Арктическая политика

Совет Федерации одобрил закон о СМП

25 июля 2012
Распечатать

 

18 июля сенаторы Совета Федерации высказали свою поддержку новому закону о СМП. Данный документ вводит понятие акватории Северного морского пути и четко очерчивает её границы, которые устанавливаются в рамках водного пространства, прилегающего к северному побережью России, охватывающего внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону РФ. Стоит отметить, что само понятие “акватория” вызвало оживленные споры среди экспертов и политиков, в связи с отсутствием его четкого определения в международном праве. Критики ссылались на то, что для советской и российской практики более привычным является термин “трасса”. Разногласия во многом удалось уладить благодаря закреплению особого статуса СМП как «исторически сложившейся национальной транспортной коммуникации Российской Федерации».

 

Закон также предусматривает создание Администрации Северного морского пути в виде государственного федерального учреждения. Основными ее функциями определены, в частности, выдача разрешений на плавание судов по указанным маршрутам, мониторинг погодных условий и ледовой обстановки, информационное сопровождение плавания по СМП и ряд других задач. Несмотря на важность данного органа, стоит отметить, что располагаться он будет в Москве. Таким образом - процесс претворения принятых решений в жизнь будет осложнен.

 

Законом вводится обязательное страхование гражданской ответственности владельцев судов за ущерб от загрязнения либо другой причиненный судном ущерб или обязательное наличие у них иного финансового обеспечения этой ответственности. При отсутствии такого страхования или должного финансового обеспечения, судно не может зайти в порт на территории РФ или выйти из него, прибыть к прибрежному сооружению в территориальном море России или отойти от него, а также получить разрешение на плавание в акватории СМП.

 

Следует напомнить, что Северный морской путь — кратчайший морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком, исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике. Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово).

 

Принятие закона позволит обеспечить выполнение задач Российской Федерации в Арктике, Морской доктрины Российской Федерации, в том числе национальных интересов Российской Федерации в отношении Северного морского пути, централизованное управление этой важнейшей транспортной коммуникацией, ледокольное обслуживание и предоставление равного доступа заинтересованным перевозчикам, в том числе иностранным.

 

По официальным правилам данный закон должен вступить в силу по истечении 180 дней после его опубликования.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся