Блог Ивана Самоловова

Azawad must die!

17 Января 2013
Распечатать

Ещё осенью прошлого года переходные органы власти Мали обратились в Совет Безопасности ООН с просьбой о помощи в соответствии с главой VII Устава ООН "в восстановлении контроля над оккупированными районами на севере Мали". В декабре главный орган Объединённых наций принял резолюцию №2085, которая санкционировала предоставление помощи этой африканской стране: обучение военного персонала, отправка военных контингентов "с целью восстановить власть малийского государства на всей национальной территории".

 

После того, как боевики, захватившие север страны перешли в наступление также и на юге, Франция 10 января начала перебрасывать свои подразделения с близлежащих баз для оказания помощи правительственным войскам. Наступление удалось отбить. На данный момент в Мали расположено около 800 французских солдат. Их число планируется довести до 2,5 тысяч. Кроме того, в операции задействованы истребители "Рафаль" и "Мираж" (4 и 8 штук соответственно), 5 самолётов-заправщиков, а также вертолёты и бронетранспортёры.

 

В этой ситуации Париж инициировал заседание Совета, на котором было решено направить в Мали специалистов для обучения национальной армии (250 человек), а также для обеспечения безопасности и логистики (200). Готовность присоединиться к миссии высказали Франция, Германия, Италия, Бельгия, Испания, Швеция, Эстония и Словения. Не исключает своего подключения и Польша. Предполагается, что миссия продлится 15 месяцев. Участия военных сил ЕС в операции "Serval" не планируется, поскольку резолюция №2085 первоочередную роль в восстановлении территориальной целостности отводила африканским странам. На данный момент предполагается участие в операции примерно 3,5 тыс. солдат ЭКОВАС. Германия также предоставила два военно-транспортных самолёта, а канцлер Ангела Меркель расценила ситуацию в регионе как угрозу не только Африке, но и Европе, что неудивительно, учитывая относительную близость к Старому свету.  По два военно-транспортных самолёта отправлено из Великобритании и Бельгии, один - из Дании. 

 

В Европе все в принципе сходятся во мнении, что нельзя позволить возникнуть подле неё джихадистскому государству. Тем более после интервенции Франции повышается риск совершения террористических актов - в самой Франции было объявлено о повышении уровня террористической угрозы до предпоследнего (по опасности) уровня.  Пока же таковая пристутсвует лишь на приграничных территориях. Однако есть и склонность рассматривать интервенцию в качестве головной боли именно Франции, принимая во внимание её интересы в Средиземноморье и Северной Африке.  Что касается именно этой части Африки, то в соседнем с Мали Нигере располагаются большие запасы урана, а Франция как страна, делающая ставку именно на атомную энергию, крайне заинтересована в сохранении контроля за этим ресурсом (примерно треть используемого на атомных реакторах Франции топлива обеспечивается ураном из Северной Африки). Также в области, контролируемой повстанцами, есть месторождения нефти и газа.

 

В заключение ремарка. Все знают, откуда есть пошло государство Азавад. Это результат довольно авантюрной операции "по установлению бесполётной зоны и защиты гражданских от геноцида Каддафи". Как мы помним, после окончания операции войска НАТО мгновенно исчезли с территории Ливии, а туареги, до зубов вооружённые, вернулись на пустынные широты малийского севера. Были ли военные планировщики настолько слепы или может они уже в мыслях набрасывали планы отражения агрессии в песках Сахары? Уж явно не второе. Тем не менее, в случае с Мали радует, что уже на таком раннем этапе есть довольно длительный согласованный срок ограниченного военного присутствия - 15 месяцев. К тому же ситуация не такая, как в Ливии, где фатальным было разделение по принципу "чёрное-белое": враг установлен и разночтений в этом плане нет.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся