Евразийская интеграция: вызовы, перспективы и внешнее измерение

Последствия введения ответных санкций в отношении западных стран для российско-белорусских отношений и Таможенного союза

3 Декабря 2014
Распечатать

Введение Россией контр-санкций в отношении стран Запада может иметь нежеланные, и даже деструктивные последствия для активно развивающегося проекта евразийской интеграции. Ситуация с попыткой запрета транзита в Казахстан через территорию России может не только стать неприятным казусом на пути создания Евразийского Экономического Союза, но и послужить началом негативного тренда, особенно если тенденция к принятию политических решений в приоритетном порядке над решениями экономическими сохранится в рамках Таможенного союза. Если Россия желает и дальше развивать проект ЕЭС, то ей придется воздерживаться от принятия резких шагов в  отношении стран-членов Таможенного союза и стараться решать возникающие коллизии политического, экономического и правового характера путем дискуссий, так как именно такой подход способствует росту взаимного доверия и готовности сотрудничать, что является очень важным при реализации подобных проектов. 

 

К возникновению ситуации с попыткой запрета транзита продовольственных товаров в Казахстан через территорию Белоруссии и России привело сочетание нескольких факторов: стремление российских властей обеспечить стопроцентное выполнение указа президента от 6 августа о недопущении запрещенных товаров на российский рынок; желание российских компаний получить товары, спрос на которые остается крайне высоким и нежелание зарубежных фирм нести большие убытки из-за срыва поставок; что приводило к использованию транзита в Казахстан для теневых поставок запрещенной продукции на российский рынок. Безусловно, можно обвинить Белоруссию в желании заработать на российском эмбарго, предоставляя канал нелегальных поставок на закрытый для некоторых европейских товаров рынок, однако есть причины полагать, что власти Белоруссии не причастны к просочившемуся на российский рынок европейскому продовольствию. Во-первых, учитывая относительно небольшое количество инцидентов (88 случаев за период с 11 августа по 24 сентября)[1] можно предположить, что белорусские власти не могли использовать свое положение для извлечения из этого сколь-либо значимой выгоды. Во-вторых, Белоруссия сама является крупным поставщиком продовольствия на российский рынок, её доля в поставках в этом году выросла на 15%[2], и ей было бы экономически невыгодно способствовать поставкам конкурентной продукции на российский рынок. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что вины Белоруссии в происходящем нет, однако Россия пытается наказать именно её за происходящий реэкспорт, несмотря на то, что Белоруссия является важнейшим партнером в создании ЕЭС. Более того, от запрета транзита, может пострадать и Казахстан, т.к. поиск обходных путей поставщиками поднимет цены на эту продукцию. Позиция России в этом вопросе понятна: еще 2 октября была создана рабочая группа при ЕЭК, которая должна была заняться проблемой нелегального реэкспорта[3], однако по состоянию на конец ноября проблема все ещё не была решена[4]. Тем не менее, стоит понимать, что наладить процесс контроля за транзитом на территории Таможенного союза за 1.5 месяца крайне проблематично, а введение электронных систем слежения за передвижением товаров, предложенное ЕЭК, еще находится только на этапе согласования.

 

Принятие политического решения российским руководством о введении ответных санкций, в конечном счете, стало негативно отражаться на экономическом проекте Таможенного союза. Если Россия продолжит давление на Белоруссию и Казахстан, руководствуясь своими внутриполитическими целями, то это может привести, как минимум, к временной приостановке евразийской интеграции до тех пор, пока Россия не изменит своего отношения к партнерам. Самым разумным на этом этапе является не давление, а совместное решение проблем, возникающих в связи с режимом эмбарго России. Что же касается конкретно проблемы реэкспорта за счет транзита в Казахстан через территорию России, то здесь разумнее всего было бы применять жесткие наказания не к странам-партнерам, а к компаниям, стремящимся обойти режим санкций нелегальными способами.

 

автор: студент МГИМО Корсаков Тимур

редактура: Денис Чернышенко



[1] URL: http://ria.ru/society/20140926/1025803748.html

[2] URL: http://ria.ru/economy/20141128/1035606090.html

[3] URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/02-10-2014-1.aspx

[4] URL: http://www.vedomosti.ru/politics/news/36360341/rossiya-ustanovila-produktovuyu-granicu

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся