Российско-грузинские отношения

Россия - Грузия. Тем не менее

6 Марта 2015
Распечатать

Очередная встреча статс-секретаря, заместителя министра иностранных дел РФ, Григория Карасина и спец-представителя Премьер-министра Грузии по взаимоотношениям с Россией, Зураба Абашидзе состоялась 26 февраля в Праге.  С момента предыдущей встречи в октябре 2014 года в российско-грузинских произошел ряд событий, рассмотрим основные из них.

Договор между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и стратегическом партнерстве и реакция на данное соглашения властей Грузии и международного сообщества

24 ноября Президент РФ Владимир Путин и де-факто Президент Абхазии Рауль Хаджимба подписали договор о союзничестве и стратегическом партнерстве .[1]

По итогам подписания договора в официальном заявлении Кремля, приведен текст выступления В. Путина, где говорится о том, что «В Договоре определены основные направления наращивания российско-абхазского сотрудничества в экономической, социальной, гуманитарной сферах, в вопросах обороны и безопасности. Поставлены новые задачи и долгосрочные ориентиры. Они подкреплены серьёзным финансированием: в 2015 году на цели реализации Договора предусмотрено выделение Абхазии 5 миллиардов рублей».[2]

Премьер-министр Грузии в ответ на подписание соглашения заявил: «Грузия никогда не откажется от принципа своей территориальной целостности и суверенитета и не собирается идти на компромиссы по этому вопросу». По словам премьера, правительство Грузии оценивает вышеуказанное соглашение как «шаг, предпринятый Россией, к фактической аннексии» грузинской территории. Гарибашвили утверждает, что политика России «противоречит конституции Грузии», соглашению о прекращении огня от 12 августа 2008 года, «нарушает принципы международного права» и «серьезную угрозу региональной и, в целом, европейской безопасности».

Президент Грузии Георгий Маргвелашвили распространил специальное заявление в связи с подписанием соглашения. «Подписание Российской Федерацией и оккупированной Абхазией т.н. соглашения                               "О союзничестве и стратегическом партнерстве" представляет собой шаг, направленный на аннексию территорий Грузии, который еще более усложняет ситуацию на Южном Кавказе и заводит в тупик процесс нормализации отношений между Грузией и Россией и ставит Абхазию перед непреодолимой проблемой», - говорится в заявлении.[3]

Позднее по итогам 30-го раунда Женевских переговоров замглавы МИД России Г. Карасин сообщил, что Москва считает абсолютно надуманной «шумиху ряда западных стран и Грузии» вокруг заключенного между Москвой и Сухуми договора о сотрудничестве и стратегическом партнерстве.[4] «За годы, которые прошли с момента признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, всем пора привыкнуть к тому, что наши страны последовательно выстраивают и укрепляют разноплановые международные отношения. Этот процесс никому не мешает и, естественно, не требует одобрения третьими странами», - заявил Карасин.[5]

Не будем подробно останавливаться на Женевских переговорах, так как этому была посвящена предыдущая публикация в блоге /blogs/georgia/?id_4=1585 и перейдем к реакции международного сообщества по отношению к данному Договору.

Европарламент 18 декабря принял резолюцию, в которой призвал Россию отозвать договор "О союзничестве и стратегическом партнерстве" с властями Абхазии. За резолюцию с призывом к России отозвать договор сегодня проголосовали 491 депутат Европарламента, против - 84. Воздержались от голосования 63 депутата. Комментариев властей России и Абхазии в связи с принятой Европарламентом резолюцией пока не поступало.[6] На заседании Совбеза ООН 22 декабря представители ряда стран-участниц организации, в том числе США, Великобритания и Литва, осудили оформленный между Москвой и Сухуми договор "о союзничестве и стратегическом партнерстве", который подразумевает создание совместных войск.[7] Российские власти отреагировали на реакцию ООН достаточно резко. Заместитель постоянного представителя РФ при ООН Петр Ильичев, выступая на итоговом заседании Совета безопасности заявил, что соглашение между Республикой Абхазия и Российской не должно обсуждаться в Совете безопасности ООН, так как является предметом двусторонних договоренностей.[8]

На состоявшемся 5 февраля заседании комиссии НАТО-Грузия генсек НАТО Йенс Столтенберг охаракетризовал данное соглашение следующим образом: «Мы осуждаем действия, совершенные Россией в Грузии, особенно подписанное в последний период так называемое соглашение с Абхазским регионом. Нас тревожит тот факт, что подобное соглашение Россия планирует подписать и с Югоосетинским регионом. Этим шагом Россия нарушает международные обязательства и противоречит международному законодательству», — заявил генсек НАТО.[9] Ранее спец-представитель спецпредставитель генсека НАТО на Южном Кавказе и в Центральной Азии Джейм Аппатурай заявил, что НАТО не признает независимость Абхазии и Южной Осетии, не признает договоры, которые Россия заключает с этими регионами, но «у НАТО нет силы для того, чтобы помешать России и заставить ее не оформлять договор с Южной Осетией».[10]

Проект  Договора о союзничестве и интеграции между Россией и Южной Осетией

В начале декабря де-факто Президент Южной Осетии Леонид Тибилов заявил о том, что планируется подписание нового комплексного интеграционного договора между Южной Осетией и Россией в начале 2015 года.[11]

Как только стало известно о вероятности подобного соглашения последовала реакция Правительства Грузии, Министерство иностранных дел осудило и выступило с призывом к международному сообществу надлежащим образом отреагировать на действия РФ.[12] Постоянный представитель Грузии при Совете Константин Коркелия сделал заявление в связи с проектом соглашения на заседании комитета замминистров СЕ 14 января. «В своем выступлении Константин Коркелия подчеркнул тот факт, что Цхинвальский регион/Южная Осетия является неотъемлемой частью территории Грузии и осуществленная со стороны Российской Федерации незаконная военная интервенция или другие формы интеграции являются актом агрессии, оккупации и де-факто аннексии, которые направлены против территориальной целостности и суверенитета Грузии», - говорится в сообщении ведомства. Вместе с тем, постоянный представитель Грузии призвал страны-участницы Совета Европы дать соответствующую правовую и политическую оценку данному факту и предпринять шаги с тем, чтобы избежать заключения указанного договора.[13]

Тем не менее на заседании 19 февраля Правительством России было принято решение о представлении президенту Владимиру Путину на подпись договора о союзничестве и интеграции с Южной Осетией. Проект договора является базовым документом для поэтапного установления между «двумя государствами» более тесного сотрудничества в социальной, экономической и гуманитарной сферах, а также в вопросах внешней политики, обороны и безопасности. В развитие этого договора будут заключены отдельные отраслевые соглашения, отметили в правительстве.[14] Правительство России 25 февраля направило договор на подпись президенту Владимиру Путину.[15]

Договор о государственной границе между Россией и Южной Осетией и непризнание данного документа Правительством Грузии.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров 18 февраля подписал "Договор о государственной границе между Россией и Южной Осетией" с  де-факто главой МИД Южной Осетии Давидом Санакоевым. «Такой документ в системе межгосударственных отношений любых сопредельных стран имеет краеугольное значение», - заявили во внешнеполитическом ведомстве России, которая после августовской войны 2008 года в одностороннем порядке признала независимость Южной Осетии и Абхазии. «Рассчитываем, что это развеет распространяемые в последнее время грузинской стороной инсинуации вокруг якобы готовящейся "аннексии", "поглощения", "присоединения" Южной Осетии», — заявляет российский МИД.[16]

В Тбилиси называют «нелегитимным» подписание соглашения о госгранице между Россией и самопровозглашенной республикой Южная Осетия. Грузинские власти подчеркивают, что документ, подписанный сегодня в Москве, не признается международным сообществом.

В Тбилиси настаивают на скорой имплементации договора о международном мониторинге грузов на абхазском и югоосетинском участках российско-грузинской границы.[17]

Обсуждение возможности встречи глав государств России и Грузии

На пресс-конференции по итогам встречи с главами МИД ОБСЕ в Базеле 5 декабря глава МИД России Сергей Лавров высказался и о возможности встречи руководства России и Грузии: «Вы знаете, в этом мире ничего невозможного нет. И, по-моему, президент Путин уже отвечал на такой вопрос, сказал, что если будет такая необходимость и будет к этому интерес, мы всегда сможем найти возможность».[18]

Позднее, 18 декабря, на пресс-конференция Президента России Владимира Путина основными тезисами относительно взаимоотношений с Грузией в выступлении главы РФ были готовность к движению в направлении либерализации российского рынка в отношении грузинских товаров[19], а также заявление о том, что Россия будет рада видеть в Москве любого представителя Правительства Грузии. [20] На данные заявления последовала реакция официального Тбилиси:

Премьер-министр

Ираклий Гарибашвили заявил, что готов встретиться с главой российского государства. «У нас есть принципиальная готовность к тому, чтобы такая встреча состоялась. Но когда, как и в каком формате она состоится — для этого нужна хорошая подготовка и хороший анализ ситуации», — сказал премьер. «Я считаю, что встреча ради встречи — это неправильно, она должна быть направлена на конкретный результат. И я выражаю готовность, что правительство Грузии, которое принимает решения, примет в ней участие, как и я лично», — добавил он.[21]

На итоговой пресс-конференции 26 декабря Премьер-министр повторил готовность встретиться с Президентом Российской Федерации после определенной подготовки.[22] На вопрос одного из журналистов является ли Путин врагом Грузии, Премьер-министр назвав данный вопрос провокационным ответил следующим образом: «Заявление и философия не заключаются в том, кто насколько смело выскажется, враг или не враг, оскорбит или не оскорбит. Дело в том, что мы должны быть ответственны за каждое наше заявление. Я глава правительства и должен делать такие заявление, которые будут приносить благо, а не такие, которые навредят нашей стране. Или этим заявлением я просто должен сделать приятное вам или какой-то секте из 20 человек — “Национальному движению”? Я этого не допущу, потому что у меня есть ответственность перед моим народом», — заявил премьер, обращаясь к журналисту.[23]

Спец-представитель Премьер-министра по взаимоотношениям с Россией:

Зураб Абашидзе по данному поводу заявил, что не исключает возможность встречи представителей власти Грузии с президентом России Владимиром Путиным и считает, что к ней следует тщательно подготовиться. «Считаю, что подобная встреча на определенном этапе должна состояться. Но ее необходимо очень детально и солидно подготовить, уточнить где и когда состоится встреча. Для нас самое важное - обсуждение тех вопросов, которые связаны с самыми острыми темами: конфликтами в Абхазии и Цхинвальском регионе. Наша позиция такова: если подобная встреча состоится, она должна дать определенный результат в плане поэтапного урегулирования этих проблем».[24]

Президент

Георгий Маргвелашвили заявил о готовности встретиться с российским коллегой Владимиром Путиным, но только для того, чтобы обсудить вопрос Абхазии и Цхинвальского региона.

Глава администрации президента Давид Патарая также отметил, что Маргвелашвили готов встретиться с Путиным, однако необходимо проанализировать целесообразность этой встречи. «Исходя из интересов страны, президент Грузии готов осуществить внешнеполитическую активность в рамках Конституции, хотя президент отметил и то, что, в первую очередь, нужно определить более комплексно, чему служит эта встреча, какова цель и какой результат может быть от этой встречи?», - отметил Патарая.[25]

Парламент:

Ряд депутатов парламента Грузии, комментируя заявление президента РФ Владимира Путина, отметили, что страна не готова к прямому диалогу с Россией. «На фоне, когда Россия оформляет т.н. договор с Абхазией, а также планирует аннексию Осетии, считаю, что разговор о диалоге является нецелесообразным», - заявила вице-спикер парламента Грузии Манана Кобахидзе.

По мнению зампредседателя комитета парламента Грузии по внешним связям Звиада Квачантирадзе, Женевские дискуссии – единственная площадка, на которой стороны могут вести переговоры.

Представители власти России и Грузии о необходимости нормализации взаимоотношений

19 ноября в ходе Правительственного часа в Государственной думе РФ Глава министерства иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Россия готова продолжать двигаться в направлении нормализации отношений с Грузией.[26]

В тот же день Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили в Брюсселе провел переговоры с руководством НАТО и ЕС. Несмотря на то, что глава Правительства Грузии оценил этот документ как «попытку окончательной аннексии Абхазии» и исключив «какой-либо компромисс по вопросу территориальной целостности страны»,[27] он тем не менее выразил надежду на продолжение диалога с Россией: «Мы смогли начать прямой диалог с Россией и готовы его продолжать в конструктивном духе, - сказал он. В то же время хочу отметить, что мы будем принципиальными в вопросе территориальной целостности Грузии».[28]

На итоговой пресс-конференции Премьер-министра Грузии, упомянутой ранее, говоря о взаимоотношениях с Россией Ираклий Гарибашвили высказался следующим образом: «Очень сложная ситуация, потому что, несмотря на нашу конструктивную политику в отношении с Россией, сделанный российским руководством шаг был, я бы сказал, очень неадекватным. Я имею в виду оформленный договор с де-факто правительством Абхазии, а также анонсированный договор, который они планируют оформить с де-факто правительством Цхинвали», - заявил Гарибашвили. Он подчеркнул, что «это очень плохой сигнал», который «не пойдет на пользу двусторонним отношениям». «На протяжении этих двух лет мы сделали все, чтобы нормализовать наши отношения и перенести все в конструктивные рамки. Мы были и будем максимально конструктивными. Мы ведем прагматичную и конструктивную политику, но при этом мы были и будем принципиальными в таких вопросах, как наши оккупированные территории. Мы не собираемся идти на компромисс за счет наших территорий», - заявил Гарибашвили. Об этом говорил Премьер-министр и выступая на 51-й Мюнхенской конференции по вопросам безопасности, где он  заявил, что адекватного ответа на конструктивные шаги грузинской стороны по налаживанию отношений со стороны России не последовало. [29] Также в ходе выступления Премьер-министр Грузии подчеркнула, что «будущее Абхазии и Южной Осетии может быть исключительно с Грузией». [30] В свою очередь Министр иностранных дел Сергей Лавров в рамках Мюнхенской конференции заявил, что Россия никогда не отказывалась от диалога с Грузией.[31]

Министр иностранных дел Грузии Тамара Беручашвили 16 января, представила общественности отчет двухлетней деятельности ее ведомства, назвав главные достижения страны на внешнеполитической арене и вызовы, перед которыми она стоит. «Как известно, власти Грузии сделали не один шаг с целью деэскалации напряженных отношений с Москвой… В результате такого прагматичного подхода стало возможным создание определенной позитивной динамики в отношениях с Россией в сферах экономики и культуры, хотя прогресс не был достигнут на политической арене», - заявила Беручашвили. По ее словам, Россия вновь «продолжает незаконные действия, проводя колючие проволоки и другие искусственные барьеры вдоль оккупационной линии, в том числе на территории, контролируемой властями Грузии».[32]

Особое мнение

Несмотря на то, что бывший Премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили формально ушел  из политики, его мнение по-прежнему остается авторитетным, в том числе и по вопросу российско-грузинских взаимоотношений. «Россия ведет неправильную политику по отношению ко всему миру, но это государство нельзя оскорблять», -заявил бывший премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили в эфире программы "Прощай, оружие" на Первом канале Общественного вещателя страны. «Сегодняшняя политика России, конечно, неправильная, и создает очень много проблем не только региону, но и всему миру», - заявил Иванишвили. По его словам, государство и госслужащие Грузии должны позаботиться о том, чтобы страна была защищена от бед. «Мы должны суметь сосуществовать», - сказал он. «Если ты хочешь сосуществовать, ты должен думать не только о своих интересах, ты должен думать и о его (другого государства) интересах, чтобы и ему было интересно сосуществование с тобой», - заявил Иванишвили.[33]

В интервью телеканалу «Имеди»  Бидзина Иванишвили сказал о том, что Грузия в отношениях с Россией должна набраться терпения и дождаться своего времени. «Я думаю, что мы должны набраться терпения и дождаться своего времени, но до этого мы не должны сидеть без дела, а строить экономику, демократические институты и демократические ценности и тогда мы получим результат. У нас нет реальной возможности стойко сохранять позиции, и мы должны терпеть, даже если действия оскорбительные, так как у нас нет никакого другого ресурса, кроме заявлений и с этим надо будет считаться», - заявил Иванишвили.[34]

Грузия – НАТО

НАТО и Грузия объявили о создании постоянного тренировочного центра Североатлантического альянса в Тбилиси. Об этом заявил генсек НАТО Йенс Столтенберг по итогам заседания Комиссии Грузия-НАТО на уровне министров обороны. Ранее на 29-х Женевских переговорах мнение по данному поводу выразил статс-секретарь, заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин: «Военная активность НАТО в этом регионе и военные программы, которые они затевают с Грузией, всегда создают угрозу стабильности в регионе и озабоченность соседей, - сказал дипломат. - Мы призвали грузинских участников и представителей Соединенных Штатов очень внимательно к этому подходить, так как это может нарушить существующие балансы в регионе и привести к серьезным последствиям для стабильности».[35]

Намерение НАТО открыть базу в Грузии, является «провокационным» шагом, который ухудшит региональную безопасность, - заявил постоянный представитель России в НАТО Александр Грушко. «Появление в Грузии натовских военных объектов - это шаг в сторону усиления напряженности и ухудшения региональной безопасности», - заявил он.[36]

Россия готова принять соответствующие меры, если НАТО попытается втянуть Грузию в Альянс, - заявил глава МИД России Сергей Лавров. «Мы были едины в том, что попытки "втянуть" Грузию в НАТО не будут способствовать обеспечению стабильности на Южном Кавказе. Если эти шаги будут обретать уже практические очертания, мы примем меры для того, чтобы не допустить негативного воздействия на ситуацию этих процессов», - отметил С. Лавров.[37]

В ответ на это поступил ответ от официального Тбилиси: интеграция Грузии в НАТО является внешнеполитическим приоритетом государства, и третьи страны не смогут повлиять на этот процесс, говорится в заявлении грузинского МИД.[38]

Спецпредставитель грузинского премьера по урегулированию отношений с РФ Зураб Абашидзе отметил, что присоединение Грузии к НАТО не стоит: «И в Брюсселе, и в Москве, и в Тбилиси хорошо знают, что сегодня и завтра присоединение Грузии к НАТО не стоит в повестке дня» — заявил Абашидзе до начала заседания правительства.[39] При этом он отметил, что Грузия свободна в выборе организация для сотрудничества. «Грузия является независимой страной, поэтому у нее есть полное право сотрудничать с любой международной организацией, в том числе с НАТО. Это сотрудничество никак не направлено к цели, чтобы в Грузии была размещена военная инфраструктура НАТО».[40]

Грузия твердо следует Европейскому и евроатлантическому выбору, сказано в распространенном в четверг заявлении главы грузинского государства Георгия Маргвелашвили.  Несмотря на мирные инициативы Грузии, оккупация Россией грузинских территорий и их аннексия, будет способствовать появлению напряженности в регионе. Грузия будет пытаться снять эту напряженность на переговорах в Женеве и переговорах в формате Абашидзе – Карасин. Мы призываем интенсифицировать эти форматы для снижения напряженности в двусторонних отношениях», подчеркнул в своем заявлении президент Грузии.[41]

25 февраля в Брюсселе в штаб-квартире НАТО состоялось заседание комиссии НАТО-Грузия на уровне послов. Во встрече приняли участие министр иностранных дел Грузии Тамар Беручашвили и ее первый заместитель Давид Дондуа. Как заявила Беручашвили, грузинская сторона представит отчет о ситуации на оккупированных территориях и обсудит возможные варианты развития событии. «Главная тема - обеспечение безопасности в зонах конфликта», - отметила она.[42]Специальный представитель  генерального секретаря  НАТО на Южном Кавказе и Центральной Азии Джеймс Аппатурай в ходе встречи  заявил: «Мы очень хорошо знаем, что с Россией  довольно трудно говорить.  Мы знаем, что получает Грузия от той инвестиции, которую вкладывает  в улучшение отношений с Россией.  Грузия получает то, о чем мы сегодня должны говорить на заседании комиссии НАТО-Грузия. Это острый вопрос, который многие называют  ползучей аннексией двух регионов – Абхазии и  Южной Осетии. Говорить с Россией нелегко, но необходимо». Также Аппатурай заявил, что НАТО приветствует  усилия Грузии улучшить отношения с Россией.[43]

Дела экономические

·           В январе 2015 года экспорт из Грузии в Россию снизился в сравнении с январем 2014 года в 2, 6 раз и составил 8 млн. долларов.

Доля России в экспорте снизилась с 9, 6% до 5, 1%. Среди стран-партнеров по объему экспорта Россия переместилась с 3-го места на 9-е.

В 2014 году Россия была третьим в списке стран-импортеров продукции из Грузии.

При этом импорт из России в январе вырос на 16, 7% и составил 42, 4 млн. долларов - доля российского импорта в общем объеме выросла с 6, 7% до 7, 9%.[44]

·           В январе 2015 года поставки вина в Россию снизились в 7,5 раз по сравнению с показателями января 2014 года. Причиной стало падение курса рубля, сообщил представитель Минсельхоза республики.

По данным сотрудника ведомства, в январе текущего года Грузия отправила на экспорт в Россию 366,1 тысяч бутылок (емкостью 0,75 литра) натурального виноградного вина, тогда как год назад объем поставок превышал 2,7 миллиона бутылок.[45]

·           В результате сокращения денежных переводов из России возникла   угроза грузинской экономике, считают местные экономисты. По их данным, ранее ежегодно сумма трансфертов составляла 400–450 миллионов долларов и значительно сократилась в 2014 году.[46]

·           Стало известно, что в 2014 году государственную границу Грузии пересекли 5 млн 493 тыс 492 визитера, что на 1,9% больше показателя за аналогичный период 2013 года, сообщает МВД Грузии. Также по данным МВД  в 2014 году увеличилось количество визитеров из Армении (18,6%), из Азербайджана (+17,2%), из Турции (2,1%) и из России (8%).[47]

Грузия оказалась самым популярным новогодним направлением для россиян среди стран постсоветского пространства.[48] Туроператоры, имеющие в своем ассортименте предложения по Грузии и странам СНГ, констатируют: спрос на новогодние праздники, в отличие от подавляющего большинства выездных направлений, удержался от заметного падения, а кое-где даже вышел в плюс.[49]

·           Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору РФ (Россельхознадзор) и министерство сельского хозяйства Грузии подписали соглашение, регламентирующее возобновление поставок зелени (укроп, петрушка, кинза и др.) из Грузии в Россию. При этом импорт зелени в Россию будет возможен даже несмотря на то, что в Грузии еще нет государственной системы лабораторных экспертиз и системы государственного мониторинга, отмечается в сообщении Россельхознадзора.[50]

·           Спец-представитель Премьер-министра Грузии по взаимоотношениям с Россией высказался по поводу возможных инвестиций российских бизнесменов в экономику Грузии. Рост российских инвестиций на грузинском рынке, а также увеличение количества авиарейсов между Москвой и Тбилиси, в интересах Грузии, заявил спецпредставитель грузинского премьера по урегулированию отношений с РФ Зураб Абашидзе. «Я не против того, чтобы российские инвестиции были вложены в Грузию законным путем. Напротив, это очень хорошо. Если будет приток российского капитала в Грузию, к примеру, я буду только - за. Это будет содействовать развитию страны», - заявил Абашидзе.[51]

«Роснефть» в Грузии

·           «Роснефть» распространила заявление о покупке 49% акций компании Petrocas Energy Limited у ее владельца Давида Якобашвили и создании совместного предприятия в области логистики и розничных продаж на Южном Кавказе. Как говорится в официальном пресс-релизе, были подписаны заключительные документы, регламентирующие как сделку купли-продажи, так и создание нового южно-кавказского СП.[52]

- Комментарий Министра экономики Грузии

http://pia.ge/show_news.php?id=31486&lang=geo

- Комментарии грузинских политиков

http://georgia.kavkaz-uzel.ru/articles/255042/

По утверждению представителей бывшей правящей партии «Единое национальное движение», правительство Грузии должно запретить российской компании функционировать в Грузии, так как она якобы нарушила грузинский «закон об оккупации», так как осуществляет деятельность в Абхазии и проводила там ранее поисковые работы. Вскоре министр экономики Георгий Квирикашвили заявил, что сразу три ведомства, в частности, министерство экономики, юстиции а также МИД Грузии приступили к изучению юридической стороны деятельности «Роснефти» в Грузии. Результаты изучения юридической стороны деятельности “Роснефти” в Грузии пока не известны, компания продолжает работать на грузинской территории, - заявил Зураб Абашидзе. «Начали раздаваться вопросы, не противоречит ли это нашему закону об оккупированных территориях, и что какие-то дочерние компании Роснефти занимаются бизнесом в Абхазии, поэтому наши специалисты начали смотреть на это с точки зрения нашей законности», — сказал спец-представитель Премьер-министра Грузии и добавил, что “Роснефть” «продолжает свою деятельность, и никто ее не приостанавливал». Вместе с этим спецпредставитель заявил, что Грузия приветствует «законные инвестиции, в том числе российские» в грузинскую экономику.[53]

Транспортные коридоры

·           После долгих споров грузинской авиакомпании Airzena - Georgian Airways удалось договориться с Агентством гражданской авиации страны по количеству авиарейсов в направлении России: десять - с грузинской стороны и десять - с российской. Ранее российским авиаперевозчикам было разрешено осуществлять в общей сложности 14 рейсов в неделю, а Georgian Airways – 7, однако забастовка продолжалась с требованием удовлетворения остальных требований.[54]

Позднее 24-25 декабря в Тбилиси состоялись переговоры между авиационными властями РФ и Грузии с целью обсуждения практических вопросов, связанных с возобновлением регулярного воздушного сообщения между двумя странами. «Достигнута договоренность о выполнении российскими и грузинскими авиакомпаниями до 31 января 2015 года включительно на маршруте Москва - Тбилиси - Москва на паритетной основе по 18 рейсов в неделю», - отметили в российском дипведомстве. «Условлено продолжить диалог авиационных властей двух стран для окончательного урегулирования данного и других открытых вопросов в январе 2015 года», - информировали в МИД РФ.[55]

·           На вышеупомянутой в Базеле Министр иностранных дел Грузии Тамар Берчуашвили высказалась по поводу вопроса, вызвавшего множества разногласий, вопроса железнодорожного сообщения через Абхазию. По словам Министра, на сегодняшний день «в правительстве Грузии не рассматривается вопрос о возобновлении железнодорожного сообщения с Россией».[56] Данный вопрос был затронут и на последней встрече Г. Карасина и З. Абашидзе, по итогам которой спец-представитель Премьер-министра Грузии заявил: «Мы и  раньше были знакомы с позицией российской стороны в связи с этим вопросом.  Наши коллеги считают, что если Грузия выразит желание  открыть движение на абхазском  участке железной дороги, то мы должны обратиться к абхазам и обсудить с  ними этот во вопрос», — заявил Абашидзе.[57]

Позже прокомментировав данный вопрос, министр иностранных дел Грузии Тамар Беручашвили заявила, что Грузия не намерена рассматривать вопрос восстановления железной дороги через Абхазию: «Мы не намерены ставить этот вопрос и обсуждать его, тем более в формате Карасин-Абашидзе», - сказала Беручашвили. Она назвала данную тему «сложной». «Необходимо выполнить много предварительных условий, чтобы эта тема была затронута», - сказала Министр.[58]

·           Железная и автомобильная дороги свяжут Чечню и Грузию. Об этом сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров на итоговой пресс-конференции в Грозном. «Мы планируем построить в Грузию как автомобильную, так и железную дорогу. Сейчас над этим работает правительство», - заявил Рамзан Кадыров.[59] Глава Чеченской республики отметил, что строительству транспортных магистралей мешала личность экс-президента Грузии Михаила Саакашвили. «Саакашвили ушел недавно, еще "осколки" остаются в Грузии, мы еще не наладили отношения и поэтому для Чеченской республики проблематично вести отношения с Грузией, - сказал Рамзан Кадыров, - Но я надеюсь, в ближайшее время народ Грузии наладит с нами добрые и братские отношения, тогда и начнется строительство дорог, экономическое, культурное взаимодействие».

·           Касательно наземного, автомобильного сообщения между Россией и Грузией, то по словам Премьер-министра Грузии Ираклия Гарибашвили, вопрос строительства Аваро-Кахетинской дороги в Правительстве не обсуждается.[60] С комментарием по данному поводу выступила секретарь Совета безопасности Грузии Ирина Имерлишвили, которая заявила, что не видит никакой опасности в строительстве Аваро-Кахетинской дороги, которая свяжет Россию с Грузией. Грузинские эксперты говорят о том, что дорога для России имеет не экономическое, а политическое значение.[61]

Грузия, Россия и Европейский суд по правам человека

31 декабря Грузия и Российская Федерация передали в Европейский суд по правам человека свои окончательные доводы по делу об августовской войне 2008 года. Об этом сообщила глава грузинского Минюста Тея Цулукиани. «Мы продолжаем спор по государственным искам. Первая тяжба с РФ завершилась успешно, в рамках же второго спора, который касается августовской войны, 31 декабря обе стороны – Грузия и РФ представят свои окончательные доводы и, наверное, уже в будущем году в Страсбургскому суде начнутся устные слушания», — заявила Цулукиани на презентации отчета о работе, проделанной Минюстом Грузии за два года.[62]

Грузия о результате Минских переговоров

По итогам Минских переговоров Министр иностранных дел Грузии Тамар Беручашвили выступила с заявлением:  «Мы приветствуем результат и выражаем надежду, что этот процесс будет необратим. Также надеемся, что в отличие от 6-пунктового соглашения 2008 года, о прекращении огня, Россия выполнит все те обязательства, которые указаны в данном соглашении и полноценно проявит уважение в адрес норм и фундаментальных принципов международного права. Вместе с этим, еще раз хочу подтвердить нашу поддержку в адрес Украины и украинского народа, ее суверенитета и территориальной целостности», — заявила министр.[63]  О том, что результаты переговоров в Минске имеют большое значение для Грузии, и в Тбилиси надеются на мирное урегулирование на востоке Украины, заявилм  спецпредставитель грузинского премьера по отношениям с РФ Зураб Абашидзе. Госминистр Грузии по вопросам интеграции в европейские и евроатлантические структуры Давид Бакрадзе также отметил значимость результатов переговоров «нормандской» четверки. «Это все (происходящие в Украине события) рассматривается в едином контексте и результаты (встречи) очень важны и для Грузии », - заявил Бакрадзе.[64]


Встреча Карасин – Абашидзе

Встреча статс-секретаря, заместителя министра иностранных дел РФ, Григория Карасина и спец-представителя Премьер-министра Грузии по взаимоотношениям с Россией, Зураба Абашидзе 26 февраля была особенно долгожданной. В начале декабря зашел разговор о возможной «паузе» в российско-грузинском диал

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся