Блог Армена Айрапетяна

Каспий - море мира: к некоторым аспектам безопасности в регионе

8 Сентября 2015
Распечатать

Тезис о Каспийском море как акватории мира, стабильности, дружбы и добрососедства, кочевавший из одного итогового документа в другой по результатам встреч глав прибрежных государств, нашёл своё отражение в Соглашении о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море[i]. В приведённом договоре прикаспийские государства значительным образом развили идею Каспия как моря мира. Соглашение от 18.11.2010 г. базируется на следующем важном принципе, сформулированном в ст. 1 документа: «Обеспечение безопасности на Каспийском море является прерогативой прикаспийских государств». Иными словами, прибрежные государства самостоятельно обеспечивают безопасность в регионе. Для понимания этого положения необходимо обратиться к нормам Тегеранской декларации[ii], в которой провозглашено, что Каспийское море должно использоваться исключительно в мирных целях. Все вопросы на Каспии будут решаться прикаспийскими государствами мирными средствами, которые взяли на себя обязательства воздерживаться от применения военной силы во взаимных отношениях. Государства региона подтвердили, что их вооружённые силы не направлены на использование для нападения друг на друга, а также обязались воздерживаться от использования своих территорий другими не каспийскими государствами для совершения агрессии и других военных действий против любого государства региона. Более того, в Астраханском заявлении[iii] этот аспект был развит положениями неприсутствия на Каспийском море вооружённых сил некаспийских государств и обеспечения стабильного баланса вооружений на Каспийском море, осуществления военного строительства в пределах разумной достаточности с учётом интересов всех государств региона, ненанесения ущерба безопасности друг другу.

 

Соглашение от 18.11.2010 г. предполагает в сфере обеспечения безопасности на Каспийском море сотрудничество сторон путём взаимодействия компетентных органов  государств региона (в основном силовых ведомств) в двустороннем и многостороннем форматах и предполагает обмен информацией, проведение встреч и консультаций, обмен опытом работы, а также проведение согласованных мероприятий. Такое взаимодействие должно осуществляться без ущерба интересам какого-либо государства региона. Сотрудничество в сфере безопасности не ограничивается исключительно только рамками данного договора. Так согласно абз. 1 п. 3 ст. 2 соглашения допускается взаимодействие государств Каспийского региона на основе иных применимых международных договоров, участниками которых они являются, а также их законодательствами. Т. е. речь идёт о многоформатности обеспечения безопасности Каспия. Такие положения Соглашения от 18.11.2010 г. направлены на учёт сложившихся в регионе реалий. Россия и Казахстан являются членами ОДКБ и сотрудничают в этом формате, Азербайджан, Туркменистан, Казахстан и Россия, будучи полноправными членами, а Туркменистан – ассоциированным[iv] – в рамках СНГ. Все страны региона в той или иной степени: Россия и Казахстан в качестве полноправных членов, Азербайджан и Иран в качестве наблюдателей, а Туркменистан в качестве приглашённого гостя – вовлечены в деятельность ШОС. Более того, Каспийский регион также можно отнести к объектам сотрудничества между СНГ, ШОС и ОДКБ[v]. Ещё одним обстоятельством, которое учитывается при выстраивании архитектуры безопасности Каспийского региона, является провозглашённый Конституцией[vi] и одобренный международным сообществом[vii] постоянный нейтралитет Туркменистана. Данный нейтралитет определяется в качестве основы и одного из принципов внешней политики Ашхабада (ст. 1 Конституции), именуется также постоянным позитивным нейтралитетом, суть которого в числе прочих заключается в отказе от участия в военных блоках и союзах (ст. 6 Конституции). При этом Туркменистан не отказывается от создания многостороннего механизма обеспечения безопасности на Каспийском море[viii].

 

В заключении следует сказать, что соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море содержит положение в абз. 2 п. 3 ст. 2, запрещающее рассматривать данный договор как предопределяющий правовой статус Каспийского моря. Из этого можно вывести временный характер нынешней системы безопасности региона, которая предположительно подвергнется определённой модификации после заключения Конвенции, устанавливающей всеобъемлющий правовой статус Каспийского моря. Следовательно, архитектура безопасности в регионе может измениться. Однако сотрудничество в регионе Каспийского моря в сфере безопасности, по-прежнему останется многоформатным с частично пересекающимся членством государств региона в данных форматах

 

 


 

 

 

[i] Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море заключено в г. Баку 18.11.2010 г. // Ведомости Парламента Республики Казахстан. – 2014 . – № 11, ст. 76.
 
 
[ii] Декларация Азербайджанской Республики, Исламской Республики Иран, Республики Казахстан, Российской Федерации и Туркменистана принята в г. Тегеране 16.10.2007 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс.
 
 
[iii] Заявление президентов Азербайджанской Республики, Исламской Республики Иран, Республики Казахстан, Российской Федерации и Туркменистана от 29.09.2014 г. // Президент Российской Федерации. Официальный сайт. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/4754 (дата обращения 29.07.2015).
 
 
[iv] Решение Совета глав государств СНГ «Об Основных принципах участия нейтрального Туркменистана в Содружестве Независимых Государств» принято в г. Казани 26.08.2005 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс.
 
 
[v] См., напр., Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом Шанхайской организации сотрудничества и Секретариатом Организации Договора о коллективной безопасности подписан в г. Душанбе 05.10.2007 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс; Решение Совета министров иностранных дел государств-членов СНГ «О развитии сотрудничества Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств с Секретариатом Шанхайской организации сотрудничества» (Вместе с проектом «Меморандума о взаимопонимании...») принято в г. Астане 15.09.2004 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс.
 
 
[vi] Конституция Туркменистана от 18 .05.1992 г. №691-XII // Ведомости Меджлиса Туркменистана. – 1992. – №5, ст.30.
 
 
[vii] Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Постоянный нейтралитет Туркменистана» принята 12.12.1995 г. // Действующее международное право. Т. 3. – М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 736 - 737.
 
 
[viii] См.: Совместное российско-туркменское заявление подписано в г. Москве 25.03.2009 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс.

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся