Ислам и миграция

Татары и ислам в регионах Российской Федерации

29 Марта 2015
Распечатать

Татары и ислам в регионах Российской Федерации: религиозное возрождение и этничность 
Рук. проекта и отв. ред. Р.Н.Мусина. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ; Издательство «Артифакт», 2014. – 348 с. + 20 с. цв. вкл. 
 

Татары и ислам в регионах Российской Федерации: религиозное возрождение и этничность / рук. проекта и отв. ред. Р.Н.Мусина. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ; Издательство «Артифакт», 2014. – 348 с. + 20 с. цв. вкл.

ISBN 978-5-905089-18-3

Подготовка и издание книги осуществлены в рамках Государственной программы «Сохранение национальной идентичности татарского народа на 2014–2016 годы» (1.5. «Проведение этносоциологических исследований по изучению состояния современной конфессиональной ситуации»)

Руководитель проекта: Р.Н. Мусина
Редакционная коллегия: Р.Н.Мусина (отв. ред.), Р.М.Мухаметшин, Р.В.Нуруллина
Авторский коллектив: В.С. Воронцов, Р.Р. Галлямов, А.К. Идиатуллов, Р.Г. Касимов, Р.Н. Мусина, Р.М.Мухаметшин,Н.С. Мухаметшина, Р.В. Нуруллина, А.Н. Старостин, Н.Г. Хайруллина

В книге представлен материал исследования современной этноконфессиональной ситуации в ряде регионов Российской Федерации с компактным расселением татар. Рассматривается широкий круг проблем, связанных с процессом религиозного возрождения, в том числе вопросы институционализации ислама и развития религиозных организаций, проблемы этноконфессиональной идентичности, религиозного сознания и религиозных практик, взаимосвязи религии и этничности, этноконфессиональных отношений.

Издание адресовано специалистам в области общественных и гуманитарных наук, представителям органов государственной власти и управления, мусульманского духовенства и национально-культурных организаций, а также широкой общественности, интересующейся проблемами современного развития татарского народа и ислама в регионах Российской Федерации.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ... 4

Раздел 1. Татары и ислам в регионах Среднего Поволжья и Урала

Мухаметшин Р.М. Ислам в общественно-политической жизни постсоветского Татарстана... 7
Нуруллина Р.В. Особенности возрождения мусульманских общин в Татарстане (по материалам опросов целевых групп) ... 20
Мусина Р.Н. Религиозное возрождение у татар Татарстана: идентичность, религиозные практики, этноконфессиональные ценности и установки.... 43
Галлямов Р.Р. Татары Башкортостана: особенности исламского религиозного возрождения ... 83
Старостин А.Н. Татары и ислам на Среднем и Южном Урале ... 118
Мухаметшина Н.С. Татары и ислам в Самарской области: религиозное возрождение и проблемы идентичности ... 157
Идиатуллов А.К. Татары Ульяновской области: тенденции религиозного возрожденчества и этничность ... 201
Воронцов В.С., Касимов Р.Н. Татары в Удмуртской Республике. История заселения, численность, социально-демографические характеристики ... 240

Раздел 2. Татары и ислам в регионах Западной Сибири

Хайруллина Н.Г. Процесс религиозного возрождения и проблемы этнической идентичности у татар Тюменской области... 277
Старостин А.Н. Татары и ислам на севере Западной Сибири ... 308

Заключение ... 342
Сведения об авторах ... 346


ВВЕДЕНИЕ

Одной из характерных тенденций развития России постсоветского периода является процесс усиления значимости религии в жизни общества, обозначенный широким понятием «религиозное возрождение». Оособенно активно этот процесс проявился в отношении ислама, наглядным доказательством которого является рост количества мечетей, религиозных учебных заведений, мусульманских общин. Так, если в 1991 году в России было зарегистрировано 870 мечетей, то к 2001 году их численность превысила 7 тысяч1, а к 2014 г. – более 7 200. Возрождение мечетей, многие из которых имеют при себе мектебы (вечерние и воскресные курсы по основам ислама – ред.), стало первым шагом к воссозданию стабильной мусульманской инфраструктуры в России.

Среди российских мусульман, численность которых составляет сейчас по разным оценкам от 11 до 22 миллионов человек, принадлежащих к более чем 40 этносам, а к середине ХХI века, по данным некоторых российских демографов, будет вполне сопоставима с численностью русских2, татары представляют собой самый крупный мусульманский этнос, насчитывающий по данным переписи 2010 года более 5,3 миллионов человек. В Российской Федерации большинство татар проживают в республиках и областях Волго-Уральского региона (4,5 млн. человек, в том числе в Республике Татарстан – свыше 2 млн., в Республике Башкортостан – более 1 млн., в Челябинской области – 187,8 тыс., Оренбургской – 151,7 тыс., Свердловской – 143,8 тыс., Самарской – 126,1 тыс., в Пермском крае – 115,5 тыс. чел.), в Сибири (489,5 тыс. чел., из которых 376,5 тыс. – в Западной Сибири), а также в других регионах России (в том числе в г. Москве и Московской обл. – 205,2 тыс. чел., в г.Санкт-Петербург и Ленинградской обл. – 39,9 тыс. чел.).

В октябре 2013 года Кабинет министров Республики Татарстан утвердил государственную программу «Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014–2016 годы)», разработанную исполкомом Всемирного конгресса татар и Министерством культуры РТ. Она разработана в соответствии с политико-правовой базой в сфере международного права, на основе Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, а также Концепции государственной национальной политики в Республике Татарстан. Программа направлена на создание условий для сохранения и развития национальной идентичности татарского народа в Республике Татарстан и за ее пределами.

Одним из компонентов этнонациональной идентичности является религия, выступающая также в качестве важного фактора идентификационных процессов. В полиэтничной, многоконфессиональной России тема этноконфессионального развития, взаимодействия религии и этноса сейчас приобрела особое значение. Динамичные социальные процессы постсоветского периода высветили ряд явлений и проблем в этноконфессиональной сфере у татар, в числе которых – стремительный подъем этнического и конфессионального самосознания, рост религиозности; усиление процессов интеграции и в то же время проявление дезинтеграции мусульманского сообщества, действия некоторой части которого подчас принимают радикальный характер; усиление, особенно среди молодежи, «новой» мусульманской идентичности, нивелирующей этнокультурную специфику татар и другие.

Наряду с развитием общих тенденций в процессе возрождения ислама в России, ситуация в разных ее регионах имеет свои особенности, сложившиеся в результате влияния местных этнокультурных традиций, исторических и современных общественно-политических условий.

В связи с этим в 2014 г. в рамках вышеупомянутой Программы был разработан научно-исследовательский проект, направленный на изучение современной этноконфессиональной ситуации в ряде регионов компактного проживания татар, объединивший специалистов, занимающихся данной проблематикой в соответствующих республиках и областях. Цель данного проекта заключалась в том, чтобы провести содержательный анализ процесса религиозного возрождения у татар в различных формах его проявления.

Проведенное исследование, основанное на анализе широкого круга эмпирических данных, среди которых архивные документы, материалы государственной и ведомственной статистики, СМИ и интернет-ресурсов, глубинных интервью с экспертами, духовенством, верующими, представителями национальной интеллигенции, данные массовых этносоциологических опросов, представляет собой первую попытку комплексного изучения феномена возрождения ислама у татар в различных регионах их компактного проживания. Его особенностью является также и то, что изучалась ситуация не только на массовом уровне, но и в среде мусульманского духовенства, которое сейчас начинает играть все более важную роль в процессе возрождения ислама.

Авторы стремились расширить научно-информационную базу, обеспечивающую понимание этноконфессиональной ситуации в исследуемых российских регионах, необходимое для выработки и реализации государственной этнокультурной и этноконфессиональной политики.

Предлагаемая читателям книга является единонаправленным исследованием, исходящим из общих целей и задач изучения современной этноконфессиональной ситуации у татар. В ряде случаев авторы обращались и к более ранним периодам освоения татарами и их предками рассматривамых регионов и распространения там ислама.

В проекте принимали участие ученые из регионов Среднего Поволжья, Урала, Западной Сибири, каждый со своим видением изучаемых проблем. Следует отметить, что представленные в книге материалы отражают точку зрения их авторов и не все из них разделяются редакционной коллегией. Мы исходили из того, что разнообразие взглядов и трактовок является закономерным и неизбежным следствием сложности и многоаспектности исследуемой нами темы.

Редакционная коллегия

1 Российская Федерация сегодня. – 2001, № 10.
2 Кобищанов Ю.М. Место исламской цивилизации в этноконфессиональной структуре Северной Евразии – Росии // Современный ислам в идеологии культур. – Нижний Новгород, 1996. – С. 59.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся