Выборы в Германии – 2013

Что меня удивило в немецких выборах: тезисно до оглашения результатов

22 Сентября 2013
Распечатать

Законодательное регулирование агитации на первый взгляд более простое. Агитировать можно вплоть до закрытия участков, то есть даже в день голосования (кроме как на самих участках). И никому в голову не приходит, что избирателю надо остаться один на один с собой, чтобы принять окончательное решение).

 

Результаты исследований также можно оглашать неограниченно, но последние по традиции оглашаются за три дня. И никому в голову не придет ограничивать право на обсуждение этих цифр публично вплоть до конца голосования.

 

Как я уже писала, каждый гражданин может прийти и наблюдать за ходом голосования или подсчетом голосов. Но никто этого не делает, и никаких сомнений ни у кого верность подсчетов не вызывает. Наблюдателей от партий также нет.  

 

Агитация по телевидению ограничена серьезно, поэтому большое внимание уделяется плакатам – помимо больших профессиональных, больше всего плакатов простых, неприхотливых, которые просто прислоняются или крепятся к деревьям и  фонарям. Все города заполнены плакатами, что однако несильно раздражает, а больше удивляет количеством людей и идей, которые выставляются на суд избирателей.

 

Наиболее традиционным методом предвыборной борьбы являются инфо-стенды партий, на которых по субботам или более часто стоят активисты. Они рассказывают, отвечают на вопросы, раздают материалы. Иногда к простым активистам присоединяются депутаты разных уровней. И тусуются активно)

 

Для изучения выборов активно используются не только опросы, фокус-группы и интервью, но разнообразные новые комьютерные технологии для анализа доступности и восприятия программ и текстов, изображений и видео. По результатам, некоторые партии действительно упрощают и улучшают свои тексты и плакаты.

 

Но лишь недавно партийные активисты пошли «по домам»: Зеленые в Баварии, СвДП, и даже ФДП. Они рассматривают это не только как агитацию, но и изучение и понимание сегодняшних проблем в обществе, ссылаются на успешный американский опыт и пытаются вернуть свою связь с избирателями.

 

Слово «политтехнология» не употребляется в немецком языке. Иногда упоминаются «рекламные агенства», которые нанимаются для проведениия технической части работы.  Однако стратегия и важнейшие решения в руках партий и лидеров, а выполнние – в руках активистов. Хотя некоторые эксперты уверяют, что роль профессиональных агенств растет.  

 

В публичном пространстве борьба ведется за темы, а не за позиции в этих темах: партии пытаются продвинуть свои темы, в которых они сильны, по сравнению с теми, в которых они слабы. И некоторые темы поддрживаются другими, поскольку и другим партиям кажется, что они в этих темах сильны. А некоторые темы просто зависают – если они не в интересах других партий (например, перераспределение финансов между землями, коррупционные скандалы в Баварии, разоблачения Сноудена и т.д. ). В итоге, обсуждаются темы, с которыми более-менее согласны все:  социальная справедливость, минимальная оплата труда, энергетический поворот, спасение евро. Большинство тем появляются ненадолго и тут же пропадают. И только одна тема в этот раз поддерживалась всеми, хотя по ней и разные позиции: тема так называемого «вегетарианского дня», который рекомендовали столовым и кафе «Зеленые» и который охотно отвергали все остальные партии.

 

Еще один консенсус: никто в Германии не готов брать на себя лидерскую роль в мире. Извне многие просят и требуют от Германии «большого нарратива», здесь все без исключения силы отказываются это делать, и даже обсуждать внещнюю политику в предвыборной кампании (за исключением темы евро, которая уже часть внутренней политики). Россия, например, в дискуссиях и рассказах экспертов не была упомянута ни разу (за исключением ответов на мои вопросы).

 

ХДС более децентрализована, чем СДПГ и СвДГ. Отделения партии и кандидатына местах ведут свои отдельные кампании, очень мало координируя их друг с другом, в то время как у остальных партий это организовано достаточно централизовано. Сильные партийные структуры вызывают у многих протест, и они создают свои, более сетевые партии – Пираты, Свободные избиратели, Альтерантива для Германии и т.д. О них сегодня – завтра отдельная статья.  

 

В политической дискуссии очень активно идет критика политических партий друг друга по содержательным вопросам, и иногда очень сильно и лично на высказыания или дела конкрентных политиков. Но личных наездов по личным вопросам обычно не бывает. Помимо прочего, это связано с тем, что в ситуации необходимости коалиций этим людям, возможно, придется формировать общее правительство.

 

Общее наблюдение: В Германии никто не боится негативного имиджа Германии и критики Германии: все это не относится ко всей стране как таковой. Обычно речь о критике полититки или позиции какой-то политческой силы, и это можно делать и своим, и посторонним. Стоит вспоминать об этом и тогда, когда вдруг кто-то начинает говорить о критике и негативном имидже России.

 

И напоследок, перед результатами выборов:

 

Все действительно сильно возбуждены, и хотя больших неожиданностей быть не должно, ждут с нетерепением сегодняшних 18 часов, когда будут закрыты все участки.

 

Главная интгрига в том, наберет ли СвДП 5%, необходимые для прохождения в парламент. Если да, то все остается практически по-прежднему. Если нет, то возможна Большая коалиция – ХДС/ХСС и СДПГ. Ну, и некоторых интересует, пройдуют ли новые малые партии – типа Альтернативы для Германии и Пиратов. И конечно, каковы тенденции для других – Зеленых и Левых. Ждем сегодняшнего вечера. 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся