Блог Дарьи Басовой

Есть такая традиция - правительство распускать...

6 Февраля 2016
Распечатать

27 января 2016 года премьер- министр Сербии А. Вучич официально подтвердил зревшее уже несколько месяцев в сербских политических кругах решение провести досрочные парламентские выборы в нынешнем году. Инициатива получила полную поддержку президента Сербии Т.Николича, а также подспудное согласие оппозиционных партий в лице Сербской радикальной партии во главе с В.Шешелем, Демократической партии Сербии под руководством С. Рашкович-Ивич и ряда либеральных партий, включающих Демократическую, Либерально-демократическую и Социал-демократическую. Осторожное несогласие еще до принятия решения высказывала Социалистическая партия во главе с нынешним министром иностранных дел Сербии И. Дачичем, которая в коалиции с Сербской прогрессивной партией(СПС) А. Вучича обладает в настоящий момент большинством в Скупщине (парламент Республики Сербии). Иными словами, объявление о внеочередных парламентских выборах не привело к политическим пертурбациям, чем характеризовалась политическая система Сербии начиная с развала СФРЮ в 1990-х годах, - а наоборот, «оживило» сербскую внутреннюю политику на фоне объективно не лучшей экономической ситуации. [1] Кроме того, для сербского электората подобный демарш, при котором лидирующая по всем показателям и социологическим опросам партия инициирует досрочные выборы, стал уже привычным, поскольку в 2014 году президент так же по просьбе СПС распустил правительство и назначил новые выборы. Ситуация повторяется, несмотря на изменившиеся внутриполитические реалии и международный расклад сил. Мотивы премьер-министра и его партии на первый взгляд ничем не отличаются от двухлетней давности, однако стоит уточнить, каков имплицитный смысл выступлений А. Вучич по поводу досрочных выборов.

 

Из заявлений А. Вучича в 2014 году видно, что основными причинами, по которым СПС решилась на досрочные парламентские выборы, были следующие: 1) необходимость «ускорить реформы и модернизацию страны», 2) личные амбиции А. Вучича, который, будучи на тот момент вице-премьером, стремился возглавить Правительство Сербии, а, следовательно, - обеспечить более эффективное проведение собственных предложений и формирование государственного курса.  Несмотря на популярность фигуры А. Вучича и неплохой имидж СПС среди населения, тогда партии Вучича пришлось вступить в коалицию с Социалистической партией.  В 2016 году действующий премьер-министр, опираясь на высокую поддержку СПС гражданами, вновь решил попробовать завоевать абсолютное большинство в парламенте, не дожидаясь выборов в 2018 году. Обоснование осталось таким же: правительству необходимо проводить ускоренные реформы, которые «приведут Сербию к дверям Европейского Союза»[2]. Своеобразным «дедлайном» по присоединению Сербии к ЕС указывается дата 2020 год. Тем не менее, экономический блок вопросов является не единственным мотивом для роспуска правительства. Следует принять во внимание важные изменения, произошедшие в политике Сербии за последние два года. Прежде всего, речь идет о начале осуществления Белградом отдельных глав переговорной платформы с Брюсселем, а именно: по безопасности, миграции и системе правосудия. Это означает, что партия А. Вучича, взявшая курс на евроинтеграцию, стремится довести дело до более-менее логичных результатов с наименьшими для себя имиджевыми и политическими потерями.

 

Будучи осведомленным о сербских реалиях, А. Вучич понимает, что пророссийские настроения среди большинства сербов могут привести к напряженности при углублении интеграционного процесса. Помимо этого, реформы по «присоединению к Европейскому Союзу» в дальнейшем все больше будут сопряжены с вынужденными уступками со стороны Сербии; в конечно итоге, Брюссель опять поставит вопрос о признании статуса независимого Косова, на что крайне болезненно реагирует сербская общественность в силу сакральности этого края в сознании сербов. В такой ситуации рейтинг СПС будет резко падать, а протестный потенциал в обществе только нарастать. Следовательно, если бы выборы проходили в срок, в 2018 году, партия А. Вучича вероятнее всего не дотянула бы до них и вынуждена была бы подвергнуться всеобщему осуждению и лишиться власти. Продление же мандата на 4 года, -  то есть до 2020 г., - позволяет с одной стороны, удержаться у власти, с другой – выиграть время для достижения прогресса в переговорном процессе между Белградом и Брюсселем. Поэтому предложенная схема вполне продумана, так как логически увязывает внешнеполитические ориентиры с внутриполитическими. Дело осталось за малым   - спросить сербское население о его выборе, а точнее – о существовании для него какого-либо выбора… 



[1] Рост ВВП за 2014 год составил -1,8 % , уровень безработицы остается на уровне 30 %.  – данные World Bank 

http://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.KD.ZG

 

Поделиться статьей
Теги
Сербия

Текущий опрос

У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся