Блог Дарьи Басовой

Нейтральность Черногории - политический оксюморон?

10 Сентября 2015
Распечатать

Процесс присоединения Черногории к НАТО, запущенный властями страны в 2010 году, набирает обороты по мере приближения даты проведения встречи глав МИД стран-участниц Альянса, намеченной на декабрь 2015 года. Ранее сообщалось о том, что кандидатуру Черногории поддерживают в Брюсселе, а также в структурах самого Альянса, включая его генерального секретаря Й. Столтенберга.[1]  Несмотря на то, что вопрос о присоединении к НАТО остается висеть в воздухе, ряд сложившихся условий позволяет говорить о том, что решение о принятии Черногории, носящее в большей степени политический характер, несет некоторые выгоды для Альянса и скорее всего будет одобрено к концу нынешнего года. Рассмотрим ключевые факторы, влияющие на развитие ситуации в Балканском регионе:

  • Стратегический фактор: приняв Черногорию, НАТО тем самым «закрывает» стратегическую брешь на Адриатике. Неслучайно последнее расширение НАТО, произошедшее в 2009 году, затронуло балканские страны, а именно Хорватию и Албанию. Весь район Адриатического моря с прилегающими к нему странами таким образом будет подведен под стандарты и контроль НАТО, что упрощает маневрирование и военную кооперацию в регионе. Помимо этого, система безопасности в регионе, которая подвергается дестабилизации со стороны потока мигрантов с Ближнего Востока и албанских боевиков, постепенной криминализации отдельных районов Сербии и Македонии, является резонным аргументом  необходимости ее контроля и последующей корректировки.
  • Политический: присоединение Черногории к НАТО будет служить своеобразным раздражителем для Сербии и России. Что касается Сербии, то новое расширение НАТО за счет соседней Черногории будет означать значительное сжатие политического пространства для принятия важных внешнеполитических решений, а также возможность политического давления на руководство страны. Для России вступление Черногории в НАТО несет в себе потенциальное создание недружественного, или антироссийского фона в этой балканской стране, что будет означать постепенное снижение там российского присутствия в виде капитала и инвестиций.
  • Имиджевый: Расширение НАТО позволит продемонстрировать с одной стороны, жизнеспособность военно-политического союза, который в последнее десятилетие сталкивается с кризисом целевой идентификации; с другой – подтвердить сохраняющуюся привлекательность Альянса, прежде всего, для «сомневающихся» стран, которые тем или иным образом  связаны с Россией.

 

Принимая также во внимание курс М. Джукановича, ориентированный на интеграцию в западные структуры, ЕС и НАТО, и меры черногорского руководства по имплементации западных стандартов в военной области, проведении либеральных реформ в социальной и экономической сферах, можно утверждать о вероятностном принятии Черногории в Альянс в ближайшей перспективе.

 

Согласно официальному дискурсу в Черногории, присоединение к Альянсу является исключительно позитивным и правильным внешнеполитическим выбором по ряду причин. Прежде всего, вступление в НАТО ассоциируется с автоматической гарантией вступления страны в ЕС, который составляет важный пункт внешней политики. Кроме того, с помощью НАТО Черногория получает гарантии безопасности, что рассматривается черногорским руководством как необходимость в условиях нестабильности и повышения рисков в сфере безопасности на Балканах. Помимо прочего, вступив в НАТО, Черногория приобретает возможность заявить о себе как о независимом акторе на мировой арене; хотя ее независимость в этом случае, при предъявляемых со стороны Альянса требований к унификации процедур и стандартов, ставится под сомнение.

 

Фактические выгоды от вступления в НАТО для Черногории сводятся к возможности углубить процесс интеграции с Европейским Союзом за счет консенсуса и кооперации со многими странами в рамках другой западной структуры -  НАТО. Если оценивать издержки от такого политического решения, то они представляют собой:

 

1. Раскол черногорского общества по вопросу о вступлении. На сегодняшний день наблюдается противостояние прозападных (или про-атлантических) сил и тех, кто выступает за нейтральность Черногории (в частности, «Движение за нейтралитет Черногории»). По официальным социологическим данным, сторонники и противники вступления Черногории в НАТО делятся примерно поровну. Однако фактически число тех, кто хотел бы остаться нейтральным государством, существенно превышает «атлантистов».

 

2. Обязательства по увеличению военных расходов. Помимо этого, членство в НАТО накладывает обязательства в виде поддержки военных операций Альянса, осуществления различных гуманитарных миссий и т д.

 

3. Необходимость согласования действий и консультаций с руководством Альянса не только по поводу военно-политического сотрудничества, но и тех или иных внешнеполитических шагов.

 

4. Ухудшение отношений с Сербией, так как присоединение ее непосредственного соседа и традиционного партнера к Альянсу нарушает стратегическую картину в регионе, смещая ее в спектр влияния западных структур. Сербское руководство несколько раз заявляло о приоритетности нейтралитета в своей внешней политике[2], а общественность Сербии в своем абсолютном большинстве выступает против продвижения НАТО на Балканах.

 

Что ожидать России?

Несмотря на то, что премьер-министр Черногории М. Джуканович заверил российское руководство в том, что « евроатлантическая интеграция не будет мешать сотрудничеству с Россией»[3],  некоторое охлаждение двусторонних отношений скорее всего будет иметь место. В связи с тем, что черногорской политической элите необходимо добиться абсолютной поддержки своего курса на вступление в НАТО среди населения, можно ожидать появление организованных через СМИ, НПО, различные фонды инициатив, направленных на дискредитацию России и отрицание всего русского в глазах простых граждан. Вероятнее всего, единичные случаи, в которых звучит антирусская риторика, примут систематический и более масштабный характер. Кроме того, можно утверждать о возможном учащении нападок со стороны властей на российских предпринимателей и владельцев недвижимости под предлогом нарушения законодательства Черногории.

 

России необходимо быть готовой к подобному приему и реагировать достаточно сдержанно. Существенной оговоркой для России при корректировки ее политического курса в Черногории будет служить тот факт, что отныне по вопросам внешней политики Черногории необходимо будет обращаться не в Подгорицу, а в штаб-квартиру Североатлантического альянса в Брюсселе.



[1]«В НАТО нашли недостающее звено», Коммерсантъ, 29.06.2015. – Код доступа:  http://www.kommersant.ru/doc/2757132

[2] «Сербия не планирует вступать в НАТО», ИТАР-ТАСС, 22.03.2015. – Код доступа: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1846952

[3] Коммерсант, http://www.kommersant.ru/doc/2757132

 

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся