Проекты и доклады ЦИИ

Мобильность пенсий в рамках ЕАЭС и СНГ

3 Октября 2014
Распечатать

Евразийский банк развития (Центр интеграционных исследований) и Всемирный банк (программа МИРПАЛ) провели исследование «Мобильность пенсий в рамках Евразийского экономического союза и СНГ». В нем эксперты оценили перспективы внедрения в регионе эффективных механизмов, призванных решить проблемы пенсионного обеспечения трудовых мигрантов.

В условиях, когда более десяти миллионов людей ежегодно перемещаются через границы в поисках работы, проблема мобильности пенсий является не просто актуальной, но и жизненно важной для значительной части населения стран региона.

Под мобильностью пенсий понимается процесс межгосударственных взаимных зачетов пенсионных прав трудовых мигрантов. Как отмечается в докладе, внедрение практики мобильности пенсий в контексте процессов трудовой миграции в рамках формирующегося Евразийского экономического союза (ЕАЭС) может быть осуществлено с опорой на опыт стран Евросоюза.

В исследовании фокус сделан на странах-реципиентах рабочей силы (Россия, Казахстан, Беларусь) и странах-донорах (Кыргызстан, Таджикистан, Армения).

Снятие регистрационных барьеров и упрощение разрешительных процедур в трудовой миграции между странами ЕАЭС — важные и полезные меры, но они не смогут в полной мере обеспечить социальные гарантии для мигрантов. Это возможно только в условиях решения проблемы пенсионного обеспечения.

Авторы доклада констатируют, что пенсионные системы стран-реципиентов и стран-доноров существенно различаются. Поэтому на первый план выходят вопросы координации политики в области пенсионного обеспечения. Эта проблема может быть решена путем введения общего пенсионного пространства на принципах пропорционального начисления. Оно предполагает создание системы учета трудовой миграции и стажа работы мигрантов в разных странах, а также осуществление коммуникации и взаимозачетов между пенсионными фондами разных стран региона.

В результате принятия этих мер начислять пенсию и делать выплаты сможет пенсионный фонд той страны, в которой проживает конкретный человек и куда он обращается за назначением пенсии. Однако пенсионный фонд будет получать компенсацию (трансферты) от пенсионных фондов стран, в которых трудился этот человек. Компенсации между пенсионными фондами могут осуществляться пропорционально количеству отработанных в каждой стране лет.

Таким образом, мобильность пенсий должна стать неотъемлемой частью свободы передвижения рабочей силы в рамках формируемого единого рынка труда ЕАЭС и согласованной социальной политики. Формирование общего пенсионного пространства стран ЕЭП и ЕАЭС может быть шагом к сокращению нелегальной трудовой миграции и развитию системы цивилизованного найма на работу иностранцев.

В макроэкономическом смысле эффективный режим мобильности пенсий позволит повысить гибкость и эффективность использования рабочей силы, как фактора производства, и также глобальную конкурентоспособность Евразийского экономического союза.

Руководитель проекта: Владимир Перебоев, к.полит.н.

Доклад

Приложение к докладу

Презентация

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Каким образом заявления В.В. Путина в послании Федеральному Собранию и показ новых стратегических вооружений скажется на международной безопасности в ближайшие годы?

    Следует ожидать гонки вооружений ведущих государств мира, что приведет к неконтролируемой эскалации военно-политической напряженности во всем мире  
     155 (43%)
    Сделанные заявления и показ супероружия скорее завершают начатый ранее процесс обновления Вооруженных Сил России в ответ на вызовы современности, к этому на Западе давно были готовы — существенных изменений в глобальном балансе сил не произойдет  
     142 (40%)
    На наших глазах возвращается Ялтинско-Потсдамский мировой порядок, в которой Россия определенно играет роль одного из полюсов, что позволит иметь более стабильную архитектуру международной безопасности  
     53 (15%)
    Ваш вариант ответа. В комментариях  
     8 (2%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся