Блог Эльмара Айдынбекова

Утечка молодых мозгов из России

3 Июля 2015
Распечатать

На сегодняшний день в России существует огромная проблема, связанная с интеллектуальной миграцией. Под термином «интеллектуальная миграция» понимают переезд людей в другую страну с целью получить образование, повысить квалификацию и освоить новые сферы деятельности. Такая миграция рассчитана осуществляется на короткий срок, и на длительное время, вплоть до фактической смены гражданства. К участникам образовательной миграции можно отнести учащихся, студентов, молодых специалистов и всех, кто решил повысить уровень своих знаний и получить новый опыт. В условиях современной глобализации увеличилось количество интеллектуальных мигрантов из России, которые являются основой успешного развития нашего государства и его становления в мировом сообществе. Запасы научных и творческих знаний – это главная стратегическая ценность любого государства, которая служит его опорой и нуждается в защите.

Как уже было сказано выше, интеллектуальная миграция растет из года в год. По официальной информации Росстата численность выпускников одиннадцатых классов с каждым разом уменьшается. Если сравнивать с 2012 годом, то в 2014 году количество выпускников снизилось более чем на 50 тысяч человек. Соответственно количество поступающих в учебные заведения, которые осуществляют подготовку программы образования в России, также сокращается.

Ниже представлены статистические данные, которые наглядным образом показывают отток образования из Российского государства:

  • 1)Программа начального профессионального образования. Набор обучающихся по программе получения начального профессионального образования в 2013-2014 годах сократился на 47,2 тысячи человек, если сравнивать с 2009-2010 годами, что составило 9% от общего количества. Выпуск обучающихся по программе получения начального профессионального образования в 2013-2014 годах сократился на 50,8 тысяч человек, если сравнивать с 2009-2010 годами, что составило 11% от общего количества. Численность обучающихся по программе получения начального профессионального образования в 2013-2014 годах сократилась на 164,9 тысячи человек, если сравнивать с 2009-2010 годами, что составило 14,7% от общего количества.

  • 2)Программа среднего профессионального образования. Набор студентов по программе получения среднего профессионального образования в 2013-2014 годах сократился на 22,4 тысячи человек, если сравнивать с 2009-2010 годами, что составило 4,8% от общего количества. Выпуск студентов по программе получения среднего профессионального образования в 2013-2014 годах сократился на 61,3 тысячи человек, если сравнивать с 2009-2010 годами, что составило 14,4% от общего количества. Численность студентов по программе получения среднего профессионального образования в 2013-2014 годах сократилась на 227 тысяч человек, если сравнивать с 2009-2010 годами, что составило 14,6% от общего количества.

  • 3)Программа высшего профессионального образования. Набор студентов по программе получения высшего профессионального образования в 2013-2014 годах сократился на 2,3 тысячи человек, если сравнивать с 2009-2010 годами, что составило 0,4% от общего количества. Выпуск студентов по программе получения высшего профессионального образования в 2013-2014 годах сократился на 88,6 тысяч человек, если сравнивать с 2009-2010 годами, что составило 13,7% от общего количества. Численность студентов по программе получения высшего профессионального образования в 2013-2014 годах сократилась на 493,8 тысячи человек, если сравнивать с 2009-2010 годами, что составило 15,3% от общего количества.

Снизить последствия, возникающие от уменьшения количества студентов в различных образовательных учреждениях, можно только за счет привлечения иностранных студентов в высшие учебные заведения Российской Федерации. Россия является страной, которая, посылает и принимает образовательных мигрантов. На сегодняшний день в российских ВУЗах получают образование студенты из Таджикистана, Беларуси, Азербайджана, Казахстана, Монголии, Китая, Японии, Швеции, Германии, Франции и Соединенных Штатов Америки. Больше всего образовательных мигрантов в Россию посылает, конечно же, Китай. Затем следуют Казахстан, Индия, Украина и Вьетнам. Большая часть иностранных студентов поступает в экономические, управленческие и медицинские высшие учебные заведения. По прогностическим данным Росстата количество образовательных мигрантов в России будет увеличиваться из года в год.

При положительном влиянии на развитие страны притока образовательных мигрантов из других государств огромного внимания требует проблема миграционного потока образования из России. Одними из важных составляющих этой ситуации являются причины выезда интеллектуальных представителей нашей страны и последствия в экономической и социальной областях от оттока российских интеллектуалов. По результатам исследований были сделаны неутешительные выводы, что многие молодые россияне хотят уехать за рубеж с целью получить или продолжить получать образование. И на сегодняшний день большое количество молодежи России уже обучается, повышает квалификацию, стажируется и даже работает в иностранных учреждениях и организациях. Огромный поток российских образовательных мигрантов направляется в Германию, Францию, Соединенные Штаты Америки, Швецию, Австралию, Великобританию. Также увеличилось количество русских студентов в Африке, Сингапуре, Латинской Америке, Венесуэле.

Существует несколько причин, почему отток российских интеллектуалов увеличивается с каждым годом. Во-первых, это низкий уровень образования и качества жизни в Российской Федерации. Во-вторых, это заработная плата молодых специалистов, которая в других развитых странах больше, чем в России. И третья – самая важная причина – это низкий социальный статус специалистов с высокой квалификацией и большим опытом работы, непрестижность науки как сферы деятельности и отсутствие перспективы развития в научной области. Невозможность обеспечить необходимым оборудованием научные предприятия ставит под угрозу воплощение некоторых важных проектов и сказывается на времени, которое нужно затратить на реализацию этих идей.

Как было отмечено Вице-президентом РАН РФ Валерием Костюком, расходы, связанные с развитием науки в нашей стране несоизмеримо малы по сравнению с остальными развитыми странами. Например, в 2010 году из бюджета Российской Федерации на научные исследования было выделено всего 166,5 млрд. рублей, что составило 1,6% от общего государственного финансирования. А в это же время США потратило на совершенствование научной сферы деятельности 35% государственного бюджета, Китай – 11%, а страны Евросоюза – 24% от общего финансирования. Еще одной из причин образовательной миграции в России стало желание мигрантов увеличить шансы на дальнейшее трудоустройство, ведь по российским меркам иностранное образование ценится куда выше нашего отечественного.

Отъезд интеллектуального и культурного генофонда России влечет за собой проблемы в социально-экономической области. При этом образовательная миграция чаще всего является безвозвратной, то есть человек, получивший образование в другой стране, зачастую остается там на постоянное место жительства. А это значит, что денежные средства, потраченные из федерального бюджета на первоначальную подготовку мигранта, становятся упущенной выгодой. Комиссия, на чьи плечи возложена ответственность за образование в странах Евросоюза, отмечает, что из-за большого количества интеллектуальных мигрантов бюджет Российской Федерации ежегодно теряет около 50-60 млрд. долларов. Отъезд профессиональных специалистов не лучшим образом влияет на развитие российской экономики, ведь, покинув родное государство, эти люди уже не вносят свой вклад в производство национальной продукции и не оказывают воздействия на улучшение экономического состояния страны. Результатом этих действий является потеря большой части федерального бюджета.

Что касается иностранных студентов, то их вклад в развитие российской экономики не так уж огромен. Да, они платят за обучение, но при этом государство предоставляет им бесплатное проживание, питание и перемещение на общественном транспорте. К тому же количество образовательных мигрантов из других стран не столь велико при том объеме экспорта образовательных услуг, что готова предоставить Российская Федерация на данном этапе. Увеличение количества иностранных интеллектуальных мигрантов в России поможет развить рынок инновационных разработок и высокотехнологичных услуг, а также станет хорошим потенциалом для восполнения рабочей силы в отстающих и нуждающихся в развитии сферах деятельности.

Образовательным мигрантам, уже закончившим российские учебные заведения всегда будут рады отечественные работодатели, ведь иностранный гражданин за время обучения уже успеет познакомиться с обычаями и законами страны, полностью овладеть русским языком и комфортно вписаться в общество. А это значит, что у него будет преимущество перед только что прибывшими трудовыми мигрантами, которые еще не успели освоиться на новой для них территории. Привлечение образовательных мигрантов также положительно влияет и на развитие международной экономики и международных отношений. Окончив российское учебное заведение, многие иностранные граждане становятся интеллектуальной элитой у себя на родине, что позволяет укрепить экономические и общественные связи с этой страной. Наилучшим примером может служить визит президента Казахстана в Государственный Университет Управления, где на сегодняшний день получают образование многие иностранные студенты, в том числе и из Казахстана. Если же образовательный мигрант после окончания обучения захочет остаться в России, найти здесь работу и завести семью, то это также повлияет и на улучшение демографической ситуации в стране.

Недавно российские власти разработали несколько законопроектов, направленных на развитие научной отрасли и уменьшение оттока интеллектуалов с территории Российской Федерации. Были созданы новые проекты, цель которых облегчить возможность получения образования, усовершенствовать область научных исследований и поднять качество жизни в стране на новый уровень. Главный научный объект, который был построен за последние годы – это центр инновационных технологий Сколково а также еще несколько подобных центров, Технопарков и бизнес инкубаторов. Активно видеться работа по поддержке «Стартапов». Также была повышена заработная плата преподавателям высших учебных заведений, сотрудникам научно-исследовательских центров и другим деятелям, чья работа тесно связана с наукой.

Важно отметить, что принятая в 2012 году Концепция миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, выделяет проблемы и вопросы интеллектуальной миграции в отдельное и архиважное направление работы. Так согласно Концепции, в области содействия в образовательной (учебной) миграции планируется и уже реализуются следующие меры:

  1. совершенствование условий для обучения в российских образовательных учреждениях на разных уровнях подготовки российских и иностранных студентов вне зависимости от гражданства и места проживания;

  2. увеличение контингента студентов в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования из числа иностранных граждан, преимущественно граждан государств – участников Содружества Независимых Государств;

  3. совершенствование условий пребывания в Российской Федерации иностранных студентов, их социально-культурной адаптации, медицинского страхования, обеспечения безопасности;

  4. экспорт российских образовательных услуг в страны – источники массовой миграции в Российскую Федерацию;

  5. содействие мобильности специалистов, занимающихся преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работой в образовательных учреждениях и научных организациях;

  6. организационное, информационное и финансовое содействие образовательным учреждениям и научным организациям в реализации программ международной академической мобильности и в привлечении зарубежных ученых на основе долгосрочных трудовых контрактов;

  7. предоставление иностранным студентам, обучающимся в Российской Федерации, права заниматься трудовой деятельностью в период обучения на тех же основаниях, что и российским студентам;

  8. предоставление возможности иностранным гражданам работать по полученной специальности в Российской Федерации непосредственно после завершения обучения в российских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования;

  9. создание центров довузовской подготовки, изучения русского языка в образовательных учреждениях начального профессионального образования в странах с наиболее интенсивными миграционными потоками;

  10. упрощение административных процедур, связанных с въездом и пребыванием на территории Российской Федерации иностранных граждан с целью преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работы в образовательных учреждениях и научных организациях, в том числе для участия в конференциях и семинарах;

  11. введение упрощенного порядка получения иностранными гражданами, въехавшими на территорию Российской Федерации с целью преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работы в образовательных учреждениях и научных организациях, и членами их семей статуса постоянно проживающих в Российской Федерации;

  12. упрощение въезда членов семей иностранных граждан, прибывших с целью преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работы в образовательных учреждениях и научных организациях, и снятие ограничений для осуществления ими трудовой деятельности и обучения;

  13. разработка системы грантов для граждан Российской Федерации, получивших профессиональное образование за рубежом, с целью содействия их возвращению;

  14. содействие соотечественникам, в том числе их детям, проживающим за рубежом, в получении образования на территории Российской Федерации;

  15. разработка минимально необходимого перечня услуг по медицинскому страхованию для иностранных граждан, обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации.

Понимая всю остроту и проблему оттока интеллектуальной элиты из нашей страны, власти начали проводить адекватную работу по минимизации интеллектуальной миграции из Российской Федерации и максимизации данного потоков в Россию.

Реализация Концепции миграционной политики в ближайшее время даст свои плоды и результаты, которые, безусловно, положительно скажутся на экономической и социальной сфере нашей страны.

И я верю в то, что в скором будущем будут, созданы все условия для молодых специалистов и научных кадров, реализовывать все свои проекты и идеи внутри нашей великой России.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся