Блог Мамеда Мустафаева

Референдум как способ улучшения конституционно-правового статуса Иракского Курдистана

25 Сентября 2017
Распечатать

Оценка сложившейся на сегодняшний день дестабилизированной обстановки в Ближневосточном регионе позволяет утверждать, что Правительство Иракского региона Курдистан выбрало определённо подходящий и важный момент для проведения референдума. Приемлемым данное решение можно назвать, сравнив шансы на благоприятные для курдов итоги референдума в сегодняшних реалиях с шансами, которые были бы у них в иной, скажем, более стабильной и спокойной обстановке, в условиях которой не существовало бы нынешней разрухи, как в самом Ираке, так и на всём Ближнем Востоке в целом. Действительно, с этой точки зрения можно полагать, что при проведении референдума Курдская региональная администрация Ирака (КРАИ) защищена от каких-либо серьёзных препятствий со стороны багдадских властей. Дестабилизирующая угроза в регионе, исходящая от ДАИШ (террористическая организация, запрещённая в РФ) остаётся всё ещё достаточно ощутимой в международной повестке дня. Кроме того, курдские военизированные формирования «пешмерга», обладая хорошей военной подготовкой и имея за плечами большой опыт боевых действий за последние несколько лет, в дополнение ко всему прочему крайне затрудняют возможности центра прямым путём повлиять на исход всенародного голосования. Подобного рода кардинальные перемены в политической конъюнктуре Ближнего Востока также способны повлиять и на усиление позиций самого Масуда Барзани, как внутри Иракского Курдистана, так и во всём регионе в целом.  Протесты, организованные иракским правительством против Барзани по поводу его решения о проведении референдума, не нашли положительного отклика. Обеспокоенность и давление соседних государств таких, как Турция, Иран и Сирия также не заставили курдского лидера изменить своё решение. Так, в интервью газете Asharq Al-Awsat, Барзани заявил: «Я хочу выполнить свой долг перед народом и я уйду со своего поста, если на предстоящем референдуме народ Курдистана скажет нет, так как причин для моей работы более не будет»[[1]]. Привлекая всё больше внимания мировой общественности и отрицая давление соседних государств Масуд Барзани, таким образом, возможно, пытается повысить ставки предстоящего события. Речь идёт об истинных причинах референдума и неопределённых последствиях в случае его успешных итогов для Курдской автономии, которые могут серьёзно повлиять на баланс Ближневосточной политической конъюнктуры и без того наполненной различными противоречиями. Последствия для Иракского Курдистана могут оказаться ещё более непредвиденными с учётом политических реалий в самой автономии и привести страну к изнуряющей гражданской войне. Положение лидера и правящей партии может резко пошатнуться после объявления независимости, особенно на фоне увеличившихся разногласий с партиями  «Патриотический Союз Курдистана» (далее – ПСК) и «Горран» (в переводе с курдского «перемены»), в последнее время набирающей всё большую популярность внутри автономии. Борьба за власть в уже суверенном «Курдистане» может развернуться посредством внешнего влияния и поддержки оппозиционных партий враждебно настроенными соседями.

Вопрос о спорных территориях

http://russiancouncil.ru/upload/medialibrary/d99/120276_original.jpg
(shaked-il.livejournal.com)

Другим фактором, осложняющим ситуацию вокруг референдума, является вопрос о спорных территориях, которые Курдской региональной администрацией Ирака (КРАИ) были включены в области, принимающие участие в плебисците. Особое место в этих спорах уделяется иракскому губернаторству Киркук. Спецификой данной территории является её население, составляющее собой пёструю палитру этнических групп, а главное это наличие колоссальных запасов нефти, которые являются одними из крупных на всём Ближнем Востоке. Этим и объясняется столь трепетное отношение багдадского правительства к территориальному охвату предстоящего референдума. Само губернаторство в лице его главы Наджмалдина Карима активно поддерживает предстоящий референдум и выступает на стороне курдских интересов, рассматривая возможность наделения города особым конституционно-правовым статусом в будущем независимом «Курдистане», чего так и не было реализовано в составе Ирака[[2]].

Позиция "крупных игроков"

http://russiancouncil.ru/upload/medialibrary/1e3/lavrov_barzani.jpg
(reconsideringrussia.org)

Также стоит рассмотреть факторы, имеющие значимое влияние на ход событий в предстоящей геополитической трансформации региона. На данный момент в стабильности Ближнего Востока заинтересовано большое количество государств, имеющих здесь свои немалые инвестиции. В их число входят такие крупные игроки международно-политической арены, как США и Россия. Оба государства ведут тесное сотрудничество с региональным правительством Курдистана и весьма заинтересованы в его дальнейшем стабильном развитии. Соединённые Штаты неоднозначно отреагировали на информацию о предстоящем референдуме. Правительство США, комментируя данную новость указали по большому счёту лишь на несвоевременность подобного решения и попросили главу Курдской региональной администрации Ирака Масуда Барзани перенести сроки запланированного плебисцита[[3]]. И если США активно взаимодействуют с курдами на Ближнем Востоке на протяжении уже долгого времени, то Россия, утратив после распада СССР свои позиции в данном регионе, пытается заново восстановить определённое влияние, косвенно поддерживая Курдское региональное Правительство. Основным направлением сотрудничества России с Иракским Курдистаном стали совместные усилия по борьбе с террористическим образованием Исламское Государство (террористическая организация, запрещённая в РФ). Новый импульс российско-курдским отношениям придал заключённый в недавнем времени контракт на покупку и продажу нефти в 2017-2019 годах между Курдской региональной администрацией Ирака (КРАИ) и российской компанией «Роснефть», а также дополнительное соглашение о сотрудничестве в области разведки, добычи, инфраструктуры, логистики и трейдинга углеводородов[[4]]. В связи с этим событием премьер министр Иракского Курдистана Ничерван Барзани отмечает важную роль России в инвестировании в экономику Курдской автономии, а также активное участие в постепенном её восстановлении после изнуряющей войны с ДАИШ (террористическая организация, запрещённая в РФ)[[5]].

Кто за, кто против?

http://russiancouncil.ru/upload/medialibrary/adf/1497601907_kolokol_400x220.jpg
(marketsignal.ru)

Регион Ближнего Востока поделился на две основных группы стран: 1) выступающих резко негативно по отношению к предстоящему референдуму и 2) поддерживающих данное событие. Такие государства региона, как Израиль и Саудовская Аравия давно сотрудничают  с Эрбилем и имеют тесно налаженные связи. Официальные представители Израиля демонстрируют твёрдую позицию по отношению к референдуму. "Израиль поддерживает законные усилия курдского народа по обретению государственности", – заявил премьер-министр Израиля Нетаньяху[[6]]. А  недавнее ухудшение отношений с Ираном Саудовского государства и вовсе делают удобным фактором присутствие вблизи границ ИРИ (далее – Исламская Республика Иран) нового союзника, и курды, как никто другой подходят под эту роль.

Угроза соседям

http://russiancouncil.ru/upload/medialibrary/9e0/regnum_picture_1497196506141851_big.jpg
(regnum.ru)

Как упоминалось ранее, к группе протеста относятся Турция, Иран, Сирия и собственно сам Ирак. Причины требований скорейшей отмены такого решения сводятся к наличию у соседних государств единой проблемы сохранения территориальной целостности государственных границ. Она, прежде всего, сводится к статусу курдского национального меньшинства и в целом к вопросам курдского национального самоопределения, которые в разной степени актуальны для всех четырёх стран одновременно. Однако, Турецкой Республикой эта проблема воспринимается более остро. Около четверти страны (юго-восточные регионы) представляют собой территории компактного проживания курдского населения. Вот уже не одно десятилетие ведётся непрерывная борьба за свои права и создание собственного национального государства на территории Турции, что наносит стране большой экономический ущерб. Турецкие курды имеют ряд отличий от иракских, но сам прецедент в случае обретения Иракским Курдистаном независимости может послужить важной предпосылкой для усиления сепаратистских настроений среди турецких курдов. В ИРИ в последнее время дела обстоят менее тревожно, но в то же время воспоминания о массовых курдских восстаниях, осуществлённых в 40-х, 70-х и в 80-х годах прошлого столетия, и по сей день оставляет открытым курдский вопрос. Сирия и Ирак на данный момент имеют  мало возможностей что-либо противопоставить, исчерпывая последние силы на войну с ДАИШ (террористическая организация, запрещённая в РФ). С обретением независимости Иракским Курдистаном сразу же возникает идеальный прецедент, который в будущем может послужить мощным импульсом и магнитом для остальных курдских нацменьшинств, находящиеся на территориях соседних государств. Это может послужить фактором, угрожающим целостности государственных границ и внутренней стабильности этих стран, чего, собственно, и опасаются в Анкаре, Тегеране и в Дамаске. Однако, Турция и Иран уже давно проводят весьма специфическую политику в отношении Ирака. Оба государства громогласно признают суверенитет Ирака, но при этом зачастую игнорируют Багдад и выстраивают двусторонние отношения с Иракским Курдистаном напрямую как с обособленным государственным формированием, не отождествляя его с федеральным Правительством Ирака, которое является пока единственным законным представителем власти на всей территории страны и в международных отношениях. Тегеран и Анкара борются (в т. ч. и друг с другом) за статус региональной державы и, прежде всего, за установление влияния в Иракском Курдистане. Абсурдность подобного формата отношений дошла до того, что при очередном гостевом визите президента Курдской автономии в Турцию в феврале этого года в аэропорту им. Ататюрка делегацию во главе с Масудом Барзани встретили с вывешенным флагом Курдской региональной автономии, что вызвало негодование внутри самой Турции[[7]].

Прощай "старый друг"?

http://russiancouncil.ru/upload/medialibrary/5e4/334756_erdogan_barzani.jpg
(finka.ru)

Двусторонние отношения Турции и Иракского Курдистана уже несколько лет являются обоюдно значимыми и очень близкими, имея широкий спектр сотрудничества в таких сферах как: безопасность, продажа и покупка нефти, военно-техническая отрасль и т.д. Ранее Курдское региональное Правительство в целях обеспечения безопасности предоставило свою территорию для размещения турецкой военной базы близ города Мосул. Взаимодействие по борьбе с террористической организацией под названием Рабочая Партия Курдистана (далее – РПК), которая несколько десятков лет ведёт ожесточённые столкновения с Турецким Правительством, также осуществляется при содействии Правительства Иракского Курдистана. Кроме того, Турция играет ключевую роль в обеспечении экономической независимости Курдской автономии, осуществляя транзит курдской нефти через свою территорию на международный рынок энергоносителей. Все эти факторы наводят на мысль о том, какую высокую цену готов заплатить Президент Курдской автономии, предпринимая подобные шаги к независимости? Ход развития событий в сегодняшних реалиях Ближнего Востока предугадать представляется практически невозможным с учётом сложной специфики региона и скорости протекания в нём тех или иных политических процессов. Именно поэтому оценивать предстоящий референдум стоит прагматически, с точки зрения его значения для региона, а главное предположить истинные замыслы его основателей. В условиях существующего уже длительное время хаотичного и ослабленного положения, пока что единого Ирака и при учёте вышеизложенных факторов о взаимовыгодных отношениях КРАИ с приграничными государствами, а также учитывая неотвратимые последствия и угрозу, которую несёт в себе для всего региона курдская независимость, в случае её определения после референдума, можно предположить одно из компромиссных урегулирований данного вопроса.

Возможный копромисс

http://russiancouncil.ru/upload/medialibrary/2ab/12345_99.jpg
(riataza.com)

Нужный компромисс может привлечь к конструктивному диалогу в первую очередь иракскую сторону, у которой остаётся всё меньше шансов по сохранению своих прежних государственных границ в сложившейся обстановке. После нескольких лет самостоятельного существования автономного Курдистана в составе Иракской Республики стало ясно, что нынешняя фактическая модель сосуществования двух «центров» Багдада и Эрбиля на сегодняшний день в корне не соответствует конституционному устройству страны. Сама суть проблематики кроется в расширившемся за рамки своих конституционных дозволений обособленном состоянии региона. Очевидно, что это сильно раздражает центр и, вероятнее всего, имеет причинную связь между сложившимися отношениями и предстоящим плебисцитом. Референдум может являться лишь инструментом урегулирования назревших противоречий и способом реализации собственных политических планов Барзани по укреплению своей власти на фоне растущих недопониманий между курдскими партиями. Стоит обратить внимание на недавнее заявление президента Иракского Курдистана в интервью «Аль-арабийя», в котором он заявил: «те, которые требуют отложить [референдум], для них у меня следующий ответ: «предложите нам альтернативу»[[8]].  Высказывание курдского лидера является целесообразным и возможно несёт определённый посыл в адрес центральных властей об ожидании выгодного для него компромисса.  Выглядит это заявление как некая форма приглашения к разговору и достижения компромисса. Один из вариантов компромисса может заключаться в использовании референдума и всей накопившейся вокруг него информационной массы в целях улучшения положения Иракского Курдистана формальным и реальным образом в рамках территориальной целостности Ирака. Речь идёт о трансформировании конституционно-правового статуса региона Курдистан, а именно о расширении прав автономии, которая наряду с установленными региональными сможет иметь и международные привилегии. Другими словами компромиссом могут служить новые пункты о ведении самостоятельной внешней экономической, торговой и таможенной политики, подписании и утверждении международных договоров и соглашений с другими странами независимо от центра, осуществлении региональной политики в области безопасности с оговоркой на вооружённые формирования «пешмерга» и наделении их официальным статусом региональной жандармерии или полицейской армии и т.д. Преобразование действующей конституции Ирака[[9]], а в частности статьи 107 об исключительных полномочиях федеральных властей,  могло бы стать тем отправным пунктом, который на долгие годы закрепил де-юре тот формат отношений Багдада и Эрбиля, который де-факто является функционирующим сегодня. Разрешение подобного рода противоречий, возможно, положило бы начало урегулированию и других спорных вопросов как, например, проблема статуса города Киркук и его последующее определение. Все эти преобразования при надлежащем исполнении всеми сторонами взаимных договорённостей на многие годы вперёд могли бы стать гарантом стабильности и мира не только в Ираке, как едином государстве в своих международно-признанных границах, но и гарантировать спокойствие всему Ближнему Востоку.  


[[1]] Barzani: Referandumdan ‘Hayır’ çıkarsa istifa ederim// Günes. – 2017. – 01 Eylül. – URL: http://www.gunes.com/dunya/barzani-referandumdan-%E2%80%98hayir-cikarsa-istifa-ederim-814628 (дата обращения 19.09.2017)

[[2]]Губернатор Киркука: «Иран должен признать Курдистан»// RIATAZA. Информационный сайт о курдах и Курдистане. – 2017. – 22 августа. – URL: http://riataza.com/2017/08/22/gubernator-kirkuka-iran-dolzhen-priznat-kurdistan/ (дата обращения 20.09. 2017)

[[3]] США призвали Иракский Курдистан отложить референдум о независимости// РИА Новости. – 2017. – 12 августа. – URL: https://ria.ru/world/20170812/1500246260.html (дата обращения 18.09.2017)

[[4]] «Роснефть» заключила контракт на покупку нефти в Курдистане// РБК. – 2017. – 21 февраля. – URL: http://www.rbc.ru/business/21/02/2017/58abeb429a7947fd3bdc2879 (дата обращения 19.09.2017)

[[5]] Фалах Мустафа: Россия может сыграть важную роль в возрождении экономики КРГ// Kurdistan.ru. – 2017. – 07 сентября. – URL: http://kurdistan.ru/2017/09/07/news-30264_Falah_Mustafa_Rossi.html (дата обращения 20.09.2017)

[[6]] Израиль выступил за создание курдского государства// BBC. – 2017. – 13 сентября. – URL: http://www.bbc.com/russian/news-41251860 (дата обращения 18.09.2017)

[[7]] AL-Monitor: Конфликт вокруг курдского флага// RIATAZA. Информационный сайт о курдах и Курдистане. – 2017. – 09 марта. – URL: http://riataza.com/2017/03/09/al-monitor-konflikt-vokrug-kurdskogo-flaga/ (дата обращения 20.09.2017)

[[8]] البارزاني يرفض العيش بـ"دولة دينية طائفية" ويضع // AlsuMaria. – 2017. - 07 أيلول. – URL: http://www.alsumaria.tv/news/215007 (дата обращения 20.09.2017)

[[9]] Конституция Иракской республики// WorldConstitutions.ru. – 2011. – 14 октября. – URL: http://worldconstitutions.ru/?p=338 (дата обращения 20.09.2017)

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся