-Хемпшира. Там нас ожидали встречи с руководителями и активистами религиозных организаций различных деноминаций, правительственных учреждений, исследовательских центров, занимающихся изучением религии, а также организаций, которые занимаются налаживанием межконфессионального диалога.

 

rossiyskaya_gruppa_u_evreyskogo_obshchinnogo_centra_v_novoy_anglii

У еврейского общинного центра в Новой Англии

 

В каждом городе мы находились в течение пяти дней, этого времени вполне хватило для того, чтобы составить представление о каждом из них. И, конечно же, между ними есть огромные различия. Чиновный Вашингтон не терпит суеты, требует обстоятельности, в отличие от устремившихся в небо Чикаго или Нью-Йорка, где все куда-то вечно спешат. А сонный Нью-Гемпшир в Новой Англии — типичная американская провинция с невысотной застройкой и крайне размеренным образом жизни, словно сошел со страниц романа Ильфа и Петрова «Одноэтажная Америка». По-хорошему провинциальна и столица олимпийских игр 2002 года Солт-Лейк-Сити, современный и комфортабельный город с 200-тысячным населением словно создан для неторопливой и спокойной жизни, и позволяет человеку сосредоточиться на любимом деле.

na_dne_blagodareniya_v_lyuteranskom_hrame_soltleyksiti

На Дне благодарения в Лютеранском храме Солт-Лейк-Сити

 

Но осматривать достопримечательности времени практически не было. Каждый день у нашей небольшой группы был расписан буквально по минутам и предусматривал визиты в правительственные и муниципальные учреждения, отвечающие за взаимодействие с религиозными организациями, различные церкви, мечети и синагоги, научные учреждения и организации, занимающиеся межконфессиональными проектами.

na_beregah_solenogo_ozera

На берегах Соленого озера

 

Если кратко охарактеризовать сложившуюся в США систему государственно-конфессиональных отношений, то она определяется 1-й поправкой к Конституции США, которая, в частности, гарантирует, что Конгресс США не будет поддерживать какую-либо религию, либо утверждать государственную религию, а также запрещать свободное вероисповедание. Т.е. поддерживается жесткий принцип разделения церкви и государства и невмешательства религиозных организаций в политику, хотя в то же время свобода совести является одной из главных ценностей американского общества, а уровень религиозности довольно высок. По данным различных опросов каждые шесть из десяти (57%) американцев считают религию важной частью своей повседневной жизни, и лишь для 16% она не имеет особого значения. Наверное, поэтому религиозные организации в США освобождены от налогов, а средства перечисленные верующими в качестве пожертвований уменьшают налогооблагаемую базу жертвователя. Религиозные организации, несмотря на декларируемый принцип разделения церкви и государства, являются активными членами гражданского общества, и выполняют многие социальные функции, в том числе за счет государственных средств. При многих религиозных организациях созданы общественные «организации, основанные на вере» (faith-based organizations), например, католическая служба помощи беженцам (бездомным, инвалидам и т.д.), которые имеет право получать гранты от американского правительства. Часть бюджета этих организаций формируют учредители – конфессиональные организации, а все остальное – гранты и пожертвования.

vstrecha_v_sovete_po_amerikano-islamskim_otnosheniyam

Встреча в совете по американо-исламским отношениям

 

Однако есть непременное условие – если ты получаешь государственное финансирование, то ты должен обслуживать всех, вне зависимости от их вероисповедания. И в ряде случаев это очень эффективный инструмент решения социальных проблем. В Солт-Лейк-Сити есть целый квартал, в котором «основанные на вере» организации предоставляют различные социальные услуги для бездомных, а в Чикаго в одном из неблагополучных кварталов единственной общедоступной больницей для всех жителей квартала является клиника «Иман», основанная мусульманами. Довольно эффективно занимаются приемом беженцев, их обучению английскому языку и интеграцией в американское общество соответствующие католические и лютеранские службы в Солт-Лейк-Сити и Новой Англии.

ravvin_dartsmutskogo_kolleda_chitaet_toru

Раввин Дартсмутского колледжа читает Тору

 

Отдельно хочется сказать об университетах, наша группа побывала в нескольких из них, в частности в Нью-Йоркском университете и Дартсмутском колледже. В каждом из них существуют религиозные студенческие организации, например, объединение студентов-католиков, студентов-иудеев, студентов-индуистов и т.д. У каждого объединения есть свой капеллан (священнослужитель) либо из студенческой среды, либо приходящий из ближайшего храма, либо и вовсе оплачиваемый университетом. Наиболее крупные студенческие общины имеют на территории студенческих городков свои храмы или молельные комнаты. Они находятся в пределах шаговой доступности, так что когда приходит время молитвы, студенты спокойно идут в храм и молятся. И ни у кого это не вызывает недоумения. Во многих вузах есть кафедры и даже факультеты теологии. Курсы теологии включены в обязательную для обучения программу, так как, по словам профессоров, с которыми нам удалось пообщаться, это расширяет кругозор, положительно сказывается на нравственном уровне человека, позволяет трезво взглянуть на роль религии в обществе.

musulmanskaya_molelnaya_komnata_v_dartsmutskom_kolle1e

Мусульманская молельная комната в Дартсмутском колледже

 

Естественно, американские коллеги интересовались у нас, кто чем занимается, как развиваются в России различные конфессии и как складываются государственно-конфессиональные отношения. Приятно было отметить, что многих наших собеседников, особенно вузовских преподавателей, приятно удивил опыт Горного университета, где в подготовке по направлению «Теология» задействованы как светские преподаватели-религиоведы и лингвисты, так и действующие священнослужители, имеющие необходимый педагогический опыт. Такой «смешанный» подход применяется лишь в нескольких американских вузах, хотя, без сомнения, является довольно эффективным.

s_professorom_teologii_v_odnom_iz_kolle1ey_novoy_anglii

С профессором теологии в одном из колледжей Новой Англии

 

На осмысление всего увиденного и услышанного в США, безусловно, потребуется какое-то время: столько было получено информации, которая пригодится как в процессе обучения студентов, так и в практических религиоведческих исследованиях. Хотя наши страны различаются по своему историческому опыту и политической культуре, но верят в Бога там также искренне как у нас, а верующий человек всегда поймет верующего человека, это и служит хорошей основой межконфессионального диалога.

 

Алексей Старостин,зам. заведующего кафедрой теологии УГГУ

Фото автора

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся