В…">
 

Блог Лаборатории аналитики ИАМП

Истинное лицо публичной дипломатии США (через призму цифровой дипломатии)

29 июня 2023
Распечатать

Автор: Лысенко Алексей Владимирович, проект-менеджер АНО исследований и социальной дипломатии "Международный центр ФАЛКОГРУП"

В условиях пребывания современной системы международных отношений в состоянии тектонических сдвигов, отличающихся обострившимися противоречиями крупных мировых держав, порой достигающих разрыва дипломатических отношений, актуализируются вопросы применения инструментов «мягкой силы» в межгосударственных отношениях, одним из которых является публичная дипломатия.

dyana-wing-so-Og16Foo-pd8-unsplash.jpg

Источник: Unsplash    

Обращаясь к истории становления ее институтов (определение понятия в российском законодательстве еще не состоялось), вспоминается о том, что она – публичная дипломатия, пришла на смену пропаганде, закрепившей за собой негативную коннотацию еще после Второй мировой войны. Однако сегодняшние цивилизационные противостояния вводят в фокус вопрос об истинных целях и «экологичности» данного инструмента «мягкой силы». 

В российском политическом дискурсе выделяют пять основных направлений публичной дипломатии: информационная политика и работа со СМИ, цифровая дипломатия, образовательные программы и программы академических обменов, деятельность аналитических центров (экспертная дипломатия), программы гуманитарного сотрудничества.[1] Процессы глобальной цифровизации, серьезным драйвером которых стала пандемия коронавируса, диктуют свои условия ввиду которых цифровая дипломатия занимает все более значимое место в ряду перечисленных. Высказанный тезис подтверждается и суждением политолога Цветковой Н.А.[2], отметившей тенденцию к развороту в сторону «цифры» главного законодателя моды в мире публичной дипломатии и политтехнологий – США. 

Цифровая дипломатия США использует несколько инструментов и механизмов, включая официальные сайты, блоги, социальные сети и множество других онлайн-платформ, в том числе с применением инструментов искусственного интеллекта, что обеспечивает массированное распространение направленной информации по целевым аудиториям в зарубежных странах и даже организацию «контрпропаганды».

С учетом того, что в современном обществе количество ежедневно потребляемой информации отдельно взятым индивидом растет по экспоненте (о качестве речь не идет), отмечается тенденция к увеличению потребления визуальной информации, что не ускользнуло от внимания подавляющего большинства субъектов цифровой дипломатии США (и не только США).

Разумеется, чрезвычайно сложно, если и вовсе не невозможно, уместить в один абзац обстоятельный обзор или другого вида качественный «контент». Тут стоит вспомнить слова У.Черчилля: «Небывалая толщина этого отчета защищала его от опасности быть прочитанным». В наши дни большинство «лонгридов» ждет та же участь, поэтому в последнее время активно применяется визуализация информации.

Визуализация - это один из важнейших инструментов цифровой дипломатии, который позволяет воздействовать на эмоции и переживания людей. С помощью графики, фотографий, видео и других визуальных элементов можно лучше доносить сложный контент и увеличивать влияние на общественность. С помощью визуализации политтехнологи воссоздают многогранные процессы и демонстрируют их наиболее впечатляющие моменты. Она позволяет передавать информацию компактно и доступно. Однако, снова встает вопрос «для чего?» ее используют, ведь в конечном счете преследуются какие-то политические цели, что было довольно подробно рассмотрено в диссертационном исследовании Артамоновой У.З.[3]

Так, помимо увеличения скорости восприятия, политтехнологи нацелены на достижение когнитивного эффекта, что в свою очередь способствует пробуждению интереса к той или иной теме. Особенно хорошо работают образы, вызывающие печаль или гнев, в результате воздействия которых может быть инициирована деструктивная социальная активность, что неоднократно подтверждалось «режиссерами» «цветных революций».

Разумеется, не все представляемые читателю медиа-материалы имеют цель поднять толпу на баррикады. Эти приемы могут использоваться для повествования истории или происходящих событий, а также для их обрамления – придания большей эмоциональной окраски.

Одним из ярких примеров подобной информационной кампании является информационное сопровождение Министерства обороны США по выводу военного контингента из Афганистана (лето 2021). Силовым ведомством в Twitter с соответствующими подписями размещались фотографии, на которых американские солдаты оказывают различную помощь афганцам, в том числе детям. Ангажированность такой информации имела под собой цель убедить мировую общественность в том, что МО США наращивают гуманитарные усилия в сложившейся ситуации и не оставляют один на один с бедой своих союзников (и их детей!).

Другим примером использования визуализации нарративов является освещение все тем же ведомством достигнутых договоренностей Президента Российской Федерации Владимира Путина и Высшего руководителя Ирана Али Хаменеи по поставкам ударных беспилотников. В описании к посту соглашение называется «грязной сделкой», а сами лидеры двух стран изображены на кроваво-красном фоне.

Отдельное место в приемах визуализации занимают кадрированные посты (сопоставление нескольких фотографий). Так в последнее время, чаще украинскими политиками (учителями которых выступали наши западные «партнеры»), используются материалы, направленные на формирование негативного отношения к СВО с сопоставлением фотографий пирующих российских генералов и разрушенных городов с соответствующими подписями.

Нельзя не упомянуть, что в отдельных случаях визуализация используется для подтверждения истинности того или иного события, далеко не всегда действительно произошедшего (история в Буче тому яркий пример). В этом плане нельзя недооценивать голливудскую школу американских «ньюсмейкеров» и их подопечных.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что нет никакого секрета в том, что цифровая дипломатия используется для достижения внешнеполитических целей. Вопрос в намерениях ее субъектов, их реальных мотивов и глубинных задач.

Для понимания истинных целей публичной дипломатии США можно обратиться к материалам лекции Хэгила, прошедшей 24 марта 2023 года в Чикагском университете, участие в которой принял бывший посол США в России Майкл Макфол. В ходе мероприятия Макфол отмечает, что российско-украинский конфликт имеет большое значение для идеологической борьбы США, а победа В. Путина на президентских выборах 2024 года нанесет серьезный ущерб демократическим государствам. Не забыл упомянуть посол и об имперских амбициях Америки, а главное отметил, что публичная дипломатия США устарела, что подтверждается наличием 40 нейтральных голосов на Генассамблее ООН в принятии антироссийской резолюции[4]. По мнению американского политика ошибочной стала переориентация в начале 2000-х программ американской публичной дипломатии на Ближний Восток, что вывело из ее фокуса Россию и способствовало укреплению Путинского режима.

Таким образом, риторика США и внешние проявления американской публичной дипломатии, в первую очередь в интернет-пространстве, позволяют нам понимать, что западный «партнер» использует данный инструмент «мягкой силы» в деструктивных целях, маскируя его под образ социального блага.



[1] Курс общественного дипломата. Учеб.-метод. материалы № 4/2017 / Н.В. Бурлинова, Российский совет по международным делам (РСМД). М.: НП РСМД, 2017 – 76 с.

[2] Цветкова Н.А. Цифровизация публичной диплома тии США // Актуальные проблемы мировой политики. Вып. 10 / под ред. Т.С.Немчиновой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2020. С. 432–443.

[3] Публичная Дипломатия как политическая технология, 244 с.

[4] 24 февраля 2024 г. Генассамблея ООН приняла антироссийскую резолюцию. Документ поддержала 141 страна, воздержались 32, 7 проголосовали против.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся