Ислам и миграция

Кто определит "носителей русского языка"?

21 Апреля 2014
Распечатать

Подписанный сегодня, 22 апреля, Президентом РФ закон об упрощенном принятии в гражданство РФ «носителей русского языка» имеет благое намерение облегчить процедуру возвращения на историческую родину русских и русскоязычных. Закон ожидаемый, гуманный, но единственная проблема: определять, является ли человек «носителем русского языка» будут не филологи-русисты, а чиновники миграционной службы. И это вызывает немало вопросов.

            Параллельная система языкознания

Начиная с предвыборной статьи в «Независимой газете» «Россия: национальный вопрос», «майских указов» Президента РФ Владимира Путина, подписанной им же Концепции миграционной политики,  российское общественное мнение подготавливалось к ужесточению миграционного законодательства и введению обязательных экзаменов сначала по русскому языку, а затем и по истории и праву России для всех категорий иностранных граждан, приезжающих работать и жить в нашу страну.

Согласно действующему федеральному закону «О гражданстве РФ» с 2004 г. сдавали экзамен по русскому языку практически все претенденты на российское гражданство. С декабря 2012 г. экзамены по русскому языку начали сдавать мигранты, работающие в сфере ЖКХ, сферах обслуживания и услуг. За эти годы в России была выстроена развитая система государственного тестирования по русскому языку, открыты десятки центров на базе университетов, подготовлены сотни специалистов, разработаны хорошие тестовые материалы и учебные пособия. Экзамен побуждал многих иностранцев, ранее неориентированных на изучение русского языка, заняться изучением «великого и могучего» (больше общаться, читать книги и учебники, наконец, записаться на курсы), чтобы успешно написать тест. Наконец, 16 апреля Совет федерации одобрил законопроект, по которому мигранты, обращающиеся за видом на жительство, патентом или разрешением на работу, должны подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства РФ путем сдачи экзамена (теста). 22 апреля его подписал Президент РФ. Соответствующие тесты уже подготовлены и прошли апробацию.

Однако законопроект о «носителях русского языка» противоречит общей логике развития российского законодательства в этом направлении. С одной стороны, законопроект создает условия для упрощенного принятия в гражданство РФ «носителей русского языка». Логика вроде бы очевидная и понятная: Израиль, Германия и Греция отдают приоритетное право на получение своего гражданства проживающим за рубежом этническим евреям, немцам и грекам, которые могут доказать свое этническое происхождение. Россия является многонациональным государством, где исторически проживают представители разных народов, очевидно поэтому слова "русские", "русскоязычные" в законопроекте заменены на "носителей русского языка". «Могут быть признаны носителями русского языка, - читаем в законопроекте, - то есть лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали  на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР…».

Из нашей страны действительно уехало десятки тысяч людей, спасаясь от событий революции 1917 г. и гражданской войны, репрессий советского режима или отправившихся за лучшей долей в развитые страны после распада СССР, есть тысячи русских женщин, вышедших замуж за иностранцев, сотни тысяч русских, оставшихся в бывших союзных республиках. Именно на их возвращение, очевидно, и рассчитывают авторы законопроекта. Все правильно, такие люди намного легче интегрируются в российское общество, именно на «русское зарубежье» еще 20 лет назад предлагали делать ставку демографы и эксперты в области миграции.

Однако самая главная загвоздка в том, что определять, является ли человек «носителем русского языка» будут некие комиссии при ФМС, а не специалисты-филологи. О формировании и деятельности этих комиссий, требованиям к кандидатам в законопроекте говорится весьма туманно: "Комиссии формируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами [т.е. ФМС]. Порядок формирования и работы комиссий, требования к специалистам, входящим в состав комиссии, правила проведения комиссией указанного в части первой настоящей статьи собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, требования к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и форме решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования".

То есть по логике законопроекта, в России будет выстроена параллельная с уже имеющейся система оценки знаний русского языка у иностранных граждан. И если работа Государственной системы тестирования по русскому языку прозрачная, четкая и понятная, а с помощью теста можно со стопроцентным результатом определить степень владения русским языком, то вот работа предлагаемых в законопроекте комиссий вызывает множество вопросов.

Во-первых, из неформальных разговоров с сотрудниками ФМС известно, что комиссии хотят сделать максимально доступными для претендентов на российское гражданство: это значит, что они должны действовать, как минимум, в каждом муниципальном образовании, где имеется паспортный стол или территориальное отделение УФМС. А кто может войти в таком муниципалитете в состав комиссии? Вероятно, чиновник УФМС, представитель городской администрации, местные общественники (например, представители ветеранских и спортивных организаций) и, дай Бог, учитель русского языка местной школы.

Не хочется ни на кого возводить напраслину, но с учетом того, что в небольших муниципалитетах средняя заработная плата колеблется в районе 20-30 тыс. рублей, Коррупционные риски чрезвычайно возрастают. «Упрощенкой» захотят воспользоваться тысячи желающих иностранцев, проживающих на территории России, которые будут правдами и неправдами стараться доказать, что они являются «носителями русского языка». Сегодня на черном рынке разрешение на временное проживание сегодня стоит 85 тыс. рублей, сложно представить, какую сумму они готовы будут выложить за российский паспорт. Возможно, это станет одной из самых коррупционноемких услуг в области миграции и расплодит еще большую армию посредников.

Тогда к чему были все споры, которые велись последние три года о необходимости привлекать квалифицированных мигрантов и важности знания ими русского языка? К чему было создавать систему проверки знания языка по всей России, если при принятии самого важного решения – выдачи российского гражданства иностранцу - она окажется невостребованной?

 Язык – это то, что определяет сознание и лицо народа, если мы хотим, чтобы в России продолжали говорить на русском языке, то определением того, является ли человек носителем русского языка, должны заниматься не чиновники, а филологи-русисты с помощью хорошо зарекомендовавшей себя государственной системы тестирования. Сам по себе этот законопроект своевременный, действительно, больно смотреть как этнически русские, татары, башкиры и представители других коренных российских народов годами мучаются с получением российского гражданства. Возможно, стоит разработать для людей, претендующих на статус «носителя русского языка», отдельный тест, более простой и краткий, чем сегодня сдают иностранцы, претендующие на российское гражданство, но это должен быть именно тест, который сдается в официальных центрах тестирования, подотчетных Министерству образования РФ и Рособрнадзору. Это позволит избежать коррупции и недоверия к системе, сделает процедуру принятия решения о признании человека «носителем русского языка» прозрачной и дееспособной. Зачем "изобретать велосипед"? Зачем создавать параллельную систему оценки языка, если можно заранее предвидеть, что она не будет хорошо работать?

Директор Центра тестирования

 по русскому языку как иностранному

граждан зарубежных стран УГГУ, к.и.н.

Председатель общественно-консультативного совета

 при УФМС России по Свердловской области

Алексей Старостин

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся