Из Арктики с любовью

Пути развития Арктической зоны Российской Федерации

18 Февраля 2013
Распечатать
Поделиться статьей


  



    В главном стратегическом документе Российской Федерации -  "Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" (далее - Основы), который был принят Советом Безопасности РФ 18 сентября 2008 года, социально-экономическому развитию районов Севера России уделяется большое внимание. И все потому, что в северных районах скрыт поистине громадный потенциал. Речь идет не только о ресурсах, спрятанных под громадным ледовым покровом, но и о богатейшей культуре коренных малочисленных народов, быт и традиции которых непременно должны приумножаться и развиваться. К тому же, в Основах большой упор делается на необходимость развития инновационного образования в Арктической зоне Российской Федерации. Важно обучать молодежь с той целью, чтобы ее развитие не шло в отрыве от развития населения центральных регионов России. Особое значение в стратегическом документе придается созданию новых рабочих мест  и устройству на них представителей коренных малочисленных народов. Необходимость развития науки и культуры, образования и исследовательской деятельности в российской Арктике также подчеркивается в Основах.  Так, многими учеными Арктика по праву считается исследовательской лабораторией человечества, территорией открытий, инновационного поиска. Поэтому научно-технический потенциал Арктики, который накапливался десятилетиями, должен приумножаться.



 



 





 



 



   Сейчас Арктический регион характеризуется низкой плотностью населения и высокой дисперсностью расселения, однако российский Север отличается самой высокой урбанизированностью, когда более 80% человек проживает в городах и поселках городского типа. Мурманск, являющийся крупнейшим в мировой Арктике городом, а также другие 30 северных городов России, способны стать площадками новой экономики, основанной на знаниях и инновациях.



 



 



   В настоящее время учеными выделяется две группы регионов, представляющих вызовы инновационной модернизации, стоящие перед арктическими территориями в прогнозный период – старопромышленные и относительно недавнего хозяйственного освоения.



 



 





 



 



   К первому типу относятся Мурманская, Архангельская области, Норильский промышленный район. Более 75 лет назад началось их освоение. Там уже созданы научные школы, образовательные центры, накоплен человеческий потенциал, что, несомненно, важно для модернизации. Однако, барьером является обратная сторона – старые материальные активы, консервативные представления местной власти, старая экономическая система и так далее. Модернизация этих районов, скорее всего, будет проходить посредством создания инновационных кластеров в результате трансформации ранее сложившихся индустриальных промышленных комплексов и нового комплексирования хозяйствующих субъектов. Здесь три типа регионального промышленного сектора. В Норильском районе деятельность ведет лишь одна крупная корпорация «Норильский никель», и все темпы инноваций зависят исключительно от внутренней корпоративной политики. Мурманский промышленный сектор формируется сразу несколькими крупными и средними корпорациями, и успешное продвижение модернизационных проектов здесь зависит уже от совместных действий местной власти и бизнес-сообщества. Что касается Архангельской области, то ее промышленный сектор представлен малыми и средними хозяйствующими субъектами, поэтому необходимым является непосредственное участие власти в инновационных процессах.



 



 



 



   Второй тип территорий включает в себя Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа, арктические районы Республики Саха (Якутия), достаточно молодой в хозяйственном отношении Ненецкий автономный округ и плохо освоенный в хозяйственном плане Таймырский район Красноярского края. Значительную долю населения составляют коренные малочисленные народы Севера – носители уникального традиционного знания о ландшафтах Арктики, традиционных ценностей и культуры. На этих территориях хозяйственное освоение началось сравнительно недавно – 30-40 лет назад. Плюсы для модернизации этих районов состоят в молодости их материальных активов, значительной мобильности основных экономических структур. Минусы в дефиците человеческого капитала, местных структур профессионального образования, элементов инновационной и обычной инфраструктуры. Модернизация, вероятнее всего, здесь будет проходить через формирование обширных по площади зон опережающего развития. Что касается промышленного сектора Ямало-Ненецкого автономного округа, то его формирует одна крупная ресурсная корпорация ОАО «Газпром». Результаты инноваций также зависят от проводимой ею внутренней политики. Промышленная структура Ненецкого автономного округа помимо нефтегазовой компании ОАО «Лукойл» представлена еще и несколькими средними и малыми нефтегазовыми компаниями. Совместные усилия корпоративных структур и местной власти здесь являются необходимыми. Хозяйственная структура Чукотки и арктических улусов Якутии представлена большим количеством малых и средних предприятий, а следовательно, государственное регулирование инновационных процессов здесь необходимо.



 



 





 



 



   Достаточно новым и перспективным направлением при обновлении инфраструктуры на Севере России является развитие туризма. Речные круизы по рекам арктического бассейна Оби, Енисею и Лене, горнолыжные туры, скалолазные маршруты, экстремальные авторалли, водный туризм по рекам, озерам и морям, минералогические экскурсии, познавательные, экологические, приключенческие, историко-этнографические туры, туры к Северному полюсу и по Северному Ледовитому океану на атомных ледоколах и так далее. Все это, в конечно итоге, при верном подходе, будет способствовать развитию северных регионов и популяризовать знания об Арктике.



 



 



   Итак, потенциал дальнейшего социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации огромен. Он базируется не только на экономической модернизации районов Севера, хотя этот пункт требует наибольшего внимания от властей и наибольших затрат усилий и финансов. Развитие Северных районов России возможно и за счет усиления научной деятельности в регионе, сохранения самобытных традиций малочисленных коренных народов Севера, а также развития арктического туризма.



 



 



Автор: Корнилова Анастасия


Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся