Блог Ивана Самоловова

Национальный интерес по-пекински

8 Декабря 2013
Распечатать

Намерение Китая создать зону воздушной обороны в Восточно-Китайском море вызвало определённое беспокойство в американских дипломатических и военных кругах. Так Минобороны Чак Хейгел заявил, что это является ни много ни мало попыткой изменить статус-кво в регионе. На мой взгляд, статус-кво является здесь ключевым словом. Китай его не меняет, а лишь подталкивает к нужному ему состоянию. Если брать за ветер перемен в Восточно-Китайском море ослабление влияния США, а вместе с ним и Японии, то Пекин просто натягивает паруса.

 

Не нужно долго обсуждать, почему Китай оспаривает права Японии на этот маленький архипелаг, что даже идёт на такой довольно рискованный шаг. Напомню, что новая зона воздушной обороны частично захватывает японсккую и южно-корейскую. Если рассматривать спор об островах с позиций конструктивизма, то важен не национальный интерес как таковой, а процесс его конструирования, создания.

 

Подход Пекина не зря называют "salami slicing" или даже "death from a thousand cuts". Действительно, довольно-таки трудно определить, что из себя представляет национальный интерес Китая. Можно исходить из таких подходов, как невмешательство во внутренние дела, политика одного Китая, но это даёт в лучшем случае минимальную основу для взаимодействия с анархичной международной средой. Национальный же интерес как целое возникает как раз из этого взаимодействия. Согласно коструктивистской теории международных отношений национальный интерес как "common sense" возникает в процессе конструирования реальности. Национальный интерес не может быть задан изначально.

 

Как известно, конструктивисты указывали (нео-)реалистам и (нео-)либералам на то, что их инструментарий не позволил ни предсказать распад СССР и Варшавского пакта, ни в достаточной мере его объяснить. С другой стороны, коммунистический Китай существует до сих пор. Кажется, что у Пекина по большому счёту нет друзей, но он не стремится обзавестись и врагами. Китай неохотно вступает в многосторонние соглашения, но это не значит, что он вытирает ноги о международное право. Возможно, китайские руководители действительно отдают себе отчёт, что реальность изменчива и нефиксируема. Делая один маленький шаг, можно сгладить последствия неудачи (следует хотя бы сравнить рефомы Дэн Сяопина и Горбачёва).

 

Кажется, дело обстоит так же и в споре вокруг архипелага. Пекин понимает, что влияние США в регионе и в мире - пусть медленно - но падает. Япония не может теперь безоговорочно положиться на своего партнёра и союзника. Китай, безусловно, обладает достаточным военным потенциалом, чтобы отстоять свои, как он считает, законные права в этом регионе. Но он не делает этого. Потому что он не хочет статус-кво менять, он хочет его создать.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся