Блог Камрана Гасанова

Украинский кризис: пределы европейской солидарности

21 Мая 2014
Распечатать

Mало у кого из европейский лидеров вызывает сомнения необходимость действовать согласованно в Украинском конфликте. Вопрос лишь в том, какую цену готовы платить страны ЕС во имя европейской солидарности? Наложенные на Россию санкции, в общем-то, не имеют серьезных негативных последствий для стран-членов, поэтому им не составило труда договориться о точечных штрафных мерах в отношении отдельных частных и юридических лиц.  Но с изменением ситуации на Украине не в пользу поддерживаемого ЕС временного правительства вызовы европейскому единству будут нарастать. Так, после референдумов в Донецке и Луганске, а также перед лицом «препятствования» Россией президентских выборов на повестке дня стоят куда более серьезные меры – полноценные экономические санкции.

Готова ли Европа поступиться своим благосостоянием ради того, чтобы попытаться остановить русификацию Украины? В Брюсселе лидеры 28 стран обсуждают возможность введения санкций третьего уровня (торгово-экономических) против России. Но, несмотря на секретный формат встречи (участникам саммита не разрешалось даже держать при себе сотовые телефоны! [1]) с целью воспрепятствовать вмешательству извне, точек соприкосновения пока что мало. С целью скрыть истинные причины своих позиций обсуждение превращается в дискуссию о том, что такое дестабилизация. Как считают европейские политики, финансово-экономические ограничения оправдываются лишь в случае факта дестабилизации Россией ситуации на Украине. Для некоторых, например Британии, «аннексия» Крыма свидетельствует об этом, и поэтому они настаивают на расширении штрафных мер. А.Меркель, напротив, считает, что лишь «дальнейшее военное вторжение России» можно считать эскалацией. Как бы то ни было, очевидно, что реальные мотивы сторон лежат вовсе не в риторической плоскости. На кон поставлены экономические и финансовые  интересы европейских стран и их ведущих энергетических компаний. Если проанализировать преференции четверки сильнейших государств ЕС, то наибольшие издержки в случае торгового эмбарго будут нести Германия и Италия.

Германия. Несмотря на призывы  со стороны общественности, консервативных партий, а также украинского временного правительства действовать решительно, кабинет В.Штайнмайера сохраняет хладнокровие и не спешит принимать поспешных мер. МИД Германии намерен до последнего искать дипломатическое решение конфликта, и пообещал сделать для этого «всё, что в его силах» [2]. Министр по европейским делам М.Рот даже высказался за то, чтобы на мирные переговоры в Женеве были приглашены повстанцы из Востока Украины [3]. Такой курс обоснован не пацифистской внешнеполитической культурой ФРГ, традиционно уклоняющейся от «hard power». Руководство рационально оценивает материальные последствия санкций. Едва ли в ближайшие 10 или 20 лет Германия сможет резко переориентировать свою экономику на альтернативные источники энергии. После запуска «Северного потока» доля России в  нефтегазовом импорте Германии выросла и составляет  35%  (в газе)  и 36% (в нефти) [4].

Италия также входит в группу стран, которые будут затронуты в случае энергетического эмбарго. По данным Оксфордского энергетического института и Международного энергетического агентства Россия наравне с Алжиром и Ливией - крупнейший поставщик природного газа (31%) и нефти (≈ 25%) в Италию [5]. После завершения проекта «Южный поток», строительство которого, несмотря на кризис, продолжается, двусторонняя взаимозависимость будет  только расти.  В министерстве промышленности серьезно обеспокоены возможностью сокращения газопоставок из-за украинской неплатежеспособности.  В связи с недавними находками газовых месторождений в Израиле, Кипре и Мальте замминистра Де Винсенти рассматривает  Восточное Средиземноморье как средство диверсификации импорта газа [6]. Все еще актуален также проект строительства газопровода из Азербайджана [7].  Но все это лишь планы, а украинский кризис и санкции в случае их запуска заденут итальянскую экономику уже сегодня. В запасе остается также вариант наращивания объемов импорта из Северной Африки. Если в случае с газом можно допустить компенсацию дефицита за счет Алжира, то полагаться на рост поставок нефти из Ливии в связи с политическим хаосом в ней не приходится. Позиция итальянского премьера М.Ренци,  предостерегающего против «мер, возвращающих нас в ситуацию железного занавеса» [8], полностью отражает выше обозначенные опасения.

Франция. В отличие от двух других стран ЕС  Франция располагает более широким спектром энергетических контрактов. Хотя российский экспорт составляет 24% [9] от всего импортируемого сырого газа, небольшая зависимость именно от этого типа сырья делает французскую экономику относительно неуязвимой. Франция отдает предпочтение сжиженному газу из Алжира, Катара, Египта и Нигерии [10].  Кроме того, большую часть энергии, около 39%, она получает из своих атомных мощностей [11,12]. Что касается самого сырого газа, то помимо России у Франции есть и другие крупные поставщики как Норвегия, Бельгия, Нидерланды. По рисунку 1. видно, что и в нефтяной отрасли Россия – не незаменимый партнер.  

Однако французско-российские экономические отношения не ограничиваются энергетикой. Например, французские оборонные компании, обеспокоены  судьбой контрактов по продаже России военных кораблей класса «Мистраль». Нерешительная позиция МИД, ставящего возможность отменить сделку в зависимость от готовности Британии заморозить счета русских олигархов в Лондон Сити [14], лишь подтверждает нежелательность санкций против России.

Британия. Наибольшую решительность в этом вопросе из стран большой европейской четверки демонстрирует британский Форин Оффис. Такая позиция обоснована не только геостратегическими соображениями, но и минимальной экономической зависимостью от России, на долю которой приходится лишь 1% импортируемого  Британией природного газа [12].На фоне 92% импорта нефти, идущего не из России, говорить о нефтяной зависимости как в случае Италии и Германии также не приходится. Британский премьер стоит в авангарде европейских консерваторов, требующих более активных мер со стороны Европейского Союза. На встрече с коллегами по ЕС Д.Кэмерон заявил, что «аннексии» Крыма достаточно, чтобы                        трактовать действия России как дестабилизирующие, и тем самым дать ход полномасштабным экономическим санкциям. Соединенное Королевство наравне со Швецией и восточноевропейскими странами призывает к приостановке продажи вооружения в Россию.

Смогут ли европейцы прийти к наивысшему общему знаменателю, т.е.  экономическим санкциям, будет зависеть от того, готовы ли они поступиться экономическим благополучием ради того, чтобы включить Украину в орбиту своего влияния. Позиции двух из четверки ведущих стран ЕС, наиболее зависимых от России показывают, что пока нет достаточного повода для экономического давления. Но с развитием событий в пользу России, например, очередным референдумом в восточных украинских областях, требования Кэмерона и других антироссийски настроенных политиков будут звучать громче. Чем выше планка мер, по которым придется договариваться странам-членам, тем больше вероятность раскола внутри ЕС. Учитывая то, насколько тяжело согласовать позиции большой четверки, представляется еще более проблематичным достигнуть солидарности внутри всего Евросоюза, тем более что отдельные участники сообщества (например, Болгария, Кипр, Греция) еще больше, чем Италия или ФРГ, зависимы от экономических связей с Россией.


[1] EU leaders divided over new sanctions to punish Russia for annexing Crimea. http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/europe/ukraine/10710268/EU-leaders-divided-over-new-sanctions-to-punish-Russia-for-annexing-Crimea.htm l

[2] На фоне украинского кризиса министр иностранных дел Германии выступает за сотрудничество с Россией.  http://russian.rt.com/article/32402 
[3] Deutschland geht in Ukraine-Krise auf Russland zu. http://www.handelsblatt.com/politik/deutschland/gespraeche-auch-mit-separatisten-deutschland-geht-in-ukraine-krise-auf-russland-zu/9875128.html  

[4] Wie abhängig ist Deutschland von Russlands Öl und Gas? http://www.tagesspiegel.de/politik/krim-krise-wie-abhaengig-ist-deutschland-von-russlands-oel-und-gas/9679620.html  

[5] In Ukraine Crisis, Italy’s Hunger For Russian Gas Weakens Western Coalition. http://www.ibtimes.com/ukraine-crisis-italys-hunger-russian-gas-weakens-western-coalition-1559914

[6] Italy could boost Africa gas imports to offset Russia. http://news.yahoo.com/italy-could-boost-africa-gas-imports-offset-russia-065325825.html

[7] In Ukraine Crisis, Italy’s Hunger For Russian Gas Weakens Western Coalition. http://www.ibtimes.com/ukraine-crisis-italys-hunger-russian-gas-weakens-western-coalition-1559914

[8] Ukraine top issue on EU summit agenda - An agreed political solution that respects international law, urges Italy.  http://www.esteri.it/MAE/EN/Sala_stampa/ArchivioNotizie/Approfondimenti/2014/03/20140319_ucrvertbrux.htm   

[9] France Relies on Natural Gas Imports Despite Having Abundant Shale Gas Deposits. http://www.blog.ze.com/2013/11/france-relies-on-natural-gas-imports-despite-having-abundant-shale-gas-deposits/

 [10] US Energy Information Administration. France. http://www.eia.gov/countries/country-data.cfm?fips=fr

[11] France. Energy Information Administration. http://www.marcon.com/marcon2c.cfm?SectionGroupsID=51&PageID=389

[12] Europe looking at alternatives to Russian gas. http://euobserver.com/economic/123466

[13] Oil and gas security. Emergency response of IEA countries, 2012. http://www.iea.org/publications/freepublications/publication/France_Oil_Security_Chapter_2012.pdf

[14] Ukraine: France warns Russia it could cancel warships deal. http://www.theguardian.com/world/2014/mar/18/ukraine-france-warns-russia-warship-deal

 [15] US Energy Information Administration. United Kingdom. http://www.eia.gov/countries/cab.cfm?fips=uk

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся